Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;
Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..7
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года……………….15
Глава II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции………………………………………………………..24
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации…………...28
§3. Сущность конституции……………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованых источников…………………………………………….47
Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства10.
Конституционные акты послеоктябрьского
периода в России базировались на
утопических представлениях о тенденциях
мирового революционного процесса, ожидании
близкой победы социализма во всех
странах и установление коммунизма.
В этих актах воплощена
Начиная от первых декретов
Октября конституционное
Первая Конституция РСФСР
была принята V Всероссийским съездом
Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной
закон государства переходного
периода от капитализма к социализму.
Её сущность состояла в юридическом
закреплении диктатуры
Признавались равные права
граждан независимо от их расовой
и национальной принадлежности. Объявлялись
незаконными какие-либо привилегии
или преимущества и на этом основании
какое бы то ни было угнетение национальных
меньшинств или ограничение их равноправия
(ст.20). В то же время, идеологизированная
направленность Конституции проявлялась
в лишении избирательных прав
непролетарских слоёв населения - представителей
так называемого “
Конституция РСФСР от 1918
года закрепила федеративное устройство
России. Предусматривалось, что Советы
областей, отличающихся особым бытом
и национальным составом, могли объединяться
в автономные областные союзы, входившие
на началах федерации в РСФСР
(ст.11). Устанавливалась единая, взаимосвязанная
система центральных и местных
органов государственной
С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную14.
Вторая Конституция РСФСР,
принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией
СССР 1924 г, отразила смягчение политической
и экономической обстановки в
стране, происшедшее в связи с
окончанием гражданской войны и
образованием СССР. Эта Конституция
юридически оформила новый государственно-правовой
статус России как союзной республики
в составе СССР. Конституционно закреплялось
федеративное устройство России. Статья
2 Конституции РСФСР 1925 года гласила
“Российская Республика есть социалистическое
государство рабочих и
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года15.
Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства16. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества17. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.
Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.
Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства18.
Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.
С учетом поправок 1989-1992 годов
Конституция РФ приобрела принципиально
новые черты: отказ от социалистической
модели общественного развития, монопольного
положения КПСС в политической системе,
признание идеологии
Из официального названия
страны и республик в составе
РФ были исключены определения “
Существенно преобразовывалось
государственное устройство. Бывшие
автономные республики и ряд автономных
округов и областей добились статуса
республик в составе РФ. Повысился
статус краев, областей, городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга.
На основе федеративного договора от
31 марта 1992 года разграничивалась компетенция
органов государственной власти
Федерации и её субъектов; устанавливались
гарантии территориальной целостности
России. Прекращением существования
СССР было обусловлено исключение из
Конституции статей, ограничивающих
суверенитет России. Изменилась государственная
символика России. Подтверждалась полная
международная
Объективно и неотвратимо
назревавшая, копившаяся в годы застоя
потребность перемен достигла своей
критической точки и
В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, в том числе принципа разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда, которая начала эту работу22.
Однако сложная расстановка
политических сил в составе народных
депутатов приводила к
Конституция 1993 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу23.
Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами.
Переходная российская система начала 90-х годов, латаемая на каждом Съезде народных депутатов старая советская Конституция способствовали развитию кризиса.
В этих условиях принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.
Проектов новой конституции
в предшествующие годы было подготовлено
много. Основными из них являлись
Проект Конституционной комиссии и
проект, подготовленный Конституционным
Совещанием, созванным по решению
Президента Российской Федерации. Последний
вобрал в себя многие положения проекта
Конституционной комиссии и был
принят за основу при окончательной
доработке Конституции с
Сильная президентская власть – стержень Конституции 1993 года, ее основное политическое содержание. Своеобразной формой ее защиты явилась и процедура поправок и пересмотра Конституции. Полномочия президента получили тщательную юридическую проработку. Пожалуй, только пределы этих полномочий не всегда ясно обозначены. Такова, например ст. 20 Конституции, устанавливающая только одно ограничение относительно полномочия президента издавать указы и распоряжения (они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам), но ничего не говорящая об их характере (Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года).
Юридической определенности, характерной для положений о полномочиях Президента, не хватает ряду других очень важных разделов Конституции РФ.
12 декабря 1993 года было
проведено всенародное
Президент Российской Федерации
Б. Н. Ельцин после разгона Верховного
Совета России и ввиду фактического
игнорирования действия Конституции
Российской Федерации — России 1978
года издал указ от 1 октября 1993 года
№ 1557 «Об утверждении Положения
о выборах депутатов
Таким образом, инициатором всенародного голосования был Президент России, что прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики — принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету РСФСР (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10).
Также, в соответствии со ст. 35 закона «О референдуме РСФСР»:
При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме27.
Причём данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Несмотря на то что президент
не вправе был инициировать референдум
и за новую конституцию
Информация о работе Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства