Конституция РФ 1993 г.: история создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении причин принятия Конституции РФ 1993 года, как основного закона государства.
На основании указанной цели мною решаются следующие конкретные задачи:
1. Изучить что такое Конституция;
2. Выявить значение и роль Конституции;
3. Изучить необходимость смены конституции РСФСР 1978 года;
4. Проанализировать работу Конституционного совещания и развитие конституционного кризиса;
5. Изучить поправки 2008 года;
6. Сравнить Конституцию России с Конституцией США.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1 Конституция
1.1 Понятие конституции…………………………………………………...4 стр.
1.2 Значение и роль Конституции………………………………………….6 стр.
1.3 Первые конституции……………………………………………………7 стр.
1.4 Структура Конституции РФ……………………………………………8 стр.
1.5 Поправки и пересмотр Конституции РФ……………………………...10 стр.
Глава 2 Конституция 1993 г.: история создания
2.1 Необходимость смены Конституции РСФСР 1978 г………………..12 стр.
2.2 Работа Конституционного совещания………………………………..14 стр.
2.3 Развитие конституционного кризиса…………………………………17 стр.
2.4 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года………………………...19 стр.
2.5 Президент и его полномочия по Конституции РФ 1993 г………….20 стр.
2.6 Поправки 2008 года……………………………………………………22 стр.
2.7 Сравнительный анализ Конституции России и США………………24 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список источников…………………………………………………………28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция РФ 1993г..история создания.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные  поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Поправки и  пересмотр Конституции РФ

Субъектами, которые могут  вносить предложения о конституционных  поправках и пересмотре положений  Конституции, являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Совет федерации;
  3. Государственная дума;
  4. Правительство Российской Федерации;
  5. законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  6. группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в  зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1.изменение положений  глав 1 (основы конституционного  строя), 2 (права и свободы человека  и гражданина) и 9 Конституции;

2.поправки к остальным  главам (кроме статьи 65);

3.внесение изменений в  статью 65 в связи с изменением  наименования субъекта Российской  Федерации;

4.внесение изменений в  статью 65 в связи с изменением  состава Российской Федерации.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут  быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура  пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции  РФ начинается с внесения субъектом  конституционной законодательной  инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную  Думу. Если это предложение будет  принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также  должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок  формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном  Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает  одно из следующих решений:

  1. подтверждает неизменность Конституции;
  2. разрабатывает проект новой Конституции, который: принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Конституция 1993 г.: история создания.

2.1 Необходимость  смены Конституции РСФСР 1978 г.

До 1993 года в стране действовала  Конституция принятая в 1978 году Верховным  советом РСФСР. Государство объявлялось «советским», но не правовым. Конституция 1978 года была принята в связи с принятием в 1977 году Конституции СССР. По Конституции 1978 года роль коммунистической партии была отражена еще сильнее, которая являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» 1 В основу организации государственной власти был положен принцип верховенства Советов. Ведение хозяйства основывалось на жесткой централизации. Не допускалась частная собственность. С таким содержанием Конституция противоречила процессам перестройки, которые начались в 1985 году. Если учитывать поправки 1989 – 1992 г., то Конституция РФ приобрела новые черты: отказ от социалистической модели развития, концепция разделения властей. Страна т республики входившие в ее состав больше не имели в своих названиях определений «советская» или «социалистическая».

Страна стала называться Российской Федерацией. Было узаконено равноправие форм собственности, признается частная собственность на землю. Права местного самоуправления расширились. Была включена в Конституцию, принятая 22 ноября 1991 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина. Появилась возможность свободно создавать политические партии. Но несмотря на все эти достоинства у Конституции был один большой недостаток – отсутствовал явно изложенный принцип разделения властей.Верховный Совет принимали поправку за поправкой в Конституции, чтобы ограничить полномочия Президента, а исполнительная власть находилась под их контролем.

Если смотреть по Конституции, то Президент был наделен не малыми правами, но в самых значительных решениях он находился под контролем  парламента. В послании Конституционного Суда Верховному Совету «О состоянии  конституционной законности в Российской Федерации» от 5 марта 1993 г., было отмечено что Президент и Верховный  Совет не раз вторгались в полномочия друг друга.

Несовершенство механизма  государственной власти привело  к борьбе двух тенденций в парламенте - реформаторской и оппозиционной. Верховный  Совет и Съезд противостояли  деятельности Президента.

С марта 1993 года стали напряженными отношения между Верховным Советом  и Президентом. В марте Президент  подписал Указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса власти». Но на следующий же день внеочередная сессия Верховного Совета выступила против намерений Президента. Еще через день Конституционный Суд РФ заключил, что Указ «в ряде своих положений» не соответствует девяти статьям Конституции.

