Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:47, контрольная работа
В основных законодательных и иных нормативно-правовых документах противоречиво трактуется статус фармацевтических организаций - и как торговых организаций, и как организаций здравоохранения. Так, согласно ФЗ "Основы законодательства об охране здоровья граждан" фармацевтические организации относятся к системе здравоохранения. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) также включает услуги аптечных подразделений в состав прочих медицинских услуг, подтверждая их роль в системе здравоохранения.
Уголовное наказание есть мера государственного
принуждения, особенность которой состоит
в том, что при исполнении наказания осуществляется
специфическое воздействие на осужденного.
Исполнение наказания, как правило, изменяет
привычный режим жизни осужденного, его
отношение с окружающими людьми, имеет
определенные морально-психологические
последствия.
Уголовное наказание в УК характеризуется
мерой принуждения, которая назначается
от имени государства и только по приговору
суда, и тем, что оно может быть применено
только к лицу, признанному виновным в
совершении преступления, и выражается
в лишении или ограничении прав и свобод
этого лица, предусмотренных только УК.
Действовавший до 1 января 1997 г. УК РСФСР
определял наказание как кару за совершенное
преступление и как меру исправления,
перевоспитания осужденного и предупреждения
новых преступлений.
УК подчеркивает, что наказание применяется
в первую очередь в целях восстановления
социальной справедливости, а также в
целях исправления осужденного и предупреждения
совершения новых преступлений. При назначении
наказания судам следует соблюдать требование
закона о строго индивидуальном подходе
к назначению наказания.
В соответствии со ст. 6 УК наказание и
иные меры уголовно-правового характера,
применяемые к лицу, совершившему преступление,
должны быть справедливы, т.е. соответствовать
характеру и степени общественной опасности
преступления, обстоятельствам его совершения
и личности виновного.
В ст. 10 УИК указано, что Российская Федерация
уважает и охраняет права, свободы и законные
интересы осужденных, обеспечивает законность
применения средств их исполнения, их
правовую защиту и личную безопасность
при исполнении наказаний.
6.6.6. Нарушение правил изготовления, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, перевозки, приобретения, либо уничтожения Наркотических средств или Психотропных веществ.
Вопросы регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ) отражены в соответствующих правовых актах, как на международном, так и на национальном уровнях. В соответствии с международным правом правительства, кроме превентивных и репрессивных мероприятий, направленных на предотвращение незаконного оборота НС и ПВ, должны иметь в своем законодательстве соответствующие положения о наказаниях за противоправные действия, связанные с НС и ПВ, их прекурсорами и другими подконтрольными веществами. В законодательствах стран — участников СНГ за преступления, связанные с незаконным оборотом НС и ПВ, меры уголовной ответственности превалируют над другими видами юридической ответственности.
В Уголовном кодексе РФ правовые нормы за нарушения в данной сфере закреплены в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»:
■ незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — ст. 228;
■ незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов—ст. 228.1;
■ нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ—ст. 228.2;
■ хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ — ст. 229;
■ склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ—ст. 230;
■ незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, — ст. 231;
■организациялибосодержаниеприт
■ незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, — ст. 233.
В сфере легального оборота НС и ПВ задействованы десятки тысяч специалистов химической промышленности, фармацевтического производства, учреждений здравоохранения, имеющих допуск к работе с подконтрольными веществами и, соответственно, обеспечивающих правильную организацию деятельности с НС и ПВ. За нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ определены меры административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Отсюда становится ясно, как важно юридическим лицам и медицинским работникам (врачам, медицинским сестрам и т.д.), должностные обязанности которых непосредственно связаны с НС и ПВ, осознавать меру ответственности за неправильную организацию работы с НС и ПВ в учреждениях здравоохранения, предусмотренную действующим законодательством.
Для работников учреждений здравоохранения, фармацевтических организаций особое значение имеют статьи УК РФ 228.2, 229 и 233, т.к. устанавливают меры уголовной ответственности за нарушения правил оборота НС и ПВ, используемых в медицинских целях.
При выявлении и расследовании уголовных дел по данным статьям учитывается судебная практика их рассмотрения и разъяснения Пленума Верховного суда РФ. Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, установленных ст. 78 УК РФ.
