Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;
Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..7
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года……………….15
Глава II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции………………………………………………………..24
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации…………...28
§3. Сущность конституции……………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованых источников…………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция РФ, ее сущность и юрид св-ва.docx

— 115.48 Кб (Скачать файл)

Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить  Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.

Итоги всенародного голосования

В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции28, что составило гораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных29.

Одновременно были проведены  выборы в Государственную думу и  выборы в Совет Федерации первого  созыва — органы, введение которых  предусматривалось проектом новой  Конституции.

По указу президента России Б. Н. Ельцина от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению  государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной  кампании 1993 года» от участия в  выборах в Федеральное Собрание были отстранены как имеющие отношение  к вооруженному мятежу партии и организации, члены которых принимали участие  в столкновениях конституционного кризиса 1993 года на стороне Верховного Совета России30.

На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный «Выбор России») в сумме получили менее  половины голосов избирателей (менее 17 % от списочного состава).

Тем самым в России установилась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту  президента России Б. Н. Ельцина.

Версии о фальсификации

В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о  масштабных фальсификациях на референдуме (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам данной комиссии, в референдуме принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей31, в связи с чем легитимность принятия Конституции и по результатам голосования подвергается сомнению некоторыми исследователями.

Однако, Центризбирком при  подведении итогов посчитал Конституцию  принятой, и 25 декабря 1993 года она была опубликована в Российской газете. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова32.

Одна из версий о крупномаштабных  фальсификациях была основана на предположении, что миллионы бюллетеней были «вброшены» в пользу ЛДПР и КПРФ, хотя на самом  деле в 1993 году с большим отрывом  должна была победить партия власти в  лице «Выбора России». Согласно ей, люди, вбрасывающие бюллетени в пользу оппозиции, были вынуждены одновременно вбрасывать и бюллетени конституционного референдума. При этом будучи противниками демократических реформ гипотетические фальсификаторы добавляли бюллетени  «против» проекта Конституции. По такой  версии как раз дополнительные голоса «против» и обеспечили многомиллионное  увеличение явки на конституционном  референдуме. Критики данной гипотезы указывают, то что весь «математический  расчет» общей цифры в 9 миллионов  «вброшенных» бюллетеней, появившийся  в марте 1994 года, занимает одну строчку: приписанное число голосов равно  официальному числу голосов «против» Конституции минус три седьмых  официального числа голосов «за». То есть его авторы основывались на простейшей экстраполяции на всю  Россию официальных данных о пропорции сторонников и противников Конституции в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других продемократических регионов33.

Новая Конституция была принята  всенародным голосованием 12 декабря  и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие  особенности, которые ей присущи  и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались  еще в последних редакциях  постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Однако Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого  и утверждаемого ею общественного  и государственного строя строго правовое оформление.

Она впервые применила  дефиницию общественного строя  как конституционного, что означает коренное отличие его принципов  от постулатов и устоев социалистического  строя34.

В Конституции более четко  проработаны нормы о разделении властей.

Она внесла значительные изменения  в систему органов государственной  власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала  принципы двухпалатного построения представительного органа государственной  власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок.

Но, к сожалению, многие положения  Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что  значительная по масштабам и очень  важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими  методами и средствами35.

В системе государственных  органов последнего десятилетия  крупную роль играет Администрация  Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре  и полномочиях не сказано ничего.

Очень расплывчато определен  способ формирования Совета Федерации.

Такого рода примеры свидетельствуют  о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового  регулирования36.

Достоинство Конституции  видят в том, что она позволяет  изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в  деятельности органов власти приписываются  всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права  мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей  неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит  в толковании Конституции (ФКЗ от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном  суде РФ»), а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых  норм.

Доминирующим настроением  в работе творцов Конституции  было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов».

Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции  в «каталог современных достижений в области демократии и прав человека37.

Законодателю следует  ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной  вывести страну из кризиса, в котором  она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

 

Глава II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации

§1. Понятие конституции

 

Конституция в  любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический  фундамент государственной и  общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция  на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями  человека и гражданина, формами правления  и государственного устройства38.

Конституция (от латинского constitutio – устанавливаю, учреждаю) - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании  произвола власти и бесправия  подвластных. Регулирующая роль конституции  касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную  организацию, но и негосударственные  сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере  гражданского общества. Никакая конституция  не может обойти взаимоотношения  государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право  в целом оказывает формирующее  воздействие на различные стороны  общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную39.

Термин «конституция» - употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция – фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя и 2) конституция юридическая – особого рода юридический документ40.

Термин «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция – система правовых актов, регулирующих основы общественного  и государственного строя, правового  положения личности и объединений  граждан независимо от того, в каком  правовом документе закреплены эти  нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в  других правовых актах, порядок которых  отличается от порядка принятия конституции, однако является более усложненным  по сравнению с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме и т.д.)41 Во многих зарубежных странах акты такого рода называются органическими законами42. В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или несколько актов, могут быть и конституционные обычаи), которые (-рые) официально объявлен (-ны), как, например, в Великобритании, конституцией государства43. При использовании термина «конституция» чаще всего имеется в виду юридическая конституция в ее формальном значении.

Конституцию можно рассматривать  как микромодель общества, его  юридический каркас, в рамках и  на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы общественного  и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство". 44

Конституция как Основной закон государства учреждает  политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ, различных правовых актов субъектов  Федерации (включая их конституции  и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически  всеми политическими силами, а  это неизбежно влечет за собой  повышение значения и ответственности  всех государственных правотворческих  органов45.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции  законодатель придаёт статус прямого  и непосредственного действия, что  позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в  судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.46

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои  общества, политическую форму его  существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения  конституции.

Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет  его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы  сохраняют свою определенность и  высшую юридическую силу по отношению  к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью47. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая  процедура по внесению в нее изменений  и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности48. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной  власти. Она выступает правовой основой  становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной  власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти (Конституция РФ).

Конституция РФ – важнейший  юридический, политический и идеологический нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе  российского демократического государства.

Конституция РФ – это  единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ  учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности  человека и гражданина49.

Информация о работе Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства