Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:49, контрольная работа
Право охватывает в той или иной степени все стороны жизни общества, все виды человеческой деятельности. Связь права и политики интересовали человека с давних времен. В наше время – время смены политических режимов, всенародных выборов, установления демократии изучению роли права в политике и политики в праве открываются новые возможности.
В данном вопросе следует рассмотреть связь политических и правовых отношений, норм и сознания, а через них и права и политики в целом, также будет сделан акцент на приоритетности права над политикой.
Вопрос 1.
ПРАВО И ПОЛИТИКА ………………………………….…
3
Вопрос 2.
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА ……………………………….
8
Вопрос 3.
СОСТАВ (ЭЛЕМЕНТЫ) ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ…..
15
Список использованных источников……...………………………………..
19
Взаимодействие международного права и национального права выражается в их взаимовлиянии в процессе нормотворчества. Влияние национального права на международное право исторически является первичным, т.к. сначала возникли государства, а затем у них появилась потребность в развитии сотрудничества, что выражается в заключении договоров и формировании обычаев, государства создают международное право, а не наоборот. Первичное влияние не предполагает его верховенства.
Влияние национального права на международное осуществляется двумя путями: непосредственное влияние и опосредованное влияние.
Непосредственное (прямое влияние) национального права наиболее распространено в международном нормотворчестве. Оно проявляется как при разработке материальных норм международного права (влияние на содержание нормы), так и процессуальных (порядок заключения, вступления в силу). При разработке конвенций предварительно анализируется законодательство государств в соответствующей области, и затем идентичные нормы получают закрепление в конвенции. Важную роль играет национальное законодательство при формировании международного обычая. Закрепление поведения государства в какой-либо сфере сотрудничества в национальном законодательстве квалифицируется как доказательство признания государством такого поведения для себя обязательным на международном уровне.
Влияние национального права на создание процессуальных норм международного права касается главным образом порядка заключения и вступления в силу международных договоров. Заключение договоров является одной из важнейших функций государства, порядок заключения и вступления в силу договоров закрепляется в конституциях и законах государств. В то же время, процедура заключения договоров регулируется международным правом. При разработке конвенции о международных договорах был проведен тщательный анализ законодательства государств в этой области. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. регламентирует различные способы вступления договора в силу, но от государства зависит, какие способы оно считает для себя приемлемыми.
Опосредованное влияние национального права на международное проявляется в применении иностранного законодательства в сфере межгосударственных отношений. Такое влияние характерно для соглашений о правовой помощи, например, соглашение о применении иностранного приговора. Нормы национального права могут использоваться Международным судом, но лишь для доказательства факта в конкретном случае, а не для обоснования вынесенного решения.
Международное право
является необходимым элементом
модификации и
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств презюмирует согласование с этими обязательствами национальных законов и предпринимаемых государством в сфере своей внутренней компетенции мер. Существуют различные формы и способы реализации норм международного права в национальном законодательстве. Большинство ученых-международников применяют термин имплементация (implement) – исполнение, осуществление.
Способы имплементации (реализации) норм международного права закрепляются в национальном законодательстве государств и различны по содержанию. Одни государства придают ратифицированному международному договору равный статус с Конституцией (Конституция США 1787 г.), в других он рассматривается как часть внутреннего права страны (Конституция Греции 1975 г., Конституция Болгарии 1991 г.). В Конституции России предусматривается, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы (ст. 15). Согласно Конституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства» [1, с. 5].
Кроме того, в ряде законов Республики Беларусь признается приоритет не только обычных норм (общепризнанных принципов), но и договорных норм. Во многих законах содержаться статьи о применении положений международного договора в случае коллизии их с правилами, установленными соответствующими законами (Закон о гражданстве, Закон о правах ребенка и др.). Закон о международных договорах Республики Беларусь 2008 г. прямо указывает, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта». Аналогичное положение закреплено в Гражданском кодексе 1998 г. Принцип приоритета международного договора закрепляется и в Уголовном кодексе 1999 г. при решении вопроса об экстрадиции.
В Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г. устанавливается, что нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта (ст. 6).
Реализация норм международного права происходит путем:
- внесения изменений в действующий закон для приведения его в соответствие с ратифицированным договором;
- выработки новых норм национального права в силу существования пробелов в законодательстве.
Так, на содержание ст. 21-51 Конституции Республики Беларусь, касающихся прав граждан, оказали прямое влияние Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ратифицированные государством. В Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 г. введены составы военных преступлений и преступлений против человечества с учетом Женевских конвенций.
Из анализа конституционных имплементационных механизмов можно сделать вывод о конкретных способах реализации норм международного права в национальном законодательстве:
1) Отсылка в коллизионных
нормах национального права к
международному. Отсылки бывают частными, т.е. к конкретным
международным актам
и общими (генеральными), когда речь
идет о статусе всех
международных договоров, например,
когда речь идет о признании
верховенства норм
международного права по отношению к национальному
законодательству.
2) Инкорпорация, т.е. введение
в действие международного договора или
обычая на территории
государства специальным (имплементирующим)
законом.
Инкорпарация может осуществляться в
форме рецепции и трансформации. При
рецепции имплементирующий
закон воспроизводит содержание
инкорпарируемого
договора, не внося изменений или уточнений
его положений.
Часто к имплементирующему закону
просто прилагается текст договора,
становясь национальным законом, но продолжает
быть международным
обязательством. При трансформации имплементационный
закон может
уточнять, конкретизировать положения
соответствующего международного
договора, отменять действие старых законов,
если они находятся в
противоречии с вводимым международным
договором.
Внутригосударственные законы нельзя рассматривать как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного, государства и действуют в пределах его компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Определенные законы могут оказать позитивное влияние на создание новых норм, наличие у государств схожих внутренних норм может способствовать зарождению обычая, реализуются международные нормы во взаимодействии с национальными.
Из принципа добросовестного выполнения международных обязательств вытекает необходимость реализации норм международного права. Эта обязанность государств гарантируется Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., которая устанавливает, что государство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения международного договора (ст. 27).
Более того, реализация международно-правовых норм требует содействия национального права. Необходимость тесного взаимодействия международного и национального права объясняется рядом причин:
1) государство, являясь субъектом международного и внутреннего права, формирует внутреннюю и внешнюю политику, играя ведущую роль в разработке как международных, так и национальных норм;
2) усиление интеграционных процессов, наличие глобальных проблем в современном мире вызывает расширение объекта международно-правового регулирования путем включения в него по воле государств вопросов, ранее входивших в исключительно внутреннюю компетенцию государств. Из этого вытекает совпадение предмета регулирования международного и национального права. Вопросы населения, территории (воздушной, морской), экономики, безопасности, экологии регулируются как международным, так и внутригосударственным правом. Общим принципом реализации международно-правовых норм, закрепленным в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., является то, что государства при разработке законов и административных правил должны сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.
ВОПРОС 3. СОСТАВ (ЭЛЕМЕНТЫ) ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ
Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.
«Правоотношение представляет собой вид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественное отношение».
Правовое регулирование не приводит к созданию каких-либо новых общественных отношений, а лишь придает определённую форму (правовую) уже существующим.
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) Субъект правоотношения:
Правоотношение – это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.
Участники правоотношений именуются их субъектами. Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.
Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:
1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах: лицо без гражданства, гражданин, иностранец, беженец, индивидуальный предприниматель, учредитель юридического лица.
2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.
3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например: Президент, Правительство, Парламент, Судебная власть, Муниципальное образование.
2) Объект правоотношения:
Объект правоотношения – «это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности».
Подытожив, можно сказать, что объектами
правоотношений выступают явления
(предметы) материального и духовного
мира, способные удовлетворять
3) Содержание правоотношения:
Материальное содержание всякого правоотношения это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить».
Материальное содержание правоотношения складывается из: «дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного».
Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.
Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь. Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.
Составляющие юридического содержания правоотношений – его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.
Субъективные права и
Информация о работе Контрольная работа по "Общая теория права"