Конституция - основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Конституцию Российской Федерации как Основной Закон государства.
Задачи работы – дать понятие, определить сущность Конституции в целом, рассмотреть виды Конституций, изучить действующую Конституцию РФ 1993 года, рассмотреть функции и юридические свойства действующей Конституции РФ.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика Конституции……….…………………………5
1.1.Понятие и сущность Конституции…………………...……………………...5
1.2. Классификация Конституций………………………………………………..8
Глава 2. Конституция РФ - основной закон государства…………….…….…10
2.1. Конституция РФ как нормативно-правовой акт………………………………10
2.2. Юридические функции Конституции РФ………………………..….…….15
2.3 Юридические свойства Конституции РФ. 21
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы……...……………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итог.docx

— 67.87 Кб (Скачать файл)

Кроме того, внешнеполитическая функция  Конституции нашей страны состоит  также в том, что за пределами  государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

4. Идеологическая  функция.

Идеология - это «система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений».

Идеологическая функция проявляется в способности Конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Такая функция также присуща  и нашей Конституции. Но есть ли основания  для этого утверждения? Ведь в  ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что  в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Выходит, наша действующая  Конституция - как бы деидеологизированный документ.

Действительно, идеологическая функция Конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские Конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения Конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Однако в ином плане Конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в Конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ 1993 г.).

Например, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни.

Прямо различные воззрения воплощены  в принципе верховенства представительных органов в системе государственной  власти, подотчетности им всех других государственных органов (прежние Конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (Конституция РФ 1993 г.).

Перечень примеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая Конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

5. Юридическая  функция.

Юридическая функция заключается в том, что Конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Суть этой функции Конституции заключается в том, что она:

- становится основой новых правовой  системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в  принципе сохраняются);

  • сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;
  • дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится  к действующей Конституции РФ. Она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона «забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия». [5]

    1. Юридические свойства Конституции РФ

 

Конституция отличается от обычных парламентских  законов своими особыми признаками, которые принято называть юридическими свойствами конституции.

К юридическим  свойствам Конституции относятся РФ: признание конституции Основным законом государства; верховенство; юридическая база текущего законодательства; стабильность; особый порядок принятия и изменения, прямое действие[2].

  1. Верховенство Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России.

Верховенство  Конституции России означает то, что  в иерархии нормативных правовых актов и других источников права  Конституция России обладает высшей юридической силой [8].

Качество  верховенства Конституции является важнейшим признаком соответствия идеям конституционализма в данном обществе. В содержании верховенства можно выделить три составные части:

  1. строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами;
  2. связанность  действий и актов государства, гражданского общества положениями Конституции;
  3. следование идеям и положениям Конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами. Следование выражает творческую направленность действий по воплощению потенциала Конституции как верховного документа государства, общества и личности [8].

Высшая  юридическая сила Конституции РФ предполагает, что все иные нормативные  правовые акты, принимаемые на территории РФ, не могут противоречить Конституции  России, а в случае такого противоречия подлежат применению положения Конституции  РФ. Конституция РФ, таким образом, возглавляет своеобразную «пирамиду» нормативно-правовых актов, составляющих правовую систему России.

Верховенство  Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому  до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации» [1].

Верховенство  Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного  государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют  свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и  принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной  Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

В части 2 ст. 4 Конституции России закреплено свойство верховенства Конституции  России и направлено оно прежде всего  на обеспечение суверенитета государства  в целом, единства государственной  власти на всей территории страны. Принцип  верховенства Конституции России указывает  на особое место и особую юридическую  силу этого акта в системе российского  права, актов публичной власти, правоприменительной  деятельности должностных лиц, актов  институтов гражданского общества [8].

Из верховенства Конституции вытекает, что она  является юридической базой текущего законодательства.

  1. Юридическая база текущего законодательства

Конституция РФ 1993 года является ядром правовой системы государства. Принципы и  положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и  системы законодательства.

Именно  Конституция определяет сам процесс  правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные  органы, их наименования, юридическую  силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции  названы многие федеральные конституционные  законы и федеральные законы, которые  должны быть приняты в соответствии с ней. Конституция устанавливает  общие правила законодательного процесса, называя субъектов права  законодательной инициативы, регулируя  в самом общем виде порядок  принятия различных видов законов  РФ, порядок их обнародования [10].

Конституция дает импульс для создания новых  норм права, создает предпосылки  для принятия новых правовых актов, часто прямо определяет те сферы  общественных отношений, где требуется  правовое регулирование. Конституция  прямо предусматривает, какие федеральные  конституционные законы требуются  для регулирования наиболее важных отношений и институтов: например, о референдуме РФ (ст. 84); о чрезвычайном положении (ст. 88),  об Уполномоченном по правам человека (ст. 103, ч. 1), о Конституционном  Суде РФ (ст. 128, ч.3)

Конституция предусматривает и принятие многих федеральных законов: о гражданстве (ст.6), об общих принципах организации  представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ч.1, ст.77) и многих других.

Статьи  Конституции часто сформулированы так, что из них очевидна обязательность принятия акта текущего законодательства, с помощью которого конституционная  норма будет реализована наилучшим  образом либо будут установлены  дополнительные гарантии ее реализации.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативно правовых актов, действующих в России. Конституция является юридической базой текущего законодательства[11].

  1. Стабильность конституции

 Конституция - акт долговременного действия. Стабильность Конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного и бесконфликтного развития общества и обеспечение единства конституционного пространства страны.

Стабильность  Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.    Стабильность Конституции означает ее неизменность в течении длительного времени.

Стабильность  Конституции должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текст Конституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, так как это может привести на нет сам принцип стабильности [14].

Стабильность  зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене  страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений  самой Конституции и др.). Гарантией  стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и  внесения конституционных поправок.

Конституция России относиться к числу жестких  конституций, которые предусматривают  достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и дополнения.

Применительно к порядку принятия Конституции  он заключается, во- первых, в том, что  для разработки проекта Конституции  создается специальная Конституционная  комиссия, от участников которой требуется  высокая степень квалификации в  самых разных отраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические и законодательные  навыки.

Во-вторых, особый порядок принятия Конституции  заключается в возможности вынесения  ее проекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении  ее специально создаваемым органом  типа Учредительного собрания - Конституционным  Собранием.

Принятие Конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Первоначальные проекты Конституций публикуются на страницах газет с большим тиражом и издаются отдельными брошюрами [13].

  1. Особый порядок принятия и изменения.

Конституция России фактически относится к жестким  конституциям. Конституцию отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

Информация о работе Конституция - основной закон государства