Задание 1. Перечислите и дайте характеристику
принципов федеративного устройства РФ.
Какие, на ваш взгляд, факторы обусловили
федеративную форму государственного
устройства России?
Федеративное устройство России
основывается на следующих принципах,
закрепленных в Конституции (ст. 4, 5):
- государственная целостность
России;
- равноправие и самоопределение
народов в РФ;
- верховенство Конституции РФ
и федеральных законов;
- равноправие субъектов Федерации;
- единство системы государственной
власти;
- разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и ее субъектов.
Принцип «государственная
целостность» означает, что Российская Федерация представляет
не сумму отдельных составных частей,
а неделимое государство и его целостность
обеспечивается единством системы власти,
единым экономическим пространством,
территориальным верховенством, верховенством
федерального права.
Принцип равноправия
и самоопределения народов России проявляется
в равных правах на национальное развитие,
развитие национальной культуры, языка,
на пользование им. Государство гарантирует
всем народам РФ право на сохранение родного
языка, создание условий для его изучения
и развития. Конституция РФ гарантирует
права коренных малочисленных народов
в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права (ст. 69).
Верховенство федерального
права как принцип федеративного устройства означает,
что федеральные законы обладают по отношению
к законодательству субъектов Федерации
высшей силой. Данный принцип вытекает
из суверенитета России, распространяемого
на всю ее территорию (ст.4 Конституции
РФ), призван обеспечить единство, согласованность
и стабильность всей правовой системы
страны
Принцип равноправия
субъектов Федерации означает, что они поставлены в равные юридические
условия, равноправны во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти при разграничении предметов ведения
и полномочий.
Принцип единства
системы государственной власти выражается
в наличии федеральных органов государственной
власти, олицетворяющих высшую государственную
власть и объединяющих всю совокупность
органов государственной власти субъектов
Федерации. Единство системы власти обусловлено
тем, что органы исполнительной власти
Федерации и ее субъектов образуют единую
систему исполнительной власти (ч. 2 ст.
77 Конституции РФ), наличием единой федеральной
системы судов и единого в масштабе страны
централизованного прокурорского надзора,
наличием в механизме российской государственности
института федерального Президента и
др.
Принцип разграничения
предметов ведения между Федерацией и
ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Федерации
строятся на основе предусмотренного
Конституцией РФ разграничения сфер и
компетенции их деятельности.
Задание 2. Дайте юридический анализ следующей
ситуации: «Совет Федерации Федерального
Собрания РФ, видя, что Государственная
Дума РФ не принимает нужный для страны
федеральный закон, сам принял его большинством
в две трети голосов и направил его на
подписание Президенту РФ. Президент РФ
согласовав федеральный закон с Советом
Государственной Думы РФ, подписал его».
Решение:
Принятие закона состоит из
нескольких последовательно следующих
одна за другой стадий, совокупность которых
называется законодательным процессом.
Закон считается принятым и вступившим
в силу, если он внесен, рассмотрен, принят
двумя палатами парламента, подписан и
обнародован главой государства в соответствие
с установленным Конституцией порядком.
Нарушение конституционного
порядка прохождения законопроекта хотя
бы в одной из этих стадий лишает принятый
акт законной силы. Поэтому Конституция
РФ и Регламенты палат детально регламентируют
законодательный процесс.
Положения конституции:
Статья 104
1. Право законодательной
инициативы принадлежит Президенту
Российской Федерации, Совету Федерации,
членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству
Российской Федерации, законодательным
(представительным) органам субъектов
Российской Федерации. Право законодательной
инициативы принадлежит также
Конституционному Суду Российской
Федерации, Верховному Суду Российской
Федерации и Высшему Арбитражному
Суду Российской Федерации по
вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся
в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении
или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых
обязательств государства, другие
законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет
федерального бюджета, могут быть
внесены только при наличии
заключения Правительства Российской
Федерации.
Статья 105
Федеральные законы принимаются
Государственной Думой
Федеральные законы принимаются
большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы, если
иное не предусмотрено Конституцией Российской
Федерации.