Эти обстоятельства указывали  на то, что несовершенство Конституции  приводит к кризисам, но способов их решения не содержит.

К основным причинам смены  Конституции 1978 года относятся:

  • политические: форма правления сменилась; КПСС прекратила свое существование; учреждался пост Президента; идет разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  • экономические: начинается переход к рыночной экономике; появляется многообразие форм собственности.
  • социальные: принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 года).

Необходимость конституционных  перемен назревала реально. В  Конституцию начали вносить изменения, но как бы она не обнавлялась, она  больше не могла служить юридической  базой для тех преобразований, которые происходили в Российской Федерации. Требовался новый основной закон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Работа Конституционного совещания.

Еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете (от 12 июня 1990 г.), всеми политическими  силами была осознана необходимость  принятия новой Конституции.

Проектов новой конституции  в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись Проект Конституционной комиссии и  проект, подготовленный Конституционным  Совещанием.

На I Съезде народных депутатов  была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин. В состав комиссии вошли  представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Через четыре месяца работы Комиссии проект новой Конституции был  подготовлен и опубликован для  всеобщего обсуждения. К этому  тексту стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные  поправки. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, он снова дорабатывался  и снова был опубликован в  печати. Шестой Съезд народных депутатов  одобрил общую концепцию конституционной  реформы. Верховному Совету и Конституционной  комиссии было поручено после доработки  внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Но два последующих  Съезда не приняли Конституцию из - за противоречий между законодательной  и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести  основные положения проекта новой  Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это  решение.

Эти разногласия приобрели  острый характер по вопросам разделения полномочий двух властей и практически  не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина.

Одобренный Верховным  Советом проект Конституции в  мае 1993 г. был опубликован. Между законодательной и исполнительной властями был найден компромисс. Новый проект Конституции существенно исправлял многие недостатки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако так же принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления. Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право принимать федеральный бюджет и контролировать его исполнение.

Решившись на принятие Конституции  на основе своего проекта, большинство  Верховного Совета назначило для  этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 года) и начало подготовку к его проведению. В  самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента. 12 мая 1993 года Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Позже был определен состав Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей.

Предусматривалось, что в  состав Конституционного совещания  также должны войти народные депутаты РФ члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной  прокуратуры РФ.

Конституционное совещание  сочетало представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Но ряд  приглашенных членов Конституционной  комиссии, народных депутатов, а также  политических партий участия в его  работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный  Совет отказался сотрудничать с  Конституционным совещанием под  предлогом причастность к делам  о коррупции некоторых его  координаторов и участников.

На обсуждение Совещания  Президент внес свой проект Конституции, но предложил выработать компромиссный  текст на базе этого проекта и  проекта Конституционной комиссии. По мнению Виктора Шейниса «Участвовали уважаемые люди под эгидой трех человек. Сергей Сергеевич Алексеев, свердловский юрист, председатель комитета Конституционного надзора союзного парламента, человек  в высшей степени достойный. Ну, он, правда, писал, насколько я себе представляю, первый раздел Конституции, „Основы  конституционного строя“, и вторую главу, „Права и свободы“. Кстати, это  хорошие главы. С моей точки зрения, их не дай Бог тронуть. Во-вторых, Анатолий Александрович Собчак, и  в-третьих, Сергей Михайлович Шахрай. Вот  три человека…»2, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сам же Сергей Шахрай выделяет «два основных автора конституции — я и Сергей Алексеев»3. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на общенародный референдум.

Практически все положения  президентского проекта были подвергнуты  критике участниками Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал характеристики Российского  государства как социального. Президент  по проекту обладал чрезмерными  правами по роспуску Государственной  Думы. Были и другие основания, вызывавшие обоснованную критику проекта.

Однако этот проект в целом  выдерживал принцип разделения властей  и устанавливал определенное равновесие законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. Но Верховный  Совет полностью отверг президентский  и предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр  всей работы Конституционную комиссию.

Больше месяца работало Конституционно совещание. Поступило более 50 тысяч  замечаний и предложений. После  их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально  новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанный Совещанием проект вошли многие статьи из проекта  Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Развитие конституционного кризиса

Конституционный кризис с  осени 1993 г. перешел на следующую  ступень. У законодательной и  исполнительной власти был свой проект Конституции и свое представление  о способе ее принятия. Достижение согласия между ветвями власти стало  невозможным.

Информация о работе Конституция РФ 1993 г.: история создания