Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;
Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..7
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года……………….15
Глава II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции………………………………………………………..24
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации…………...28
§3. Сущность конституции……………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованых источников…………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция РФ, ее сущность и юрид св-ва.docx

— 115.48 Кб (Скачать файл)
  • учредительную;
  • регулятивную;
  • духовно-мировоззренческую;
  • обеспечения общественной устойчивости;
  • соединения традиций и модернизации;
  • стратегического целеполагания;
  • систематизации законодательства, права61.

Конституция является актом  учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Предмет конституционного регулирования - государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает  территориальные, организационные  формы власти, способы вхождения  людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. В законодательстве есть множество актов, более объемных, чем Конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного  предмета регулирования, как она. Отношения, учреждаемые названными актами, производны от отношений, учреждаемых Конституцией. Поэтому Конституцию еще можно  охарактеризовать как первичный  учредительный акт62.

Конституция не только учреждает  общественные и государственные  институты, но и регулирует их текущую  деятельность с помощью закрепления  прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Конституция обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование. В этой части она действует, как и другие нормативные правовые акты. Необычность регулятивной функции Конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования: отношениях по отправлению верховной государственной власти, ограничению государственной власти и обеспечению автономного статуса индивидов в обществе.

Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Мировоззрение - система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает (должен занимать) в нем человек. Формой мировоззрения  является идеология - система индивидуальных, групповых, классовых воззрений  на отношения людей друг к другу, власти, установок (программ) по сохранению, изменению существующего общественного  порядка, исходя из соответствующих  интересов63. Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, Конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический выбор. Скажем, российские Конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли построение вначале социалистического общества ("от каждого по способностям, каждому по труду"), затем коммунистического общества ("от каждого по способностям, каждому по потребностям")64.

Конституция выражает моральные  установки, господствующие в обществе. С помощью Конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, религиозных, этических, др. Конституция  отвечает за юридическое освящение  названных ценностей, придание им статуса  непреложных начал, требующих к  себе выспренного отношения.

Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, сопрягать воедино  разные поколения, десятилетия, даже столетия. В идеале она - средство обеспечения  многолетней, многопоколенной преемственности  в обществе, а значит - сила, которая  наряду с государством, религией, языком формирует народ, превращает его  из объекта манипуляций в субъект  истории, знающий свои исторические корни, держащийся за них, способный  на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько  людских поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которую  им не дано менять и которая ценна  сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач. Это резко усиливает действенность  Конституции65.

Устойчивость общества нельзя отождествлять с застоем. Устойчивость не отрицает, более того, предполагает эволюционные перемены. Поэтому Конституция  не может не решать проблему соотношения  в обществе традиций и модернизации, культурно-исторической (в самом  широком смысле) преемственности  и введения в социально-экономическую, политическую, духовную жизнь общества новых элементов, ценностей иных народов, культур, что делает конституционный  процесс внутренне противоречивым. Необходим, следовательно, поиск путей, позволяющих обеспечить одновременно и историческое затвердение конституционного материала, и его непрерывное  соответствие вечно изменяющейся общественно-политической практике.

Конституцию можно менять не за счет изменения ее текста, ее привычных  и уже дошедших до людей формулировок, а за счет ее нового истолкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур66.

Обращение к толкованию как  способу совершенствования Конституции  и органичного соединения в конституционном  процессе устойчивости и изменчивости требует наличия ряда условий, без которых возможности правового толкования не будут востребованы. Среди упомянутых условий назовем два.

Во-первых, в стране должны сложиться влиятельные группы, заинтересованные в общественно-политической стабильности, осознающие этот свой интерес и способные  противостоять превращению в  серьезную угрозу для страны радикальных  консерватизма и модернизации. Другими  словами, необходимо складывание в  обществе среднего класса, уравновешивающего  иные общественные течения. А это  уже проблема во многом социально-экономическая  и глубже - цивилизационная67.

Во-вторых, Конституция не должна содержать положения, выражающие узко групповые интересы отдельных  слоев: классов, этносов, профессиональных сословий. Узко групповая идеологическая и тому подобная нацеленность Конституции  всегда будет побуждать конституционно "обделенные" группы к пересмотру ее положений. Поэтому конституционный  текст должен вбирать в себя лишь те идеи и принципы, что принимаются  или, по крайней мере, не отвергаются  всеми общественными группами, способными влиять на выбор политического курса  государства и общества68.

Традиции и модернизация как обеспечиваемые правом ценности разводят Конституцию и обычное (текущее) законодательство. Конституция  должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества. Обычное законодательство, наоборот, важно нацеливать на обеспечение  необходимых изменений в допускаемых  Конституцией пределах.

Конституция выполняет в  обществе функцию стратегического  целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция - та постоянная суть, которая в разных исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций. Таким образом, Конституция - это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов69.

Конституция - основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Для нас привычно использование эталонов мер, весов, времени. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для  законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Конституция - это  своеобразный поверочный инструмент, с помощью которого выявляются и  разрешаются внутриправовые противоречия, а значит усиливается системность  права.

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции как общественного договора70. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит  сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума71.

Некоторые представители  школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа72. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной  волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции73.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности74.

Общедемократическая сущность Конституции предполагает, что полноправными  гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие75.

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции  и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию" (Преамбула Конституции РФ).

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением -- учредительной властью76. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции  проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей  конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие  отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный  правовой акт. Конституция затрагивает  все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и  другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

  • в верховенстве конституции;
  • в ее высшей юридической силе;
  • в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
  • в особой охране конституции;
  • в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок77.

 

Заключение

 

Конституция РФ – это  единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ  учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности  человека и гражданина.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная  конституция, признающая неотчуждаемость  основных прав и свобод человека и  предусматривающая демократизм  организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив  адекватную интерпретацию Конституции  в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Информация о работе Конституция РФ, ее сущность и юридические свойства