Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Общественная практика показала, что реальное обеспечение прав и свобод человека в России, да и не только, требует формирования в рамках всего общества некой слабо формализованной системы, обеспечивающей гражданам возможности влияния на все стороны и сферы их жизнедеятельности, помимо влияния государства. И чем позитивнее процесс взаимодействия государственных, властных институтов и самостоятельно действующих самых разнообразных объединений граждан, тем более развито гражданское общество.

Содержание

Введение
Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина…...........................................................................................5-11
Конституционные обязанности граждан РФ и гарантии их реализации……………………………………………………………12-14
Гарантии прав и свобод:
Понятие…………………………………………………………........15
Виды………………………………………………………………16-17
Правовое закрепление…………………………………………...18-22
Пределы действия прав и свобод……………………………….23-26
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Хабирова Л.И. 121 уч.группа.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

К коллегиальным  и единоличным действиям (решениям) , которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление  официальной информации, ставшей  основанием для совершения действий (принятие решений) . В законе от 27.04.93г  установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) , в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение в него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

 

Это согласуется  и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон  от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений) . В то же время гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений) , но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия (решения) , приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует своего законодательного решения.

 

Существенным  дополнением Закона является включение  в него нормы о том, что убытки, моральный вред нанесенные гражданину признанными незаконными действиями или решениями, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101) . В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетностью проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Сейчас возникла реальная возможность осуществления  этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49 десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала заслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи - демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, принятая 04.11.50. Конвенция, во-первых, закрепила основные стандарты прав человека в Европе. Во-вторых, обязала государства быть последовательными в их реализации. В-третьих, закрепила международную систему прав и свобод человека. Цель Конвенции -поставить в центр Европейской политики человека. Гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином, о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба в Европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину.

 

Жалоба - это  сигнал возникновения нарушения  прав и свобод человека, а не только "обращение", как было принято  в советском законодательстве, в государственный или иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений. Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которую уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если к тому же содержащей относящейся к делу новой информации, также, если необоснованно либо признанно, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.

 

Огромную роль в гарантии прав и свобод гражданина в последнее время играет существование законов "О свободе совести и религиозных объединениях " от 09.09.97 г., Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав гражданина РФ" от 06.12.94 года с дополнением от 26.11.96 года, Федеральный закон от 19.05.95 "Об общественных объединениях". Хотелось бы особо отметить федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от 26.02.97, в котором определен порядок назначения и снятия с должности уполномоченного по правам человека в РФ, его компетентности, организационных форм и условий его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пределы действия прав и свобод

 

Образующие  пределы, границы, рамки реализации прав и свобод складываются как в  виде ориентиров правильного поведения  людей, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, так и в форме ограничений осуществления прав и свобод. "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7 Конституции РФ). "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55).

 

Когда речь идет о конституционных пределах осуществления  прав и свобод, то в этом случае прежде всего имеется в виду положение  ч. 1 ст. 55 Основного закона: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

 

Однако круг конституционных предписаний, устанавливающих  пределы реализации прав и свобод, значительно шире. Упомянутая здесь норма является ведущей. Но те же функции, хотя у них есть и свое главное назначение, выполняют и другие пожелания Основного Закона Российской Федерации. Если попытаться распределить эти нормы по характеру регулирования ими пределов осуществления прав и свобод, то условно можно выделить четыре основные группы.

 

Первая группа – нормы, регулирующие пределы осуществления  прав и свобод граждан в наиболее общей форме. Сюда, кроме упомянутой нормы ст. 55 Конституции РФ следует также отнести и некоторые положения ее преамбулы, и в частности те из них, которые провозглашают цели и задачи Российского государства, единство свободы и ответственности личности, В эту же группу, видимо, имеет смысл включить и все те положения первой главы Основного закона РФ, которые формулируют основы конституционного строя России. Все они – и это главное – выступают в качестве ориентиров, критериев свободного и правильного выбора каждым человеком целей, способов и форм пользования своими конституционными правами и свободами (например, ст. 2 Конституции). "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства".

