Конституция РФ 1993 г.: история создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении причин принятия Конституции РФ 1993 года, как основного закона государства.
На основании указанной цели мною решаются следующие конкретные задачи:
1. Изучить что такое Конституция;
2. Выявить значение и роль Конституции;
3. Изучить необходимость смены конституции РСФСР 1978 года;
4. Проанализировать работу Конституционного совещания и развитие конституционного кризиса;
5. Изучить поправки 2008 года;
6. Сравнить Конституцию России с Конституцией США.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1 Конституция
1.1 Понятие конституции…………………………………………………...4 стр.
1.2 Значение и роль Конституции………………………………………….6 стр.
1.3 Первые конституции……………………………………………………7 стр.
1.4 Структура Конституции РФ……………………………………………8 стр.
1.5 Поправки и пересмотр Конституции РФ……………………………...10 стр.
Глава 2 Конституция 1993 г.: история создания
2.1 Необходимость смены Конституции РСФСР 1978 г………………..12 стр.
2.2 Работа Конституционного совещания………………………………..14 стр.
2.3 Развитие конституционного кризиса…………………………………17 стр.
2.4 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года………………………...19 стр.
2.5 Президент и его полномочия по Конституции РФ 1993 г………….20 стр.
2.6 Поправки 2008 года……………………………………………………22 стр.
2.7 Сравнительный анализ Конституции России и США………………24 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список источников…………………………………………………………28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция РФ 1993г..история создания.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Необходимость принятия новой  Конституции появилась еще в  конце 80-х начале 90-х годов, из –  за объективных причин. И возникла необходимость конституционных  реформ и принятия нового основного  закона.

Ныне действующая Конституция  РФ «рождалась» в очень сложный  период. Существовало два спорных  проекта: президентский проект созданный  весной 1993 г. по указанию первого Президента РФ Б.Н. Ельцина и проект Конституции, разработанный Конституционной  комиссией Российской Федерации  по решению Съезда народных депутатов  РСФСР. Эти две стороны очень  долго не могли прийти к одному проекту. Выступая на пленарном заседании  Конституционного совещания 26 июня 1993 г., Б.Н. Ельцин отметил: «В результате напряженной  работы и участников совещания, и  рабочей комиссии мы имеем сейчас единый проект Конституции России... Вариант, который мы сегодня имеем, во многом отличается и от того, который  был первоначально предложен  Президентом, и от проекта Конституционной  комиссии. Это результат их творческой переработки, синтез, а не механическая сумма разнородных положений  и формулировок. В нем учтено все  лучшее из обоих проектов» 8

Конституция Российской Федерации  была принята 12 декабря 1993 года по результатам  всенародного голосования и вступила в силу в день её опубликования  в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Конституция 1993 года существенно  изменила структуру высших органов  государственной власти, проводит принцип  разделения властей. В отличии от предшествующих конституций она четко определяет человека, его права и свободы высшей ценностью.

Очень много сегодня значит Конституция для России, она представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

 

 

 

Список источников:

  1. Конституция российской федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
  2. http://www.rumiantsev.ru/today/85/Конституция 1993 года и ее роль в становлении и развитии новой государственности России (В.Д.Зорькин)
  3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 3-е изд. М., Сов.энциклопедия, 1985.
  4. Большая Советская энциклопедия (в 30 томах) Гл.ред. А.М.Прохоров 3-е изд. М,Сов. Энциклопедия,1973.
  5. http://www.referat.ru/referats/view/6578  
  6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2002. - 800 с.
  7. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.- 786 с.
  8. Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: АРТАНИЯ, 1995. - 192 с.
  9. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Переломные годы в российской политике (1985 - 1993). Т. 2. М., 2005. С. 292..
  10. Конституции РСФСР 1978 года
  11. Сергей Шахрай на russia.ru за 2008 год «Откровенно о конституции и поправках. Сергей Шахрай, один из авторов Конституции РФ рассказывает об истории ее создания»
  12. Указ президента Ельцина Nо1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»
  13. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.
  14. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.
  15. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета от 21 января 2009 года.
  16. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы (29 апреля - 10 ноября 1993 г.). Т. 15. М., 1995 - 1996. С. 369 - 370.

 

 

 

Приложение.

Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной  конституционной реформы в Российской Федерации" (утратил силу)

В целях предотвращения необоснованного  издания нормативных актов, не соответствующих  законодательным актам Российской Федерации, осуществления оперативного регулирования экономических процессов  в стране, обеспечения государственной  и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также  реализации Федеративного договора постановляю:

1. Подтвердить действие  на всей территории Российской  Федерации принятых Верховным  Советом Российской Федерации  до 21 сентября 1993 г. и вступивших  в установленном порядке в  силу законов Российской Федерации,  постановлений Съездов народных  депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской  Федерации, а также законодательства  бывшего Союза ССР в части,  не противоречащей законодательству  Российской Федерации, принятому  после 12 июня 1990 года.

2. Установить, что до начала  работы Федерального Собрания  Российской Федерации правовое  регулирование по отнесенным  к компетенции Съезда народных  депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской  Федерации вопросам республиканского  бюджета Российской Федерации,  федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и  инвестиционной деятельности, валютно-финансового  и таможенного регулирования,  денежной эмиссии, земельной реформы,  собственности, федеральной государственной  службы и социальной защиты  населения осуществляется Президентом  Российской Федерации.

Правовое регулирование  по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в  форме указов Президента Российской Федерации.

3. Акты Президента Российской  Федерации, предусмотренные пунктом  2 настоящего Указа, издаются исключительно  в целях обеспечения оперативного  регулирования экономических процессов  в стране, обеспечения государственной  и общественной безопасности, защиты  прав и свобод граждан, а  также реализации Федеративного договора.

