Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Месопотамией называется территория от гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе. Месопотамия в переводе c древнегреческого - «Междуречье» или «Двуречье» (производное от названия двух рек Тигра и Евфрата).

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

Социальной  опорой абсолютизма является дворянство. Природе происхождения верховной власти придаётся религиозный характер. Возвеличиванию персоны государя служит пышный и изощренный дворцовый этикет. Классическим примером абсолютной монархии является абсолютная монархия Франции.

Английский  же абсолютизм имел ряд своих уникальных особенностей и отличительных черт. Зачастую учёные называют его «незавершённым», что связано с некоторым несоответствием сложившегося положения дел количественным и качественным характеристикам, типичным для абсолютизма классического образца. Например, сохранение некоторых политических институтов, свойственных предшествующей эпохе или отсутствие типичных для абсолютизма элементов. 

Основная  особенность английского абсолютизма состояла в том, что наряду с сильной королевской властью продолжает существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относят сохранение местного самоуправления (приход), отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте, отсутствие крупной постоянной сухопутной армии (тем не менее, высочайший уровень развития флота, в силу того, что Англия – островное государство).

Вся полнота реальной власти, как и  подобает, была полностью сосредоточена в руках короля, хотя номинально к числу центральных органов, помимо монарха, можно отнести парламент и Тайный совет, состоявший из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

  Усилившаяся королевская власть так и не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри (нового дворянства) и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах.

Верховенство  короны во взаимоотношениях с парламентом  было оформлено статутом 1539 года, который  приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил  этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.

Парламент продолжал сохранять за собой  прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие  парламента установлению новых налогов  вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли. 8

В период абсолютизма окончательно утвердилось верховенство королевской власти над английской церковью. После принятия с 1529 по 1536 год ряда законов король был провозглашён главой новой англиканской церкви и получил право намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI века законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Церковные земли были изъяты и превращены в государственную собственность (секуляризация).

Высший  церковный орган страны – Высокая комиссия состояла, наряду с духовными лицами, из членов Тайного совета и других должностных лиц. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви – как с католиками, так и со сторонниками наиболее радикальных и демократических форм протестантизма.

Постепенно  ряд факторов (недовольство сложившимся в стране социальным положением, экономической политикой, проводимой правящей династией (Стюарты),  религиозные противоречия и др.) привели к свержению монарха в ходе Английской революции (1640 – 1660), осуществлению государственной власти в течении некоторого времени различными политическими группировками и деятелями, но после завершения революции последовала «реставрация» династии Стюартов в лице Карла II – сына казнённого короля. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции (отмену  так  называемого  рыцарского держания, т. е. превращение  феодальной  собственности  лендлордов  почти  в полную  буржуазную  собственность, веротерпимость и др.).

Стремление  Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.

Итак, конституционная монархия  –  государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Обычно это определяется конституцией, которую монарх не вправе изменить. Как правило, предполагается также наличие и независимой судебной системы. Примечательно, что конституционная монархия  впервые возникла именно в Англии.

Ареной  политической борьбы между оппозицией и сторонниками короля стал парламент, в котором складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори». Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию «вигов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении.

В 1679 г. король Карл II распустил старый парламент и объявил новые выборы. Виги, получившие большинство в новом парламенте, опасаясь репрессий, 26 мая 1679 года приняли закон, призванный ограничить возможности тайной расправы короля с оппозицией (к числу которой они относились) – Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act).

Полное  название принятого закона – «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (т. е. вне пределов Англии), в его состав входит 21 статья. Согласно этому акту, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста. Ни один свободный человек не мог быть посажен в тюрьму без предписания хабеас корпус, посредством которого судья повелевал доставить к нему личность (букв. тело, corpus) обвиняемого. Правда, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, Habeas Corpus не выдавался.

В основу Habeas Corpus Act легла статья 39 Великой хартии вольностей, оговаривавшая неприкосновенность личной свободы.

Закон, принятый оппозицией «из личных побуждений», вскоре приобрёл более общее значение и стал применяться ко всем задержанным.

Акт 1679 г. приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого  и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка. В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона.

