Конституция РФ 1993 г.: история создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении причин принятия Конституции РФ 1993 года, как основного закона государства.
На основании указанной цели мною решаются следующие конкретные задачи:
1. Изучить что такое Конституция;
2. Выявить значение и роль Конституции;
3. Изучить необходимость смены конституции РСФСР 1978 года;
4. Проанализировать работу Конституционного совещания и развитие конституционного кризиса;
5. Изучить поправки 2008 года;
6. Сравнить Конституцию России с Конституцией США.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1 Конституция
1.1 Понятие конституции…………………………………………………...4 стр.
1.2 Значение и роль Конституции………………………………………….6 стр.
1.3 Первые конституции……………………………………………………7 стр.
1.4 Структура Конституции РФ……………………………………………8 стр.
1.5 Поправки и пересмотр Конституции РФ……………………………...10 стр.
Глава 2 Конституция 1993 г.: история создания
2.1 Необходимость смены Конституции РСФСР 1978 г………………..12 стр.
2.2 Работа Конституционного совещания………………………………..14 стр.
2.3 Развитие конституционного кризиса…………………………………17 стр.
2.4 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года………………………...19 стр.
2.5 Президент и его полномочия по Конституции РФ 1993 г………….20 стр.
2.6 Поправки 2008 года……………………………………………………22 стр.
2.7 Сравнительный анализ Конституции России и США………………24 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список источников…………………………………………………………28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция РФ 1993г..история создания.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

21 сентября Президент  подписал Указ № 1400 «О поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации», который, прерывал осуществление  распорядительной, законодательной  и контрольной функций Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета. При этом отмечалось, что  «безопасность России и ее  народов – более высокая ценность, нежели формальное следование  противоречивым нормам, созданным  законодательной ветвью власти»  »4.  Полномочия народных депутатов прекращались. Деятельность Конституционного Суда приостанавливалась. Временно вводилось президентское правление.

Конституционный кризис быстро перерос в конституционную войну. Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121 Конституции, объявил о немедленном  прекращении полномочий Президента РФ Б.Н. Ельцина, полномочия президента были переданы вице-президенту А.В. Руцкому. Верховный Совет посчитал действия Президента как государственный  переворот. Конституционный Суд, признав  Указ Президента неконституционным, тоже был за отрешение Президента от должности. Были назначены новые руководители министерств, а в Уголовный кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконституционную  деятельность, невыполнение решений  высшего органа государственной  власти и воспрепятствование его  деятельности. Оппозиция основания  для своих действий находила в  Конституции, а Президент опирался на поддержку избирателей и субъектов  Федерации, думая, что устаревшая Конституция  уже не сможет разрешить разногласия  между ветвями власти. Для каждой стороны конфликта действия другой отражались как государственный  переворот, как мятеж. В итоге  Конституционная законность утратила свою нейтральность.

Каждые попытки достичь  согласия не имели успеха, и кризис стал порождать общественные беспорядки. Сторонники Президента организовали блокаду  Дома Советов, а сторонники Верховного Совета совершили попытку захватить  здание мэрии Москвы, один из военных  штабов и телецентр «Останкино». Это привело к вмешательству  армии, несколько танков обстреляли здание Дома Советов. Много людей  погибло. В Москве действовало чрезвычайное положение, был приостановлен выпуск некоторых газет.

После подавления выступлений  оппозиции президентское правление  осуществлялось безраздельно. Президентом  был издан Указ «О правовом регулировании  в период поэтапной конституционной  реформы в Российской Федерации» от 7 октября 1993 г., который на всей территории России подтвердил действие законов  и постановлений, принятых Верховным  Советом и Съездом народных депутатов  до 21 сентября 1993 г.. Другим Указом устанавливалась  невозможность деятельности Конституционного Суда, в связи с чем приостанавливался  созыв его заседаний до принятия новой Конституции.

Был принят Президентом ряд  других мер по реформированию государственности. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации  от 9 октября 1993г. (№ 1617) были прекращены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Основные положения о выборах  в представительные органы государственной  власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской  власти в стране. Для решения вопроса  о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное  голосование (референдум) по проекту  новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с  момента опубликования результатов  голосования (10 ноября проект был опубликован).

Конституционный кризис так  и не разрешился до конца. Он являлся  не только конституционным, но и политическим кризисом. Трагические события этого  кризиса граждан и власти всех уровней осознать невозможность  создания нового общества в рамках старой государственности. Новая Конституция  стала просто необходима обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года.

В стране началась президентская  власть, но этого было не достаточно для введения в действие новой  Конституции. Оставалось обратиться к  прямому волеизъявлению народа –  к референдуму.

Проведенный референдум 12 декабря 1993 года отличался тем, что одновременно с принятием новой Конституции  проходили выборы в Федеральное  Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией.

Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период. Однако, не смотря на опасения оппозиции, не было никаких признаков президентской  диктатуры. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной  кампании и участие в выборах.

За принятие Конституции  проголосовало больше половины  избирателей, принявших участие  в голосовании. Это означало, что  Конституция принята.

Так же в ходе выборов  в Федеральное Собрание были избраны  почти все депутаты Государственной  Думы и Совета Федерации. По результатам  голосования места в Государственной  Думе получили кандидаты от восьми крупнейших партий и объединений  Либерально-демократическая партия России, Блок «ЯБЛоко», «Выбор России», Коммунистическая партия Российской Федерации, Аграрная партия России, Демократическая  партия России, Партия российского  единства и согласия, политическое движение «Женщины России».

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принятие новой российской Конституции означало то, что из  наиболее распространенных форм правления  — президентской и парламентарной республик — в России был сделан выбор в пользу президентской  республики.

