Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:23, контрольная работа
Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни, при этом отражая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа
Выполнил: студент 1 курса ЗФ - группы
Вопрос 1. Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни, при этом отражая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции. С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п. Гносеологическая функция (познавательная), в свою очередь, состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. С помощью прогностической функции теория государства и права прогнозирует тенденции развития государственно-правовой жизни в будущем. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов. Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. Все вышеперечисленные функции взаимосвязаны между собой и выполняются применительно к предмету исследования, опираясь на данные других юридических и неюридических наук.
Вопрос 2. Формой государственного устройства называется территориальная организация государства(или государств, образующих союз), характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей. Форма государственного устройства указывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства..
В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедерации. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.
Унитарным государством является единое, централизованное
государство, составные части которого
не обладают суверенностью и представляют
собой административно-
В унитарном
государстве единая законодательная,
исполнительная и судебная власть.
Для него характерны наличие единого
законодательства и правовой системы,
наличие единой системы налогообложения.
В административно-территориаль
Централизованные унитарные
государства — отличаются отсутствием
автономных образований, то есть административно-
Децентрализованные унитарные
государства — имеют в своём составе автономные
образования, правовой статус которых
отличается от правового статуса других
административно-
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
территория федерации состоит
из территорий её отдельных субъектов: штатов,
В союзном государстве
верховная законодательная,
В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Обязательным признаком
федеративной формы считается двухпалатная
структура федерального
Изменение государственного устройства России.
Согласно конституции, Россия является федерацией, в ее политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется прежде всего в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том, что власти субъектов федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушая конституцию и федеральное законодательство.
Федеративная форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в конституцию РФСФР (июль 1918 г.).
Длительное время Россия находилась в составе иного государства — СССР (1922—1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.
Политика центра по отношению к
своим регионам, как правило, строилась
лишь на принципах жесткой
После распада советского союза
Россия оказалась в ситуации, угрожающей
ее целостности. В этих условиях обострился
вопрос о необходимости заключения нового
федеративного договора, который был подписан
в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного
устройства, Россия тем не менее пошла
по пути постепенного, основанного на
добровольности и всеобщем согласии совершенствования
федеративных отношений. Ряд национальных
образований, краев и областей получили
статус республик, получив право на собственную
региональную политику. Такого рода перемены
были закреплены и получили дальнейшее
развитие в новой конституции Российской
федерации (1993) современное федеративное
устройство страны представляет собой
разграничение власти по вертикали, установление
системы сдержек и противовесов в отношениях
федеральных государственных органов,
с одной стороны, и государственных органов
субъектов федерации — с другой. Стоит
отметить преобразование федерального
центра – в отличие от РФСФР во главе государства
находится президент, обладающий большими
полномочиями. Представительным и законодательным
органом является федеральное собрание,
которое состоит из двух палат — совета
федерации и государственной думы. Исполнительную
власть в стране осуществляет правительство
Российской федерации. Правосудие осуществляется
конституционным, верховным и высшим арбитражным
судами. Существенные изменения претерпела
и система региональных органов государственной
власти. Они создаются каждым субъектом
федерации самостоятельно на основе таких
конституционных принципов, как народовластие;
разделение власти; республиканская форма
правления; правовой, социальный, светский
характер государственности.
В структурном отношении Российская федерация
представляет собой весьма сложное, многомерное
явление. В качестве её структурных составных
частей– субъектов федерации выступают
края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В настоящее время в составе Российской
федерации насчитывается 89 субъектов–
21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города
федерального подчинения, 1 автономная
область и 10 автономных округов. Весь
перечень субъектов РФ и их названия закреплены
конституционно (ст. 65, п. 1). В конституционном
порядке закреплены также все их виды, главные
отличительные особенности каждого из
них, а также характер отношений субъектов
РФ между собой и с Российской федерацией
в целом. Статья 4 конституции, констатируя,
что Российская федерация состоит из республик,
краёв, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов, в то же время устанавливает,
что все субъекты РФ, независимо от их
видов, равноправны как во взаимоотношениях
между собой, так и во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти.
Российская
федерация создаётся и
Принцип единства государственной власти в Российской федерации, находящий своё отражение в единстве федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, в более развёрнутом виде закрепляется, в частности, в статье 77 конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в строгом соответствии с «основами конституционного строя Российской федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77, п. 1). Кроме того, в данной статье особо указывается на то, что в пределах ведения РФ и её полномочий по вопросам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ «образуют единую систему исполнительной власти в Российской федерации» (ст. 77, п. 2).
Также, статья 69 конституции РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Вопрос 3. Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"