Статья 228.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил оборота НС и ПВ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил 2. Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», оборот наркотических средств, психотропных веществ — это разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила оборота наркотических средств и психотропных веществ регулируются целым рядом нормативно-правовых актов, определяющих различные аспекты организации деятельности в указанной сфере. Так, Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 №1148 устанавливает базовые требования, предъявляемые к оборудованию инженерными и техническими средствами охраны помещений медицинских организаций, в которых осуществляется хранение НС и ПВ; специальные требования к условиям хранения НС и ПВ, предназначенных для медицинского применения, установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 №397н; правила учета НС и ПВ регламентируются Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644, в соответствии с которым все операции с НС и ПВ должны учитываться в специальных журналах регистрации и т.д.
Расследование преступлений, предусмотренных ст. 228.2, осуществляется Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Нарушения правил оборота НС и ПВ выявляются в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, при поступлении информации от лицензирующих органов, в ходе расследования преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков, и т.д.
Разъяснения о порядке привлечения к уголовной ответственности даны в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2006 №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2006 №14 субъектом преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, может быть лишь лицо, в обязанности которого в соответствии с установленным порядком (например, служебной инструкцией, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица) входит соблюдение соответствующих правил или контроль за их соблюдением. В случае если у виновного в нарушении правил оборота НС и ПВ в должностных инструкциях или приказом главного врача не закреплена обязанность соблюдения данных правил, то ответственность в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ несет руководитель юридического лица, в отношении которого и принимается решение о возбуждении уголовного дела.
Нарушение правил оборота НС и ПВ может быть совершено лицом как умышленно, так и по неосторожности. При этом для определения наличия состава данного преступления необходимо установить, что нарушение таким лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ повлекло утрату одного или нескольких указанных объектов.
Под утратой НС и ПВ согласно формулировке, данной Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2006 №14, понимается их фактическое выбытие из законного владения, пользования или распоряжения, если указанные последствия находились в причинной связи с нарушениями, допущенными лицом, в обязанности которого входило соблюдение соответствующих правил. При этом нарушения, приведшие к утрате, должны создавать общественно опасные условия для неправомерного завладения наркотическими средствами и психотропными веществами и их использования.
Данная статья рассматривает преступления, связанные с нарушением правил оборота НС и ПВ, совершаемые как из корыстных побуждений, где мотивом является получение материальной выгоды для виновного либо других лиц или намерение избавиться от материальных затрат, так и по неосторожности — причинение вреда здоровью человека, иных тяжких последствий.
Статья 233 УК РФ рассматривает незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение НС или ПВ.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» рецепты, содержащие назначение наркотических средств и психотропных веществ, выписываются на специальных рецептурных бланках, форма которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков. В частности, порядок назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Данный приказ определяет порядок назначения наркотических средств и психотропных веществ персоналом стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, хосписов и домов сестринского ухода, скорой и неотложной медицинской помощи.
К иным документам, дающим право на получение наркотических средств или психотропных веществ, относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ (лицензия на определенный вид деятельности, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.).
Незаконная выдача означает выдачу рецепта или иных документов с нарушением установленных правил оформления или содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний либо больному наркоманией, выписывание его на ненадлежащем бланке либо без установленных реквизитов, выписывание частнопрактикующим врачом рецепта на получение наркотического средства или психотропного вещества и др. При этом не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе наркотическое средство или психотропное вещество.
К незаконной выдаче иных документов также относится выдача лицензии на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ, без истребования необходимых документов, без создания условий для обеспечения учета и сохранности указанных средств и веществ и др.
Субъектом преступления в части незаконной выдачи рецепта или иного документа является лицо, уполномоченное в установленном порядке на выдачу рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (врачи, в т.ч. частнопрактикующие, фельдшеры, акушерки, руководители медицинских учреждений, должностные лица органов по лицензированию деятельности, связанной с оборотом указанных средств или веществ, и др.).
Выдача рецептов или иных документов,
дающих право на получение наркотических
средств или психотропных веществ, является
организационно-
Также необходимо затронуть вопросы полномочий правоохранительных органов, реализуемых ими в ходе выявления правонарушений и преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должностные лица органов прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции имеют право:
1) производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 №934, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 №681;
2) опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступу к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам;
3) требовать представления
4) давать юридическим лицам — владельцам лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
5) осуществлять иные меры
Должностные лица органов дознания, следователи или прокуроры могут входить в любые помещения и производить осмотр мест, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.