Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма
правления. Приведите примеры современных государств, имеющих
различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно- правовых актов)
2. Условие: Причины и условия возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права. Происхождение Древнерусского государства.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Различные ученные и  историки связывают возникновение  древнерусского государства с призванием варягов во главе с Рюриком. Некоторые считают, что становления государства началось у восточных славян.

 В середине IX века на севере Восточной Европы сложилась своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славянами (словенами и кривичами) входили не славянские этносы (чудь, меря). Все они платили дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вятичи  являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине 7 века создавшее собственное государство). Стремление варягов и хазар подчинить себе восточнославянские союзы племен объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые трассы.

Согласно летописи 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили им выплату дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, чуть не вооруженная, борьба за власть. В этих условиях «к варягам» было направлено посольство, с целью пригласить в качестве князя одного из того времени правителей и тем самым разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Которые в скором времени стали княжить в Новгороде, Белозере, Изборске. После смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика – Олег.  В 882г., Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, и стал правителем объединенных под его властью северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты довольно условны, но их следует считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.4

3. Условие: Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.

Правотворчество – деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене юридических нормативно-правовых актов и юридических норм. Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства, которую осуществляют от имени государства депутаты, чиновники, управленцы и т.д.

Признаки правотворчества.

Признаками правотворчества  считают  все те, которые характеризуют любые правовые формы государственной деятельности. А это:

- властно-организационный  характер правотворческой работы, ее официальность;

- осуществление правотворческой  деятельности исключительно на основе полномочий или если  закон разрешает заниматься такой деятельностью;

- правотворчество связано  с разрешением юридического  дела

- порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права;

- результатом правотворчества  становиться – принятие нормативно-правового акта.

Стадии правотворчества.

   В юридической литературе называют разное число стадий - от трех до шести - девяти. Так, В.В. Лазарев и С.В. Липень выделяют следующие три стадии правотворчества: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.  В.М. Сырых называет шесть стадий.

1. Принятие решения  о внесении изменений в действующую  систему норм права.

2. Подготовка проекта  нормативного правового акта.

3. Рассмотрение его правотворческим органом.

4. Обсуждение и согласование  проекта с заинтересованными  субъектами.

5. Принятие нормативного  правового акта.

6. Опубликование нормативного  правового акта.

 Как видно, большинство вышеуказанных стадий правотворческого процесса имеют подготовительный характер. Однако для правотворческого процесса они необходимы. Официальному закреплению государственной воли в нормах права и их опубликованию отводится две (три) стадии, превращающие проект нормативного правового акта в правовой документ, имеющий общеобязательный характер.5

Виды правотворчества.

Основными видами правотворчества (в зависимости от субъектов) являются:

- правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) – законотворчество. Как правило, там принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативно-правовых актов.

-правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество;

- непосредственное правотворчество народа - референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования). Проводиться по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Итоги референдума окончательны и не подлежат никакому утверждению.

- правотворчество (санкционированное) отдельных должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т. д.). И некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются подзаконные нормативные акты или правовые предписания, которые изданы по вопросам, составляющих их компетенцию – правотворчество не государственных органов (делегированное или санкционированное)  

- правотворчество общественных организаций.

Слышала такую фразу, что «по результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности…. Так вот, я считаю, что российское законодательство обладает многими проблемами, в нем много разночтений, несогласованностей в разных формах. Основные причины такого положения заключаются в непоследовательности и бессистемности правовой политики, отсутствии четко обозначенных приоритетов.

Также хочется отметить, что одна из проблем правительства, то, что некоторые Федеральные законы и нормативно - правовые акты принимаются необдуманно или так скажем экспериментально. А это заключается в принятии и опубликовании закона, а в скором времени в его отмене по каким – либо причинам. Нормативный акт, который действует лишь один день и затем подвергается отмене или изменению, не может выполнять возложенные на него функции, даже если он издан легитимной правотворческой властью. Так, чтобы не совершать таких ошибок,  законодатель обязан и сам предпринимать определенные меры, чтобы исключить собственные ошибки не через продолжительное время после издания акта, а еще во время правотворческого процесса. Отсюда вывод: правотворческим органам следовало бы прежде всего (даже прежде чем заниматься подготовкой нормативных правовых актов) начать вести наблюдение за действием существующих законов (или же за отсутствием такового действия). Дать информацию об эффективности законов, об их влиянии на волю и сознание людей – значит, во многом предопределить успех будущих правовых актов.