Политика  Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению  вигов и тори. В 1688 году была совершена «Славная революция» (революция без крови), следствием которой стало окончательное оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Яков II был «заменён» более удобным для парламента монархом. Важнейшим политическим результатом компромисса стало окончательное утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух  актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 года.

Билль о правах (Bill of Rights) – акт, узаконивший конституционную монархию. Он ограничивал власть короля в законодательной и финансовой области и устанавливал некоторые гарантии прав личности против произвола королевской власти.

Принятие  Билля о правах 1689 года связано  с восшествием на престол Вильгельма Оранского, женатого на дочери свергнутого Якова II, принцессе Марии. В качестве части присяги будущего короля и королевы, была включена фраза о том, что они должны соблюдать принимаемые парламентом законы и зачитан Билль о правах. Король согласился повиноваться закону и в своих действиях руководствоваться решениями парламента.

Формально Билль был принят парламентом после коронации. Король и королева подписали его 16 декабря 1689 года. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

Как и ранее принимавшиеся документы  конституционного характера, Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II («при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших на его службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого Королевства…»).

Дальнейший  текст основывается на учении о принципах естественного, неотчуждаемого права человека и гражданина и включает в себя следующие положения:

- король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов (ограничение суспензивной (приостанавливающей) власти короля), освобождать кого бы то ни было из-под их действия (ограничение диспенсивной власти короля), разрешать какие-либо изъятия из законов;

- король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента;

-  набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента;

- выборы в парламент должны быть свободными, в парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается;

- подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства;

- запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, применять наказания, не предусмотренные законом.

Таким образом, Билль о правах чётко определил взаимоотношения короля и парламента, получившего широкие законодательные полномочия, провел, правда не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король не был полностью отстранен от власти, более того, за ним сохранился ряд широких полномочий. Наряду с парламентом, он участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, в его руках остается значительная исполнительная и судебная власти.

Билль стал долговременной основой английской конституционной монархии. Ещё на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться.

В начале XVIII века (1701 г.) был принят еще один важнейший конституционный закон Англии - Акт об устроении. Полное название – «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных», Акт называют также «Билль…» или «Закон о престолонаследии в Англии».

В соответствии с данным законом католическая линия Стюартов лишалась прав на престол  в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков. «…Всякое лицо, которое в дальнейшем вступит в обладание указанной выше короной, должно присоединиться к англиканской церкви…» – гласит закон.

Помимо  определения порядка престолонаследия в Акте было закреплено, что по королевскому помилованию нельзя приостанавливать производство по возбуждённому палатой  общин обвинению, а в судебной системе была провозглашена несменяемость  судей (невозможность их смещения со своей должности по распоряжению монарха; снятие с должности совершившего проступок судьи стало возможным  лишь по решению обеих палат парламента). Закон лишал короля права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента, кроме того монарху запрещалось покидать страну без согласия парламента.

Лица, занимавшие какую-либо платную должность  или место, подчинённое королю, или  получающие пенсию от короны, не могли  обладать членством в Палате общин.

Следовательно, можно сделать вывод, что закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.

Итак, если в период господства абсолютной монархии, несмотря на формальное существование парламента (что, в общем, было не характерно для типичного абсолютизма), вся полнота реальной власти сосредотачивалась в руках монарха, то после революционных событий 2-й половины XVII века ситуация начинает меняться в противоположную сторону. Тем не менее, в Англии на протяжении ещё долгого времени дуализм власти будет сохраняться.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» –  М., 1999. – 456с.
    2. Волков И.М.  Законы вавилонского царя Хаммурапи  –  М., 1914. – 80с. 
    3. Дьяконов И.М.  Законы Вавилонии,  Ассирии и Хеттского царства – Вестник древней истории. 1952. №3
    4. Кареев Н. И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков – СПБ., 1908 -  460с.
    5. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Том 1 – М., 2008. – 720с.
    6. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Том 2 – М., 2008. – 816с.
    7. Крашенинникова Н. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1 – М., 2007. – 816с.
    8. Крашенинникова Н. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 2 – М., 2006. – 672с.
    9. Кузищин В. И. История древнего Востока – М., 1999. – С. 103
    10. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран – М., 2002 (DOC). – 208 c.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"