Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:11, контрольная работа
Право – это система общеобязательных и формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответ. С принятыми устоями соц. – экономич., политич. И духовной жизни
Признаки права:
1. Право имеет нормативный характер, т.е. состоит из норм. Суть данного признака заключается в констатации такого свойства, как распространение его на всех физических и юридических лиц, на все государственные и муниципальные образования, находящиеся на территории государства. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) гос. Власти, от которой в основном и исходят нормы права.
1. Понятие, признаки и функции права…………...............................................3
2. Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации. ….5
3. Субъекты гражданского права.........................................................................11
4. Задача. ………………………………………………………………………………………………………….13
После смерти гражданина М., в 1995 г. В сберкассе остался денежный вклад на сумму 18 тыс. рублей. На этот вклад предъявили требование две жены М., каждая из которых представила свидетельство о браке. У одной брак был зарегистрирован 18.01.87 г., а у другой – 10.09.92 г. Жена, с которой М. прожил 8 лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала о его второй семье.
1. Укажите статьи нормативного акта, которые регулируют соответствующую ситуацию.
2. Поясните указанные нормы.
3. Решите дело / оцените ситуацию.
Список используемых источников…...................................................................14
Заочный факультет
Кафедра социальных систем и права
Контрольная работа
по Правоведению
Вариант 1
Выполнил: студент группы 9141
Гафаров Роман Ринатович
№ зачетной книжки: ______________
Проверил: к.ю.н., зав.кафедрой ССиП
Развейкина Надежда Андреевна
Самара
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, признаки и функции
права………….....................
2. Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации. ….5
3. Субъекты
гражданского права.........................
4. Задача.
………………………………………………………………………………
После смерти гражданина М., в 1995 г. В сберкассе остался денежный вклад на сумму 18 тыс. рублей. На этот вклад предъявили требование две жены М., каждая из которых представила свидетельство о браке. У одной брак был зарегистрирован 18.01.87 г., а у другой – 10.09.92 г. Жена, с которой М. прожил 8 лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала о его второй семье.
1. Укажите статьи нормативного акта, которые регулируют соответствующую ситуацию.
2. Поясните указанные нормы.
3. Решите дело / оцените ситуацию.
Список
используемых источников…...................
Право – это система общеобязательных и формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответ. С принятыми устоями соц. – экономич., политич. И духовной жизни
Признаки права:
1. Право имеет нормативный
2. Исполнение норм права
З. Нормы права обязательно
4. Юридические нормы отличаются
формальной определенностью.
Функции права – основные направления юридического
воздействия на социальные процессы.
1. Общесоциальные функции права:
- экономическая – упорядочивание производственных
отношений, закрепляет формы собственности,
опосредует процессы производства, обмена,
потребления и т.д.;
- политическая – регламентация политических
отношений, регулирует политические процессы,
устанавливает права и обязанности субъектов
политических отношений и т.д.;
- воспитательная – отражение определенной
идеологии, оказывает педагогическое
воздействие на субъектов, формируя у
них мотивы для правомерного поведения;
- коммуникативная – содержание определенной
юридической информации и как следствие
– выступление способом связи между субъектом
управления (государством) и объектом
управления (обществом).
1. Регулятивная – право выступает регулятором,
организатором наиболее ценных для государства
и общества социальных отношений.
2. Охранительная – правовое воздействие,
направленное на охрану и защиту наиболее
значимых общественных отношений. Осуществляется
главным образом с помощью правовых средств
ограничивающего характера (запретов,
приостановлений, ограничений, наказаний
и т.п.).
Конституционный строй – устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Элементы конституционного строя РФ:
1) республиканская форма правления;
2) суверенитет РФ;
3) права и свободы личности;
4) источник власти – многонациональный народ России;
5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6) федеративное государственное устройство;
7) гражданство РФ; 8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9) организация местного самоуправления.
Основы конституционного
строя РФ – основополагающие начала и принципы,
образующие теоретическую и нормативную
базу всей системы конституционного права
РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции
РФ. Принципы конституционного
строя РФ – основополагающие начала государственного
устройства РФ, напрямую зависящие от
элементов конституционного строя РФ.
Выделяются следующие принципы конституцио
Демократическое государство
Так называется государство, устройство
и деятельность которого соответствует
воле народа, общепризнанным правам и
свободам человека и гражданина. Демократическое
государство – важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на
свободе людей. Источником власти и легитимации
всех органов этого государства является
суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство
демократическим (это делают и тоталитарные
государства), главное – обеспечить его
устройство и деятельность соответствующими
правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического
государства неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового государства,
в известном смысле можно говорить о синонимичности
всех трех терминов. Демократическое государство
не может не быть одновременно конституционным
и правовым.
Государство может соответствовать характеристике
демократического только в условиях сформировавшегося
гражданского общества. Это государство
не должно стремиться к этатизму, оно должно
строго придерживаться установленных
пределов вмешательства в экономическую
и духовную жизнь, которые обеспечивают
свободу предпринимательства и культуры.
В функции демократического государства
входит обеспечение общих интересов народа,
но при безусловном соблюдении и защите
прав и свобод человека и гражданина. Такое
государство является антиподом тоталитарного
государства, эти два понятия взаимно
исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического
государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека
и гражданина.
