Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа
Правоотношения, возникающие до закона, служат источником юридических норм, т.е. формируют общественную, а значит, и государственную волю. Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт (фактический состав). Они реализуют государственную волю, содержащуюся в юридических нормах, носящих общий (безличный) характер, гарантируются и охраняются государством. Их особый волевой характер выражается в том, что а) государственная воля независимо от субъекта правоотношения выражается в юридических нормах и б) проявляется индивидуальная воля участников правоотношений при их возникновении, изменении и прекращении.
1. Понятие, признаки и виды правовых отношений
2. Субъекты права и участники правоотношений
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
4. Понятие юридического факта
5.Понятие правосознания
6.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
7. Правовое воспитание граждан
Правовая культура представляет
собой разновидность общей
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Правовую активность
следует отличать от правомерного поведения.
Не всякое правомерное поведение
можно считать осуществлением такой
активности. Критериями разграничения
здесь служат цель, средства ее достижения
и общественно значимый результат
деятельности в правовой сфере. Не следует
относить к ней и просто инициативное
исполнение своих обязанностей должностным
лицом. Такая инициатива является прямым
служебным долгом, в частности
профессиональным долгом, юриста и
заключается в обязанности
Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня:
1. если субъект права
при самой добросовестности и
энергичной работе остается в
рамках заданного или
2. если субъект права,
имея достаточно надежный
3. самый высокий уровень
интеллектуальной активности
Правовая культура характеризуется
состоянием правосудия, законности и
правопорядка. В нее входят ценностные
ориентации общества, социальных групп
и слоев населения, а также
индивидов, имеющие юридическое
значение. Они концентрируются в
правосознании. Наивысшими среди них
являются ориентации на общечеловеческие
ценности, а их ядром - человеческая
личность с ее естественными правами.
Не все, что относится к области
права и правовой действительности,
можно считать ценностью в
конкретных исторических условиях. И
сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в
какой позволяет людям
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая
культура - это глубокие, объемные и
формализованные знания законов
и подзаконных актов, а также
источников права, правильное понимание
принципов права и задач
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение, деятельность.
7. Правовое воспитание граждан
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием "беспредел". Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Любые проявления так называемого "беспредела", т.е. игнорирования права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле "Хочу, чтобы было то, что захочу", образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правового
сознания в органической связи с
началами нравственности, демократического
сознания всех граждан представляет
процесс повышения культуры общества,
человека, обретения им достоинства,
свободы и справедливости. В духовной
жизни нашего общества за последние
годы возросло неприятие идей социально-утопического
сознания. Однако актуальными являются
вопросы соотношения законности
и свободы личности, прав человека
и его гражданской
В сознании великих мыслителей
человечества исторически вызревала
и находила выражение идея о мудрости,
свободе и достоинстве
Рабле пишет и о том, какие причины определяют свободный выбор поведения телемитов, подчеркивает, что этих свободных людей, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.
В правовом воспитании,
в его неразрывной связи с
общей культурой большая роль
принадлежит художественной литературе,
средствам массовой информации, в
том числе телевидению, радио, газетным
публикациям. Воспитание правового
сознания является составной частью
всей культурной жизни общества, социальной
функцией государства, проявляющего заботу
о просвещении и воспитании подрастающего
поколения. Правовое просвещение взрослых
граждан также имеет
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.
Средствами повышения
правовой культуры граждан являются
пропаганда права, развитие у граждан
юридических знаний, практическое укрепление
законности. Большое воспитательное
значение, воздействие на граждан, особенно
на молодежь, оказывает пример руководителей,
в том числе должностных лиц
государственного аппарата, в неукоснительном
соблюдении законов, в борьбе с преступностью.
Правовая культура - необходимое условие
сознательного осуществления
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"