 

В отличие от первой, вторая группа объединяет конституционные предписания, содержащие критерии и ориентиры в виде конкретных указаний на цели, общие интересы, общие блага (в частности, здоровье, образование и прочие), которыми должны руководствоваться граждане при пользовании каким-либо отдельным основным правом, группой прав. Такого рода предписания установлены, например, в ч. 3 ст. 37 нашей Конституции. В соответствии с ней: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда...". Хотя в этом и других подобных случаях критерии и ориентиры, с учетом которых только и могут реализовываться права, сформулированы также весьма обобщенно. Однако здесь они связаны с конкретным правом, группой прав (свобода труда).

 

"Каждый гражданин  Российской Федерации обладает  на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные  обязанности, предусмотренные Конституцией  Российской Федерации", – гласит ч. 2 ст. 6.

 

Из этого  конституционного принципа вытекает целый  ряд важнейших положений, и в  их числе вывод о том, что все  нормы Основного Закона Российского  государства, устанавливающие обязанности  граждан, регулируют также и пределы  осуществления их прав и свобод. Выполняют же они эту функцию иначе, чем правовые средства, объединенные в первую и вторую группы, и составляют третью группу норм.

 

Наиболее резко  пределы осуществления прав и  свобод граждан очерчиваются конституционными и другими запретами. Разработчики в этом случае используют такую юридическую лексику: "никто не может..."; "не допускается"; "запрещается"; "если иное не предусмотрено законом". Все эти формы запретов адресованы не только гражданам, но и другим правореализующим субъектам – государству, его органам, должностным лицам и пр. Вот пример: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление" (ч. 1 ст. 50). "Не допускаются пропаганда или агитация,  возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального ,  расового, национального, религиозного или языкового превосходства" (ч. 2 ст. 29). "Каждый имеет право на тайну переписки... Ограничение этого допускается только на основании судебного решения" (ч. 2 ст. 23). Кроме того, пределы могут выражаться в виде установления сроков. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56). "До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов" (ч. 2 ст. 22). "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81). К числу универсальных запретов относится, в частности, такое положение Конституции, как: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 3), 24, 28, 34 (ч. I), 46-54 Конституции Российской Федерации" (ч. 3 ст. 56). В качестве фиксации пределов прав и свобод установлен, в частности, особый порядок изменения и дополнения главы второй Конституции наряду с первой и девятой. Наиболее впечатляет применительно к обсуждаемым проблемам следующее предписание Конституции: "Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (ч. 3 ст. 13).

 

Запреты хотя по своей природе и сродни обязанностям, тем не менее в области установления пределов осуществления прав и свобод играют свою весьма важную роль и потому составляют здесь особую (четвертую) группу правовых средств.

 

Из предложенной здесь классификации конституционных норм, регулирующих пределы осуществления основных прав и свобод граждан, можно сделать несколько хотя и простых, но важных для понимания проблемы выводов. Во-первых, эти пределы устанавливаются не одной, как это может показаться, на первый взгляд, а целым рядом конституционных правовых норм; во-вторых, наличие различных по выполняемым функциям в правореализующем механизме норм обеспечивает дифференцированное регулирование пределов осуществления гражданами своих прав и свобод в различных сферах; в-третьих, каждая из указанных групп специфическими средствами определяет пределы пользования и распоряжения гражданами своими правами и в итоге гарантирует правильное осуществление этих прав и свобод.

 

Критерии и  ориентиры, образующие пределы осуществления прав и свобод граждан, строго говоря, нельзя подразделять по степени иерархической важности. Каждый из них в этом смысле стоит на высшей ступени социальных ценностей нашего общества. Однако не подлежит сомнению, что в этом ряду высших критериев следует прежде всего называть такие; построение демократического правового государства, его задачи, интересы общества, народа, его благосостояние, укрепление и защита конституционного строя, защита Отечества и другие.

 

Наша Конституция  не использует такое понятие, как злоупотребление правами, т.е. "употребление права во зло". Понятно, что злоупотреблять правами и свободами гражданин может в процессе их реализации. Ущерб от его недобросовестных противоправных действий могут терпеть права других граждан, как приобретенные ими в конкретных правоотношениях, так и реализуемые вне таковых. Однако значительно чаше встречаются нарушения пределов реализации прав и свобод со стороны государственных органов и должностных лиц. Это происходит в результате выхода за рамки установленной законом компетенции или злоупотреблений своими полномочиями. "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба" (ст. 52).

 

Заключение

Права и свободы  человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

Информация о работе Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