Контрольная работа по «Общей теории права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

На основе выше изложенного ставится цель – изучение и анализ происхождения государства и права, их систему, структуру, функции и классификацию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
а) рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
б) проанализировать систему и структуру права;
в) дать характеристику элементов системы права;
г) рассмотреть необходимость в функциях государства;
д) проанализировать функцию ОВД – правоохранительную.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Характеристика наиболее известных теорий происхождения
государства и права………………………..………………………………4
2. Понятие системы права и ее структура. Характеристика элементов
системы права…………………...………………………………………….9
3. Понятие функций государства, их классификация и содержание.
Охарактеризуйте правоохранительную функцию,
осуществляемую ОВД……………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………..……..20
Список использованных источников………………………………..…...22

Вложенные файлы: 1 файл

Общая теория права.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

     2. Понятие системы  права и ее структура.  Характеристика элементов  системы права.

         Право представляет собой весьма сложную целостную  систему.

         Вместе с тем  необходимо сразу же подчеркнуть, что это – особая система. Право представляет собой классово-политическое явление, которое относится к области субъективного, к надстройке, обусловлено, в конечном счете, данным экономическим базисом и зависит в своем формировании и функционировании от воли людей. Оно нераздельно связано с ключевым элементом надстройки – государством входит в состав этих более обширных системных образований – в политическую систему, в общую систему социального регулирования.

         Следует учитывать  также немалую специфику тех  или иных национальных правовых систем, их принадлежность к той или иной структурной общности.

         Наиболее важные общие черты права как системного явления таковы:

         право принадлежит  к особому классу системных объектов, сочетающих черты неорганичных и  органичных систем, причем в зависимости  от развитости права данного государства, его особенностей как структурной  общности, обусловленных, в частности, кодифицированностью законодательства, уровень органичности права как системы возрастает; в данной плоскости праву присущи и некоторые черты логической системы;

         право – функциональная социальная система: ее возникновение, существование и развитие подчинено  классовым целям и сообразно  этому для нее и ее подразделений характерен ряд специфических функций;

         право – система  формализованная: юридическая материя  объективируется в правовых актах, придающих праву четко выраженный институционный характер;

         право, отличаясь  стабильностью, в то же время имеет  особенности динамической системы, и даже некоторые механизмы для  своеобразной саморегуляции;

         право – социальная система, существование и функционирование которой связано с индивидуально-правовой деятельностью компетентных органов;

         и, наконец, для права  характерна сложная, многоуровневая структура.

         Право отличается многоуровневой, иерархической структурой – одним  из наиболее выразительных показателей  высокой степени его институционности.

         Эта сложная структура  затрагивает, прежде всего, особенности  права как нормативного образования, его специально-юридическое, технико-юридическое  содержание. Право каждой страны, будучи единым по своей сущности, по своему социально-политическому содержанию, как целостное нормативное образование  характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между  собой части – нормативные  предписания, институты, отрасли, которые  образуют в свою очередь ассоциации, группы, объединения и, кроме того, могут проявляться во вторичных  структурах.

         В праве есть и  глубинные элементы, находящиеся  в недрах правовой ткани. Это –  принципы права, а также общие  дозволения и запреты, которые вместе с принципами права и началами законности связывают содержание права  с его экономическими, идейно-политическими  основами.

         Сложность, многоуровневость структуры права – показатель степени его институционности и  в связи с этим – уровня его  совершенства, его регулирующих возможностей, социальной ценности. Структура права  выражает многообразие и многоплановость  методов и приемов юридического регулирования, способность правовой системы многосторонне, в различных ракурсах воздействовать на общественную жизнь.

         Решающим, что определяет структуру права той или иной страны, являются особенности экономического базиса, социально-политического развития страны. Свойственный данному обществу тип производственных отношений, сущность политической системы, политический режим  проявляются и в самом характере  структуры права, и во многих гранях построения его технико-юридического содержания, и в его принципах, и в особенностях дозволений и  запретов. На структуру права влияют и многие другие факторы, в том  числе и собственно правовые закономерности, среди которых следует выделить процессы специализации правового  регулирования.

         При рассмотрении права  в пределах конкретной страны оказывается  возможным подойти к вопросам структуры правовых явлений и  с более широких позиций: осветить структуру национальной правовой системы  в целом, т.е. в единстве и взаимодействии всех ее конститутивных элементов –  собственно права, юридической практики, правовой идеологии. Примечательно, что  юридическая специфика национальной правовой системы или группы таких  систем потому и обозначается терминами "структурное образование", "структурная  общность", что такого рода специфика, прежде всего, проявляется именно в  структуре права, национальной правовой системы в целом.

         От структуры собственно права нужно отличать структуру  его источников, в частности систему законодательства. Если первое – это объективно существующее деление внутри самого права, то второе представляет собой состав, соотношение, построение форм права, в том числе нормативных актов, наличие в нем подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию. В то же время обе указанные структуры, выражая глубокое органическое единство формы и содержания в праве, тесно связаны между собой. С одной стороны, в системе источников права в той или иной мере, хотя, разумеется, и не зеркально точно, проявляется, обнаруживается, внешне "заявляет о себе" структура права. С другой стороны, через систему источников права (законодательства) правотворческие органы могут воздействовать на структуру самого права. Однако такое воздействие – не автоматический результат любого обособления той или иной сферы законодательства, иных источников, а главным образом результат основанной на объективных факторах и предпосылках кодификационной работы компетентных правотворческих органов, в которой оказывается возможным формулировать и развивать системные нормативные обобщения.

         Первым элементом  системы права следует определить норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.

          Норма права  - это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания.

           Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.

         Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов. Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов.

          Обычно правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерные для разных отраслей права.

         Наличие смешанных  институтов объясняется тем, что  однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению.

         Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют новые компонент системы права - отрасль права.

         Отрасль права - это  главное подразделение системы  права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права.

         Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

          Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств, правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

         Таким образом, система  права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Понятие функций  государства, их  классификация и  содержание.  Охарактеризуйте  правоохранительную  функцию, осуществляемую  ОВД

           В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

                Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

                 Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.

                 Термин "функции государства" применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

                   В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.                                Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание  каждой функции государства складывается  из совокупности односторонних  аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной  деятельности объединяются в  одну функцию исходя из специфики  и характера тех общественных  отношений, на которые они воздействуют.

2. В  отличие от функций многочисленных  государственных органов, специально  предназначенных для определения  деятельности, функции государства  охватывают его деятельность  в целом. Таким образом, функции  государства необходимо отличать  от функций его отдельных органов.

Информация о работе Контрольная работа по «Общей теории права»