Конституция основной закон общества и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

В данной работе я хочу существенно отобразить развитие Конституции, ее основные функции, особенности. Приход к Конституции важный факт в развитии права. С самых древних времен право развивалось последовательно проходя множество изменений, наша новая Конституция и есть изменения и дополнения из самой первой Конституции РСФСР, появившаяся в 1918 году. Она подробно объединила все особо важных права и обязанности граждан. Данная конституция закрепила сложившуюся систему государственных и местных органов, принципы и качества избирательной системы.

Содержание

Введение ………………………………………………...……………..…..…3
Развитие Конституции как основного закона страны…………………………………………………………………………4
Виды Конституции. Сущность и особенности Конституции…………………………………………………………...……..5
Конституционное право………………………………………………....…..6
А) Конституция РФ……………………………………………………...…...9
Б) Функции Конституции РФ……………………………….………………11
Содержание и структура Конституции РФ………………………………..14
Особенности изменения действующей Конституции РФ………...………19
Заключение…………………………………………………………….……..21
Литература ………………………………………………….………..………22

Вложенные файлы: 1 файл

Кошкарова переделанный Реферат огп.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

По – настоящему конституция  может быть названа демократической  лишь в том случае, если она создает  предпосылки для свободной, конкурентной, рыночной экономике. Конституция РФ 1993 г. Отвечает данному требованию в  достаточной степени. Она представляет в первую очередь интересы народа.

В ст. 13 Конституции РФ установлено, что в России признается политическое и идеологическое многообразие. Высшая юридическая сила Конституция РФ определяется степенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию РФ должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объедения (ч. 2 ст.15). Строгое и точное соблюдения Конституция  РФ – наивысшая норма поведения  для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции  РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо  и непосредственно при регулировании конкретных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции  РФ определяется особым, нигде ранее не существующем, порядком ее принятия и изменения. Конституция РФ характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл.9, Конституции РФ можно принять либо на референдуме, или на специально созванном Конституционном Собрании. Конституция принимается в хода всенародного голосования народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции Конституции РФ.

Юридическая функция заключается  в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно -  правой акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования, представляет наиболее важные права и свободы народов. Юридическая функция обеспечивает собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) право на делительную, связанную с закреплением конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти; б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Учредительная функция выражается в призвании и юридическом  оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно – правовой формы. Учредительная  функция указывает на то, что конституция  появляется вследствие коренных изменений  в жизни общества и выступает  политической и правовой основой  его дальнейшего развития. Учредительная  роль конституции выражается в том, что она, во-первых, закрепляет находившуюся в стране систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки. Сущность учредительной функции заключается в закреплении правах и отношений.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что  конституция есть политический документ, оказывающий регулирующее воздействие  на политический процесс и политические отношения. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении  и развитие  основ государственной  политике, взаимодействия политических институтов общества в функционирования всей политической системы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что  конституция является философией государственной  власти, отражая особое мировоззрения: провозглашает и защищает важнейшие  ценности – права и свободы  человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие  и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию – систему идей, воззрения на государственное и общественное устройство. 6

Экономическая функция конституции  заключается в содержание направленное на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании  с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и  добросовестной конкуренции.

В период изменений и дополнительных явлений общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее Конституция одновременно ориентирует  и на использование публичных  начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом  складывается и развивается экономика  на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных  установлений, регулирующих отношения  в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников  и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная  реализация которых обеспечивает конституционность  в сфере социально-экономических  отношений.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной  экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные  условия реализации основанных социально-экономических  прав собственников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, финансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют  сферу частного права и обеспечивают защиту права частной собственности, права на свободное предпринимательство  и других конституционных экономических  прав.

Действие конституционных  принципов единства экономического пространства и свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8). В отношениях между властью и бизнесом органы публичной власти должны быть равноудалены от различных предпринимательских структур, ограничены в «дирижировании» частными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентности должен применяться во всех случаях изъятия имущества частных собственников для государственных нужд.

Кроме указанных функций  конституция также осуществляет интеграционную. Современные конституции  призваны противодействовать крайним  формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость  государства, препятствовать его территориальному распаду.

Конституция расставляет  разграничения в различных сферах общественных отношений, определенная функция занимается именно только своими обязанностями, не затрагивая другие функции  конституции. Функции Конституции  помогают людям более точно и  конкретно определить свои обязанности  и права, границы свободы. А также  благодаря функциям  Конституции  намного проще разработать и  вводить в действии новую конституцию  страны.

