Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:40, реферат
Цель данной работы - раскрытие содержания норм Конституции Российской Федерации, регулирующих государственное и муниципальное управление.
Задачами, выполнение которых необходимо для достижения вышеуказанной цели, являются:
определение места и роли Конституции Российской Федерации в системе государственного и муниципального управления;
анализ конституционно-правового статуса органов государственной власти, осуществляющих государственное управление;
определение конституционно-правового статуса местного самоуправления в системе государственного и муниципального управления.
Введение 3
1. Конституция Российской Федерации как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации 6
1. Конституционное закрепление правового статуса органов государственной власти Российской Федерации 10
2. Конституционно-правовой статус местного самоуправления 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы: 20
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Юридический факультет им. М.М. Сперанского
Специальность/направление подготовки: Юриспруденция
Специализация/профиль/
Реферат
на тему:
«Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления»
Автор работы:
студент 5 курса
очной формы обучения
Усмонов А.О.
подпись_______________________
Руководитель работы:
Хутинаев И.Д.
Оценка _________________________
Подпись ________________________
«_____» ___________20____ г.
Москва 2013 г.
План
Введение 3
1. Конституция Российской Федерации как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации 6
1. Конституционное закрепление правового статуса органов государственной власти Российской Федерации 10
2. Конституционно-правовой статус местного самоуправления 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы: 20
Деятельность по обеспечению государственного и муниципального управления осуществляется на основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, то есть в ходе своей деятельности органы и должностные лица государственной власти всех ветвей, также органы и должностные лица местного самоуправления обязаны руководствоваться и действовать в определенных рамках установленных Конституцией Российской Федерации. Данное положение нашло юридическое закрепление в самой Конституции Российской Федерации1: п.1 статьи 15 Конституции устанавливает что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», а п.2 предусматривает обязанность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Конституция, занимая высшую ступень в иерархии правовых актов, представляет собой важнейший и неотъемлемый элемент существования правового государства.
Конституция представляет собой главный институт демократического общества и является внешней формой закрепления воли народа. Данная воля определяет главные цели и задачи государства. В преамбуле Конституции Российской Федерации закреплены шесть основополагающих целей, достижение которых является задачей государства:
Как основной нормативно правовой
акт, Конституция является своеобразным
учредительным документом всей системы
государственных и
Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что система государственного и муниципального управления строится на принципах, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, и Конституция является самым важным источником данной деятельности.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения управленческого характера, возникающие на основании норм Конституции Российской Федерации.
Предметом анализа выступают правовые нормы Конституции Российской Федерации, на основании которых осуществляется управленческая деятельность в государстве и муниципальных образованиях.
Цель данной работы - раскрытие содержания норм Конституции Российской Федерации, регулирующих государственное и муниципальное управление.
Задачами, выполнение которых необходимо для достижения вышеуказанной цели, являются:
Структура данной работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, трех пунктов, заключения, а так же из списка использованных источников и литературы.
Прежде чем рассмотреть
Конституцию как основу государственного
и муниципального управления, нужно
дать определение термину «
Конституция Российской Федерации,
являясь важнейшим правовым актом,
одновременно представляет собой политический
документ, закрепляющий первостепенные
политические задачи, выполнение которых
связано с формированием
Кроме целей и задач государства, закрепленных в преамбуле, Конституция Российской Федерации провозглашает следующие принципы организации государственных органов и органов местного самоуправления:
Более подробное описание каждого из этих принципов является необходимым, они создают основу, на которой строится система государственного и муниципального управления.
Демократия. Взятое от объединения двух греческих слов «demos» - «народ» и «cratos» - «власть» означает «власть народа». В Конституции имеется в виду демократический политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Кроме этого, демократический режим правления включает в себя наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности, политический и идеологический плюрализм в обществе, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни, построение государственного механизма на основе принципа разделения властей, значительная роль представительных органов и др.
Республиканская форма правления
– это форма государственного
правления, которая подразумевает,
что высшая власть в государстве
принадлежит выборным органам, то есть
парламенту или президенту. Однако,
кроме данных институтов существует
независимое правосудие в лице судебной
власти и муниципальное
Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»3. Данная статья закрепляет один из самых важных принципов организации государственного управления, принцип разделения власти. Согласно этому принципу вся полнота власти не должна сконцентрироваться в руках только одного государственного органа. Каждый государственный орган обязан осуществлять только свою функцию, и не имеет права подменять деятельность другого органа. Предназначение данного принципа состоит в том, что бы ни допустить злоупотребления власти и пересечь возникновения тоталитарного управления.
Принцип местной автономии – означает организационную самостоятельность органов местного самоуправления и является формой единой власти народа. Это закреплено в статье 12 Конституции Российской Федерации: «…Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Федерализм. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (п.3, ст.5 Конституции Российской Федерации). Данный принцип является основой эффективности управленческой деятельности и отвечает исторически сложившимся условиям жизни всего населения страны.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Закрепленный в статье второй Конституции Российской Федерации, данный принцип занимает особое место в процессе управленческой деятельности. Государственные органы, осуществляя функции государства, в первую очередь, не должны нарушать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и управленческая деятельность должна быть направлена на должное соблюдение этого права.
Система государственного и муниципального управления строится на фундаменте, заложенным Конституцией Российской Федерации и должна соответствовать провозглашенным ею принципам.
Конституция Российской Федерации
согласно принципу разделения властей
устанавливает три ветви
Президент Российской Федерации выполняет особую роль в государственном управлении. Глав 4 Конституции Российской Федерации посвящен статусу Президента Российской Федерации.
Согласно статьи 80 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является главой государства»4. Президенту в Российской Федерации выделена ведущая роль в управлении государством. Далее в этой статьи перечисляются главные задачи Президента как главы государства. Это – принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.
Кроме этого, в данной главе Конституции Российской Федерации закреплена компетенция Президента Российской Федерации, в рамках которой он осуществляет управления.
Президент Российской Федерации в рамках своих полномочий принимает нормативные или индивидуальные правовые акты. Полномочия Президента Российской Федерации, по сфере их осуществления, можно разделить на пять групп:
Законодательная власть предполагает
право, возможность и способность
принимать от имени народа (обычно
парламентом) или непосредственно
народом — корпусом избирателей
на референдуме общеобязательные правила
(законы) - нормативные акты государственного
значения, имеющие наиболее общий
характер и высшую юридическую силу
(среди них верховную