С 1994 года указами президента России ("О Дне Конституции  Российской Федерации" и "О нерабочем  дне 12 декабря") день 12 декабря был  объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла  поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции  причислен к памятным датам России.

 

 

 

2.5 Президент и его полномочия по Конституции РФ 1993 г.

Президент Российской Федерации  является верховным представителем Российской Федерации внутри страны и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства. В этих условиях он наделен  необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу совершает не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент  должен обеспечить координацию и  согласованность деятельности всех органов власти.

Президента избирают путем  прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

Он назначает выборы в  Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, подписывает и обнародует законы. Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента, но не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции  и основным законам. Так же он назначает  Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства.

Полномочия Президента:

  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение;
  • решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов и др.);
  • формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

Парламент не может заставить  Президента уйти в отставку. Но глава  государства должен следовать предписаниям Конституции и законам.   Президент  Российской Федерации может быть привлечен к ответственности  только в случае государственной  измены или совершения иного тяжкого  преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6  Поправки 2008 года.

5 ноября2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской ФедерацииДмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года:

  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
  2. Государственная Дума избирается сроком на пять лет;
  3. заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  4. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Хронология принятия поправок:

  • 11 ноября 2008 года Президент России Д.А.Медведев внёс проекты поправок в Конституцию в Государственную думу.
  • 14 ноября 2008 года Госдума в первом чтении одобрила проекты поправок в Конституцию, за увеличение сроков деятельности президента и Госдумы, за отчётность правительства перед Госдумой
  • 19 ноября 2008 года Госдума во втором чтении утвердила поправки к Конституции.
  • 21 ноября 2008 года Госдума в третьем чтении утвердила поправки.
  • 26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил. После чего они были направлены на утверждение законодательным собраниям в регионах.
  • 16 декабря 2008 года был преодолен необходимый для вступления в силу поправок порог в две трети региональных парламентов, то есть одобрение произошло свыше 56 субъектов.
  • 18 декабря 2008 года парламенты всех 83 регионов страны одобрили поправки в Конституцию.
  • 22 декабря 2008 года Совет Федерации принял постановление об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы“ (опубликовано 31 декабря 2008 года)
  • 30 декабря 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации
  • 31 декабря 2008 года в Российской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» »5 и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» 6.Согласно первому был увеличен срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы до пяти (со следующих выборов). Согласно второму Правительство обязано представлять Государственной думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.
  • 21 января2009 года в Российской газете был опубликован полный текст конституции Российской Федерации с учётом поправок7. Многие СМИ неверно написали, что поправки вступили в силу именно с 21 января. На самом деле, поправки вступили в силу уже с момента официального опубликования 31 декабря 2008 года.

 

 

 

2.7 Сравнительный анализ Конституции России и США.

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных  статей:

1.Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

2.Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

3.Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.

4.Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

5.Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.

6.Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

7.Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.

8.Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.

9.В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Россия

США

Законодательная власть

Федеральное собрание, состоящее  из Совета Федерации и Государственной Думы. Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года. Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта. Председатели палат — выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность. Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс

Законопроект вносится в  Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может  быть преодолено двумя третями голосов  Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат.

Законопроект готовится  Конгрессом и поступает на утверждение  к Президенту, вето Президента может  быть преодолено двумя третями голосов  каждой из палат Конгресса.

Компетенция парламента

Совет федерации: Изменения  границ; Чрезвычайное и военное положение; Использование вооруженных сил за пределами России; Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума: Назначение председателя Центробанка; Объявление амнистии

Государственные займы; регулирование  внешней торговли; эмиссия денег; Стандартизация; формирование судебных органов, кроме Верховного суда; борьба с нарушениями закона; объявление войны и заключение мира; формирование и содержание армии и флота; разработка законопроектов; разрешение конфликтов между штатами; принятие новых штатов в состав США

Исполнительная  власть

Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не более двух сроков подряд. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент  избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.

Полномочия Президента и его обязанности

Глава государства; Верховный  главнокомандующий; Охрана суверенитета России; Определение основных направлений политики; Представление интересов страны в международных отношениях; Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов; Отставка правительства; Формирование Совета Безопасности; Роспуск Думы

Глава государства; Главнокомандующий вооруженными силами.; Заключение договоров с иностранными государствами; Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Судебная власть

Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между  государственными органами.

Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные  судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд  — экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В  остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает  апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов  федерации

Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления. Не имеют права ограничивать действие Конституции и власти Президента устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы, эмиссии денег. В совместном ведении с Российской Федерацией разграничение собственности, соответствие законодательных актов, природопользование, принципы налогообложения, координация международных и внешнеэкономических связей.

Штаты имеют законодательные  собрания и издают законы, действующие на территории штата. Не имеют права заключения договоров и союзов, эмиссии денег, выпуска займов, отмены законов, присвоения титулов. Не имеют права без согласия Конгресса облагать налогами импорт и экспорт, содержать армию и флот

Взаимоотношения субъектов федерации

Республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ  имеет свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Граждане любых штатов равны в правах. Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции

Федеральные конституционные  законы выдвигаются Думой и принимаются  тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы. По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием.

Поправки выдвигаются  Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей  штатов.

Права граждан

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность; Свобода мысли, слова, массовой информации; Свобода вероисповедания; Свобода собраний; Труд свободен. Принудительный труд запрещен; Все равны перед законом и судом; Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища; Свобода передвижения; Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений; Избирательные права; Право на жилище; Право на медицинское обслуживание; Право на образование; Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности

(I поправка) Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний; (IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища; (V поправка) Защита частной собственности.; (XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда; (XIV поправка) Равенство граждан перед законом; (XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности; (XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола;(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет; Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав

Информация о работе Конституция РФ 1993 г.: история создания