Принятые Государственной Думой
федеральные законы в течение пяти дней
передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается
одобренным Советом Федерации, если за
него проголосовало более половины от
общего числа членов этой палаты либо
если в течение четырнадцати дней он не
был рассмотрен Советом Федерации. В случае
отклонения федерального закона Советом
Федерации палаты могут создать согласительную
комиссию для преодоления возникших разногласий,
после чего федеральный закон подлежит
повторному рассмотрению Государственной
Думой.
В случае несогласия Государственной
Думы с решением Совета Федерации федеральный
закон считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не
менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы.
Статья 107
1. Принятый федеральный
закон в течение пяти дней
направляется Президенту Российской
Федерации для подписания и
обнародования.
2. Президент Российской
Федерации в течение четырнадцати
дней подписывает федеральный
закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской
Федерации в течение четырнадцати
дней с момента поступления
федерального закона отклонит
его, то Государственная Дума
и Совет Федерации в установленном
Конституцией Российской Федерации
порядке вновь рассматривают
данный закон. Если при повторном
рассмотрении федеральный закон
будет одобрен в ранее принятой
редакции большинством не менее
двух третей голосов от общего
числа членов Совета Федерации
и депутатов Государственной
Думы, он подлежит подписанию
Президентом Российской Федерации
в течение семи дней и обнародованию.
Регламент Государственной Думы.
Глава
2. Совет Государственной Думы
Ч.4 ст.14
Государственная
Дума вправе отменить решение Совета Государственной
Думы.
Раздел
III. Законодательная процедура.
Глава 12. Порядок внесения законопроектов
в Государственную Думу и их предварительное
рассмотрение.
Статья 104
Право законодательной инициативы осуществляется
в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов федеральных конституционных
законов и федеральных законов (далее
- законопроект);
(п. "а" в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002
N 3093-III ГД)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) законопроектов о внесении изменений
в действующие законы Российской Федерации
и законы РСФСР, федеральные конституционные
законы и федеральные законы, либо о признании
этих законов утратившими силу, либо о
неприменении на территории Российской
Федерации актов законодательства Союза
ССР;
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 20.02.2004
N 131-IV ГД)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) поправок к законопроектам.
ч.3
ст. 105. При внесении законопроекта
субъектом права законодательной инициативы
- коллегиальным органом (Советом Федерации,
Правительством Российской Федерации,
законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации, Конституционным Судом Российской
Федерации, Верховным Судом Российской
Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации) должно быть представлено решение
соответствующего коллегиального органа
о внесении законопроекта с указанием
представителя субъекта права законодательной
инициативы в Государственной Думе по
данному законопроекту.
Статья
107
(в ред. Постановления
ГД ФС РФ от 02.04.2004 N 336-IV ГД)
1. Подготовленный
к внесению в Государственную
Думу законопроект и материалы
к нему, предусмотренные статьей
105 настоящего Регламента, направляются
субъектом (субъектами) права законодательной
инициативы на имя Председателя
Государственной Думы. Поступивший
законопроект регистрируется в
Управлении документационного и
информационного обеспечения Аппарата
Государственной Думы в Системе
автоматизированного делопроизводства
и документооборота Государственной
Думы. Ему присваивается регистрационный
номер, который указывается вместе
с наименованием законопроекта
в течение всего периода прохождения
законопроекта в Государственной
Думе. Одновременно в Автоматизированной
системе обеспечения законодательной
деятельности на законопроект заводится
электронная регистрационная карта, в
которой фиксируются дата и время поступления
законопроекта в Государственную Думу,
сведения о законопроекте, о его прохождении
в Государственной Думе, об одобрении
Государственной Думой федерального конституционного
закона или о принятии федерального закона
и о рассмотрении соответствующего закона
Советом Федерации и Президентом Российской
Федерации.