4. Решения Совета Министров  - Правительства Российской Федерации,  а также решения органов власти  и управления республик в составе  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга  должны соответствовать законодательным актам Российской Федерации с учетом изменений правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 настоящего Указа.

5. Правом официального  внесения на рассмотрение Президента  Российской Федерации проектов  указов Президента Российской  Федерации, а также проектов  законов Российской Федерации,  предлагаемых Президенту Российской  Федерации для внесения на  рассмотрение Федерального Собрания  Российской Федерации, обладают:

Совет Министров - Правительство  Российской Федерации;

руководители органов  власти и управления республик в  составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

Председатель Высшего  арбитражного суда Российской Федерации;

Генеральный прокурор Российской Федерации;

Председатель Центрального банка Российской Федерации;

Комиссия законодательных  предположений при Президенте Российской Федерации.

6. Проекты нормативных  актов, внесенные Президенту Российской  Федерации с нарушением пункта 5 настоящего Указа, остаются без  рассмотрения.

7. Установить, что все  внесенные проекты указов и  распоряжений Президента Российской  Федерации, предварительно согласованные  с руководителями заинтересованных  министерств, ведомств, предприятий,  организаций и учреждений, не  менее чем за пять дней до  представления на подпись Президенту  Российской Федерации и проекты  законов Российской Федерации  не менее чем за месяц до  их внесения Президентом Российской  Федерации на рассмотрение Федерального  Собрания Российской Федерации  в обязательном порядке проходят  правовую экспертизу в соответствующих  подразделениях Администрации Президента  Российской Федерации.

8. Проекты указов Президента  Российской Федерации, а также  проекты законов Российской Федерации,  предлагаемые Президенту Российской  Федерации для внесения от  его имени на рассмотрение  Федерального Собрания Российской  Федерации, представляются Президенту  Российской Федерации только  с заключением правовой экспертизы  об их соответствии действующим  законодательным актам Российской  Федерации с учетом изменений  правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 настоящего Указа.

9. Установить, что находящиеся  на исполнении в центральных  органах федеральной исполнительной  власти поручения о подготовке  законопроектов для внесения  в Верховный Совет Российской  Федерации подлежат исполнению  в установленные сроки, а разработанные  в соответствии с ними законопроекты  вносятся Президенту Российской  Федерации в порядке, предусмотренном  настоящим Указом.

10. Установить, что Указ Президента Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 48 "О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ" и распоряжение Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп об упорядочении подготовки актов Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.

11. Возложить персональную  ответственность за выполнение пункта 4 настоящего Указа при издании актов Совета Министров - Правительства Российской Федерации на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С.

12. Внести настоящий Указ  на рассмотрение Федерального  Собрания Российской Федерации.

13. Настоящий Указ вступает  в силу с момента его подписания.

Президент Российской Федерации  Б.Ельцин

Москва, Кремль

7 октября 1993 г.

N 1598

 

 

 

 

 

 

 

 

Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе  представительных органов власти и  органов местного самоуправления в  Российской Федерации" (с изменениями  и дополнениями) (утратил силу)

В целях обеспечения подлинного народовластия и реализации конституционного принципа разделения властей, руководствуясь статьями 1 и 3 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Считать необходимым  реформировать органы представительной  власти краев, областей, автономной  области, автономных округов,  городов федерального значения  и органы местного самоуправления.

2. Установить, что в краях,  областях, автономной области, автономных  округах, городах федерального  значения населением избираются  органы представительной власти (собрания, думы и т.п.) в составе  15-20 депутатов, работающих на постоянной  основе.

Представительный орган  края, области, автономной области, автономного  округа, города федерального значения принимает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и законодательством Российской Федерации к ведению представительных органов соответствующих субъектов Российской Федерации, утверждает соответствующий бюджет и отчет о его исполнении, осуществляет контрольные функции представительного органа.

3. Утратил силу

Комментарий ГАРАНТа

См. текст пункта 3

4. Установить, что до избрания  и начала работы новых органов  представительной власти и местного  самоуправления:

исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством  Российской Федерации за Советами народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  федерального значения, осуществляются администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации;

бюджеты краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  федерального значения утверждаются Советами народных депутатов с согласия главы  администрации соответствующего субъекта Российской Федерации;

местные бюджеты утверждаются с согласия местной администрации;

деятельность районных в  городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов  прекращается, их функции выполняет  соответствующая местная администрация;

государственные органы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации, не противоречащим настоящему Указу.

5. В случае самороспуска  Совета народных депутатов или  невозможности выполнения Советом  своих полномочий ввиду отсутствия  необходимого кворума функции  органа представительной власти  временно осуществляет соответствующая  администрация.

6. Рекомендовать органам  государственной власти республик  в составе Российской Федерации  решить вопросы реформы государственных  органов и органов местного  самоуправления в республике  с учетом положений настоящего  Указа.

7. Настоящий Указ вступает  в силу с момента подписания.

Президент Российской Федерации  Б. Ельцин

Москва, Кремль

9 октября 1993 года

N 1617

 

 

 

 

1(ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года).

2Виктор Шейнис, один из авторов Конституции России, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, в гостях на радиостанции «Эхо Москвы» в передаче «Не так» от 06.12.2008, тема «Конституция Российской Федерации — 15 лет спустя»

3Сергей Шахрай на russia.ru за 2008 год «Откровенно о конституции и поправках. Сергей Шахрай, один из авторов Конституции РФ рассказывает об истории ее создания»

 

4Указ президента Ельцина Nо1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»`

Информация о работе Конституция РФ 1993 г.: история создания