Контрольная работа по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 07:42, контрольная работа

Краткое описание

Изложить теоретический вопрос: Понятие и виды нормативных правовых актов (Понятие и виды законов, акты Президента Республики Беларусь, подзаконные нормативные правовые акты).
В истории развития права различают следующие виды ис¬точников права:
- правовой обычай;
- юридический прецедент;
- нормативный правовой акт.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 988.07 Кб (Скачать файл)

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы,

т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Нормативные правовые акты республиканских (центральных государственных органов) имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

- истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

- признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке:

- признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу):

- отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Толкование норм права

В случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем издания специального акта.

При толковании норм права объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.

При толковании норм права не допускается внесение в них изменений и (или) дополнений.

Цель такой деятельности - обеспечить правильное и единообразное применение толкуемой нормы, устранить неясности и возможные ошибки при ее реализации.

Толкование нормы права - это деятельность органов государства, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания норм права, раскрытию в них воли законодателя.

По приемам уяснения толкование нормы права делится на текстовое (грамматическое) систематическое и историко - политическое.

При текстовом толковании анализируется внешняя форма изучаемой нормы права, ее текст.

Систематическое толкование направлено на установление связей и взаимозависимости нормы с другими близкими по содержанию нормами, на определение места, которое занимает она в структуре нормативного правового акта.

Историко-политическое толкование заключается в исследовании социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание.

В процессе толкования смысл нормы объясняется в подавляющем большинстве буквально, т.е. в точном соответствии с текстом нормативного правового акта (буквальное толкование), что служит необходимым условием укрепления законности. Однако в отдельных исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее внешним оформлением. В таких случаях используется либо распространительное толкование, когда действительное содержание нормы понимается несколько шире, чем ее словесное выражение, либо ограничительное толкование, когда смысл нормы понимается несколько уже, чем это прямо выражено в формулировке нормы.

Разъяснение норм права - это вторая сторона толкования нормы права.

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, выделяются:

официальное толкование, которое дается уполномоченными на то органами, формулируется в специальном акте, формально обязательно для определенного круга исполнителей и является официальной директивой о том, как правильно понимать конкретную норму, и неофициальное толкование, даваемое общественными организациями, научными учреждениями, учеными, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов.

Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное и казуальное

Нормативное толкование обязательно для всех лиц и органов, подведомственных органу, производящему толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний.

В ряде случаев нормативный правовой акт, вызывающий неясности на практике или противоречиво применяющийся, официально разъясняет сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование).

Официальное нормативное толкование может даваться также особыми органами в силу установленных в законе специальных полномочий (легальное толкование), например Верховным Судом Республики Беларусь, Министерством финансов и т.д. Для судебной практики особенно важны разъяснения нормативных правовых актов, даваемые Пленумом Верховного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.

Казуальное толкование - такое официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом в связи и по поводу рассмотрения конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Оно имеет большое значение для улучшения работы судов и других органов, для унификации правоприменительной практики.

Важным видом неофициального толкования является доктринальное толкование, даваемое наукой права в статьях, монографиях, комментариях и т. д., практическими работниками, если оно не носит официального характера (лекции, выступления в печати и т. д.).

При толковании норм права необходимо учитывать, что в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.

До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений, устранение пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.

Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.

После принятия (издания) нормативных правовых актов и введения их в действие должна быть осуществлена надлежащая организация их реализации - своевременное доведение содержания принятых актов до сведения исполнителей, официальное толкование актов уполномоченными государственными органами, должностными лицами; разъяснение содержание акта, издание комментариев, практических пособий; финансовое, материально-техническое, правовое и организационно-техническое обеспечение реализации актов; обеспечение соблюдения сроков реализации актов.

В целях содействия реализации нормативных правовых актов подготавливаются и издаются сборники и собрания нормативных правовых актов.

Сборники и собрания нормативных правовых актов издаются непосредственно нормотворческими органами либо по их поручениям иными органами и учреждениями (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Ведомости Национального собрания Республики Беларусь и т.д. ).

 

 

Задача 1

При разработке коллективного договора в него были внесены следующие положения:

а) установлен основной минимальный отпуск продолжительностью 25 календарных дней;

б) предусмотрено право нанимателя применять к работнику за нарушение трудовой дисциплины штраф в размере от 1 до 3 минимальных заработных плат;

в) предусмотрено, что при уходе в отпуск наниматель выплачивает работнику материальную помощь в размере должностного оклада.

Проанализируйте правомерность включения в коллективный договор указанных положений.

 

Коллективный договор - локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

Положения а и в правомерны. Положение б неправомерно, т.к. оно ухудшает положение работников по сравнению с законодательством.

 

Задача 2

В связи с ликвидацией стихийного бедствия приказом директора завода все работники планового отдела были переведены на работу по уборке территории завода от заваленных ураганом деревьев. Экономист Павлов, инженер по труду Семенова отказались от такого перевода, ссылаясь на то, что имеет место перевод на другую необусловленную трудовым договором работу.

По условию задания составьте исковое заявление в суд (недостающие данные возьмите произвольно). Какой в данной ситуации имеет место перевод? Правомерны ли действия нанимателя? Какое решение должен принять суд?

Статья 33 трудового кодекса РБ:

В случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности), а также на работу к другому нанимателю.

Производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до одного месяца, а для замещения отсутствующего работника такой перевод не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Временный перевод в связи с производственной необходимостью в другую местность допускается только с согласия работника.

При временном переводе в связи с производственной необходимостью оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

 

Действия нанимателя правомерны.

 

Задача 3

К., будучи в нетрезвом состоянии, сидел на скамейке у своего дома. Он был задержан сотрудниками милиции с целью привлечения к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП.

Аргументируйте решение задачи.

 

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных  напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном  транспорте или в других общественных  местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, –влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин. 

Действия сотрудников милиции правомерны.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Укажите признаки исполнительной власти?

  • Самостоятельная ветвь власти, ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер, имеет двухуровневую систему, реализуется в Национальном собрании, обладает функциональной самостоятельностью
  • Обладает функциональной самостоятельностью, составной элемент государственного механизма, самостоятельная ветвь власти, деятельность носит исполнительно-распорядительный характер
  • Носит контрольно-надзорный характер, обладает функциональной самостоятельностью, составной элемент государственного механизма, самостоятельная ветвь власти
  • Самостоятельная ветвь власти, ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер, составной элемент государственного механизма, реализуется местными Советами депутатов, обладает функциональной самостоятельностью, имеет структуру, обладает компетенцией
  • Обладает функциональной самостоятельностью, составной элемент государственного механизма, не обладает. самостоятельностью, деятельность носит судебный характер, обладает функциональной самостоятельностью

Информация о работе Контрольная работа по "Основы права"