Федеративное государство
Государственное устройство России основывается
на принципе федерализма. Это означает,
что государство состоит из нескольких
равноправных субъектов, некоторые из
которых (республики) называются в Конституции
Российской Федерации государствами.
Однако субъекты Федерации, в том числе
и республики, не являются независимыми
государствами – в таком случае их союз
был бы не федерацией, а конфедерацией,
а сами они считались бы субъектами международного
права.
Понятию «федерация» противостоит понятие
«унитарное государство», т. Е. такое государство,
которое управляется централизованно,
а его территориальные единицы не имеют
никакой государственности, а включают
только местное самоуправление. Эта форма
государственного устройства тоже имеется
в Российской Федерации – унитарными
(по своему внутреннему устройству) являются
республики – субъекты Федерации.
Принятие Конституции РФ в 1993 г. Проходило в сложных условиях, явившихся
отголосками периода тоталитаризма. Демократические
силы желали укрепления подлинно федеративных
отношений, преодоления фактического
унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную
в 1990-1991 гг. определенную демократизацию
государственного устройства Российской
Федерации, многие проблемы решены не
были. Естественное стремление к ликвидации
бюрократической централизации и к подлинному
федерализму порой порождало экстремистское
требование полной самостоятельности
и даже выхода из Российской Федерации.
Равноправие субъектов Федерации стало
главным условием перестройки федеративных
отношений на демократической основе.
Правовое государство
Так характеризуется государство, которое
во всей своей деятельности подчиняется
праву и главной своей целью считает обеспечение
прав и свобод человека. Для создания правового
государства недостаточно одного его
провозглашения, оно должно фактически
сложиться как система гарантий от беспредельного
административного вмешательства в саморегулирующееся
гражданское общество, от попыток кого
бы то ни было прибегнуть к неконституционным
методам осуществления власти. Правовое
государство – это высокий уровень авторитета
государственности, реальный режим господства
права, обеспечивающий все права человека
и гражданина в экономической и духовной
сферах.
Первые представления о государстве, основанном
на господстве закона, сложились еще в
Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель,
Полибий развивали эти представления.
Например, Аристотель указывал, что там,
где отсутствует власть закона, нет места
и какой-либо форме государственного строя.
Вот, например, как определял правовое
государство Б. А. Кистяковский: «Основной
принцип правового или конституционного
государства состоит в том, что государственная
власть в нем ограничена. В правовом государстве
власти положены определенные пределы,
которые она не должна и не может преступить.
Ограничение власти в правовом государстве
создается признанием за человеком неотъемлемых,
ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых
прав».
Советское государство за все время своего
существования было антиподом правового
государства, и только с принятием в 1993
г. Конституции РФ начался процесс создания
этого государства в России.
Понятие правового государства многомерно,
оно включает все то, что вкладывается
в понятие конституционного демократического
государства. И в то же время можно выделить
его основные признаки (тем более что в
Конституции Российской Федерации это
понятие не раскрывается).
Социальное государство
Так называется государство, которое берет
на себя обязанность заботиться о социальной
справедливости, благополучии своих граждан,
их социальной защищенности. Это государство
не стремится к уравниловке за счет отказа
от свободы, как это делало социалистическое
государство. Напротив, оно увязывает
свободу и социальную защиту социально
слабых слоев (безработных, нетрудоспособных,
инвалидов и др.), поскольку между этими
целями существует определенное противоречие.
Социальное государство как бы исправляет
формализм понятий «свобода» и «равенство»,
помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после второй мировой войны в конституциях
ряда западноевропейских стран появилась
формула «социальное государство» (ФРГ,
Франция, Италия и др.), многие исследователи
считали, что обязанности такого государства
сводятся только к провозглашению социально-экономических
прав граждан (право на труд, на отдых,
социальное обеспечение и др.) или к раздаче
пенсий и различных пособий. Но со временем
утвердилось понимание того, что социальное
государство это нечто большее, оно призвано
создавать условия для обеспечения граждан
работой, перераспределять доходы через
государственный бюджет, обеспечивать
людям прожиточный минимум и содействовать
увеличению числа мелких и средних собственников,
охранять наемный труд, заботиться об
образовании, культуре, семье и здравоохранении,
постоянно улучшать социальное обеспечение
и др.
Выяснилось, что помимо собственно социальной
политики социальную ориентацию должна
приобрести вся экономическая политика
правительства и при этом не перечеркивать
конкуренцию и экономическую свободу,
поощрять индивидуальную инициативу,
сохранять и даже усиливать стимул к росту
личного благосостояния. Это государство
должно бороться не против богатства,
а против нищеты, оно отрицает чрезмерный
этатизм в распределении благ, поощряя
социальную функцию частной собственности.
Цели социального государства достигаются
отнюдь не только методами социальной
политики – в этом случае в связи со сменой
правительств многие аспекты этой политики
исчезали бы или серьезно менялись. Такое
действительно имеет место, но главное
состоит не в социальной политике, а в
создании необратимой законодательной
и административной структуры социальной
деятельности государства, в результате
чего социальное государство остается
таким при всех правительствах. Это, следовательно,
структурная реформа всей экономической
и политической системы, основанная на
консенсусе всех политических сил (либералов,
консерваторов, социал-демократов и др.).