Ценность Конституции  РФ можно определяться в более  широком социальном контексте —  ее влиянии на общественную практику и жизнедеятельность, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между гражданским обществом, государством и личностью.

Наша новая конституция  определяет не только права и свободы  человека, но и  полномочия Президента РФ, органов государственной власти, и других государственных организаций.

  

 

                Содержание конституции.

 
             Содержание конституции обеспечивает вся совокупность определенных норм, институтов и принципов основного закона, упрочняющих организацию государственной власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами, а также сплоченность человека с государством и с общественными организациями. Объем и характер содержания конституции определяется историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др. Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции, конституция определяет объединение, всех сфер общества . Соответственно, модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти, и т.д. Ключевыми в содержании конституции считаются вопросы, касающиеся власти, формы собственности, правового положения личности и ее взаимоотношений с государством, устройства государства, его территориальной организации. 
В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание - нормативно-юридический материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание - предмет конституционного регулирования. 
В теории конституционного права под предметом конституционного права понимается круг регулируемых нормами основного закона общественных отношений. В зависимости от характера проникновения государства в различные сферы общественных отношений принято различать следующие модели конституционного регулирования: 1) либеральная конституционная модель. Присуща всем конституциям старого поколения, предметом регулирования которых являлось: закрепление прав и свобод личности (в основном гражданских и политических), организация государственной власти (структура, статус, полномочия высших органов государства, их взаимоотношения), государственно-территориальное устройство страны; 2) этатистская модель конституционного регулирования связана с неоправданным расширением круга отношений, регулируемых нормами основного закона. Присуща всем советским конституциям и конституциям, принятым после второй мировой войны в социалистических странах; 3) либерально-этатистская модель характеризуется сочетанием двух предыдущих моделей и связана с возросшей ролью современного государства в экономике, социальной сфере, международных отношениях, в обеспечении научно-технического прогресса, предотвращении социального и экологического кризисов и др. Такую модель приемлют конституции «второго поколения» (ФРГ, Франция, Италия, Испания, постсоциалистические страны). 
Предмет регулирования действующей российской Конституции определяется ее целями и задачами. Основная цель Конституции - закрепить новую модель российской государственности, юридически узаконить принципиально новую (по сравнению с предыдущими конституциями) модель взаимоотношений личности и государства. Соответственно, основные задачи Конституции РФ: юридически продекларировать отказ от советской формы власти, закрепить качественно новый тип общественного и государственного строя, на конституционном уровне признать плюрализм форм собственности, политическое и идеологическое многообразие, утвердить новую систему власти. Эти обстоятельства определили особенности предмета регулирования Конституции РФ.

Структура Конституции  РФ

 
Это ее внутреннее строение, подразделяется(рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, которая представлена разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, и в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом. 
 
Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

Действующая Конституция  России состоит из Преамбулы и  двух разделов.

В Преамбуле провозглашается, что народ России устраивает данную Конституцию; закрепляются конкретные демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы  являются основными  для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства; Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

 Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, определяющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

 Второй раздел обеспечивает заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Он является основой всех остальных принимаемых законов.

Непосредственно структуру  Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16). Состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

Глава 2. Права и свободы  человека и гражданина (статьи 17—64).  В ней закрепляются: принципы правового  положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в  России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности  человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79). «Федеративное устройство»  содержит 15 статей, развивающих важнейшие  положения, закрепленные в главе 1 «Основы  конституционного строя», в частности  в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы  данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный  статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между  федеральной властью и субъектами Федерации.

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93).  Состоит  из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; систему и порядок вступления его в должность Президента РФ.

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109). Отражает основы формирования и реорганизации парламента РФ и  включает в себя 11 статей, которые  более прочно закрепляют статус Федерального Собрания.

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117). Состоит из 8 статей , определяющих деятельность Правительства, в основе которого лежит исполнительная всласть в Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129). Содержит 12 статей, определяющих понятие судебной власти в РФ; определены полномочия и статус судей; судебная система, принципы судебной деятельности, порядок формирования судов.

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133). Подробно определяет положение 12 статей данной главы Конституции  РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в РФ, функции, гарантии и особенности местного самоуправления.

Глава 9. Конституционные  поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137). Данная глава содержит нормы и законы, определяющие порядок  изменения и дополнения действующей  Конституции и ее пересмотра. [5,с. 74, 75]

Информация о работе Конституция основной закон общества и государство