При анализе вопроса о социальной действенности закона предполагается выяснение, прежде всего того, соблюдаются ли его нормы теми ответственными лицами, которым адресован этот закон. При этом очевидно, что причины неэффективности закона часто следует искать в нем самом: закон не может достичь преследуемой цели из-за своей ложной установки. Уже из этого можно сказать, что сознательное или несознательное несоблюдение закона лицами, которым он адресован, является лишь одной из многих причин того, что закон не достигает своей цели.

Существуют еще и  компромиссные законы, они возникают  в зависимости от обстоятельств  как результат незавершенной  борьбы политических сил. Сторонникам  закона удалось добиться его принятия, противникам – предотвратить  оснащение закона действенными санкциями. Такие процессы можно часто наблюдать в сфере экономического законодательства.

Не исключено, что правотворческий  орган совершенно не беспокоится о эффективности издаваемых им законов, действиями лиц, которым он адресует нормы. Грубо говоря, нормотворческий орган не столько стремится к разрешению дела, сколько хочет «спихнуть» его, проявляя полное безразличие к тому, в какой степени принятый законодательный акт окажется эффективным.

В связи с вопросами  эффективности правовых норм актуальны  проблемы качества законов и корректировки нормативных актов.

Если проанализировать работу Федерального собрания России за последние годы, станет ясно: новых  законов принимается меньше в  сравнении с числом изменений  и дополнений, вносимых в действующие  законы. Напрашивается вывод, что законодатель пристально наблюдает за действием законов, тщательно регистрирует результаты наблюдения и вовремя вносит изменения в принятые ранее законы. Но этот вывод будет ошибочным. В действительности изменения законов происходит в подавляющем большинстве случаев так же неконтролируемо и спонтанно, как и принятие самих первоначальных законов. Внесение изменений в законы происходит на основе тех же проблемных импульсов, которые ранее вызвали к действию подлежащий изменению закон.  Не учитывается критика со стороны лиц, на которых закон распространяет свое действие. Более внимательное и систематическое наблюдение за действием законов, связанное с предоставлением обратной информации от правоприменительных органов в учреждении, занимающееся подготовкой законодательства, не только повысило бы качество и эффективность законов, но одновременно и способствовало бы решению целого ряда сложных проблем, обременяющих сегодня законодателя.

 Кто, не задумываясь, принимает решения и действует, вынужден чаще менять свои решения и действия, чем тот, кто все обдумывает заранее и основательно. И в плане нормативной информации, и в плане юридической техники это только бы упростило, а не усложнило само правотворчество.

Всякая деятельность бессмысленна, если она не приносит желаемого эффекта. Поэтому всегда актуален контроль за эффективностью правовых актов и, соответственно, за эффективностью правотворческой деятельности. Теория правотворчества будет бесплодной, если не определить критерии её эффективности.

4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5

критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно - правовых актов).

Виды гипотез правовых норм:

- простые (однородные). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет»

(п. 1 ст. 186 ГК РФ);

- составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);

- альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» (п. 3 ст. 484 ГК РФ);

- сложно-альтернативные. В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995года №223- ФЗ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994года № 51 - ФЗ

3. . «История России с древнейших времен до конца XX в.»: для школьников старших классов и поступающих в вузы, М.: Дрофа, 2004г – 896с. 

  1. Словарь понятие терминов по обществознанию А.М. Лопухов 2008г.
  2. «Теории государства и права, учебник для вузов» д. ю. н., проф. Перевалов В.Д.– 3 – е издание, перераб и доп.  – М: Норма 2005г – 496с. 
  3. . Теория государства и права: учебное пособие (2 – е издание)   Власенко Н.А – М.: Проспект, 2011г. – 416с.

7. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во        БелГУ, 2007г. – 292 с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Теории государства и права, учебник для вузов» д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов – 3 – е издание, перераб и доп.  – М: Норма 2005г – 496с. 

2 Словарь понятие терминов по обществознанию А.М. Лопухов 2008г.  

3 Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007г. – 292 с.)

4 «История России с древнейших времен до конца XX в.»: для школьников старших классов и поступающих в вузы, М.: Дрофа, 2004г – 896с. 

5 Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2 – е издание) – М.: Проспект, 2011г. – 416с.


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"