(в ред. Постановлений
ГД ФС РФ от 10.06.2005 N 1978-IV ГД, от 10.03.2006
N 2882-IV ГД, от 28.01.2009 N 1643-5 ГД)
2. Председатель
Государственной Думы направляет
зарегистрированный законопроект
и материалы к нему в профильный
комитет, который определяет соответствие
законопроекта требованиям статьи
104 Конституции Российской Федерации
и статьи 105 настоящего Регламента.
При поступлении проекта федерального
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год
и плановый период, а также
проектов федеральных законов, предусмотренных
пунктом 5 статьи 192 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, Председатель
Государственной Думы направляет
их в Комитет Государственной
Думы по бюджету и налогам
в течение 24 часов для определения
соответствия указанных законопроектов
требованиям статьи 105 настоящего
Регламента.
(в ред. Постановлений
ГД ФС РФ от 17.11.2006 N 3751-4 ГД, от 20.04.2007
N 4464-4 ГД)
2.1. Если
в материалах к зарегистрированному
законопроекту отсутствует заключение
Правительства Российской Федерации,
соответствие законопроекта требованиям
статьи 104 Конституции Российской
Федерации и пункта "д" части
первой статьи 105 настоящего Регламента
профильный комитет определяет
с учетом мнения Правового
управления Аппарата Государственной
Думы. О соответствии законопроекта
указанным требованиям Правовое
управление Аппарата Государственной
Думы сообщает в профильный
комитет в течение 14 дней со
дня поступления поручения профильного
комитета. Профильный комитет вправе
обратиться в Правовое управление
Аппарата Государственной Думы
по вопросу соответствия законопроекта
другим требованиям части первой
статьи 105 настоящего Регламента.
(часть 2.1 введена
Постановлением ГД ФС РФ от
17.11.2006 N 3751-4 ГД)
3. Решение
профильного комитета о соответствии
законопроекта требованиям статьи
104 Конституции Российской Федерации
и статьи 105 настоящего Регламента,
включающее предложения по законопроекту,
вносится на рассмотрение Совета
Государственной Думы в течение
14 дней, а в случае, предусмотренном
частью второй.1 настоящей статьи,
в течение 30 дней со дня поступления
законопроекта в профильный комитет.
В этот срок не засчитывается
время работы депутатов с избирателями
в соответствии со статьей 40 настоящего
Регламента. Если законопроект поступил
в Государственную Думу в период
между сессиями Государственной
Думы, то указанное решение профильного
комитета вносится на рассмотрение
Совета Государственной Думы
не позднее чем через 14 дней
после начала очередной сессии
Государственной Думы.
(часть 3 в
ред. Постановления ГД ФС РФ
от 17.11.2006 N 3751-4 ГД)
4 - 5. Утратили
силу. - Постановление ГД ФС РФ
от 28.01.2009 N 1643-5 ГД.
Ч.
1 Ст. 108
Если, по мнению
профильного комитета, подготовленный
к внесению в Государственную Думу законопроект
соответствует требованиям статьи 104 Конституции
Российской Федерации и статьи 105 настоящего
Регламента, Совет Государственной Думы
по предложению профильного комитета
принимает следующее решение:
назначить
один из комитетов Государственной Думы
ответственным по законопроекту (далее
- ответственный комитет), а в случае, предусмотренном
пунктом "е" части первой статьи 14
настоящего Регламента, назначить также
комитет-соисполнитель (комитеты-соисполнители);
включить законопроект
в примерную программу законопроектной
работы Государственной Думы на текущую
либо на очередную сессию;
направить
законопроект и материалы к нему в комитеты,
комиссии и во фракции, Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации, Правительство
Российской Федерации, Общественную палату,
а также в Конституционный Суд Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
по вопросам их ведения для подготовки
и представления отзывов, предложений
и замечаний.
(в ред. Постановлений
ГД ФС РФ от 09.10.2007 N 5134-4 ГД, от 28.01.2009
N 1643-5 ГД)
Глава 13. Порядок
рассмотрения законопроектов Государственной
Думой
Ч. 1 ст. 116
Рассмотрение законопроектов
Государственной Думой осуществляется
в трех чтениях, если иное не предусмотрено
действующим законодательством или настоящим
Регламентом.