Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Государство и право изучаются не одной наукой, а целым комплексом общественных наук. Чтобы понять право и государство, необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 22.53 Кб (Скачать файл)

Вариант №5.

1. Место теории  государства и права в системе  гуманитарных и юридических наук.

2. Государственная  власть: понятие и виды.

Рекомендуемая литература:

Алексеев  С. С. Общая теория права. М., 2008.

Бошно С.В. Теория права и государства. М., 2011.

Венгеров А.Б. Теория государства  и права. М., 2010.

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства  и права. М., 2010.

Морозова Л.А. Теория государства  и права. М., 2009.

Разделение  властей и парламентаризм. М., 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место  теории государства и права  в системе гуманитарных и юридических  наук.

Государство и право изучаются не одной наукой, а целым комплексом общественных наук. Чтобы понять право и государство, необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере государства - сложного и противоречивого явления. Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в международных отношениях. Государство занимается управлением - это сфера управленческой науки; государство регулирует хозяйственную жизнь человека и общества - это дело экономики; государство проводит политический курс, сотрудничает с партиями - это политология; государство требует социологического осмысления - это социология.

Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества - коренной вопрос общественной жизни. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми  теориями просматривается на протяжении всей их истории. Философское мировоззрение  помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права , их многостороннего воздействия на общественные процессы. Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория  государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса.

В нашей стране проблемы соотношения  экономики и государственно-правового  управления (регулирования) приобрели  в последние годы особую остроту  и актуальность. Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы.

Главное назначение политологии –  изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата. Социология – одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права.

Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Теория государства входит в  систему юридических наук, объединенных общим понятием - юриспруденция. Сложность, многогранность, динамизм гос-ва и пр-а приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическим науками. Это объясняется тем, что государство и право - явление сложное и многогранное, имеющее непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1). Историко-теоретические науки  (теория государства и права, история политических и правовых учений);

2). Отраслевые науки (конституционное право и т. д.);

3). Прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина  и др.); особое место занимает  наука международного права .

Общность теории государства и  права и историко-теоретических  наук состоит в том, что они  рассматривают государство и  право в целом; изучают все  ранее существовавшие типы государства  и права; исследуют причины возникновения  государства и права и закономерности их развития. Различие теории и истории  государства и права выражается в том, что история изучает  процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом  порядке. Теория же изучает исторический процесс развития государства и  права в обобщенном виде, дает теоретическое  обобщение этих процессов (закономерностей  происхождения государства и  права, механизма правового регулирования  и т.д.). Взаимодействие теории государства  и права и исторических юридических  наук проявляется, с одной стороны, в том, что глубокое изучение и  обобщение исторического материала  необходимо для более полного  и всестороннего исследования общетеоретических  государственно-правовых проблем и  определения закономерностей исторического  развития государства и права. С  другой стороны, теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые.

Отраслевые юридические науки  исследуют только части механизма  государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли  права), концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют  особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Так, например наука административного права изучает правовые формы исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти; наука трудового права исследует правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности рабочих и служащих.

Теория государства и права  не подменяет и не растворяется в  теории отраслевых юридических наук. Каждая отраслевая юридическая наука  исследует закономерности и особенности  собственного предмета. По отношению  к отраслевым наукам теория государства  и права выступает как общеправовая наука. Значение теории государства  и права для наук, изучающих  отрасли права, выражается, прежде всего в том, что она является методологической, базовой наукой в системе юридических наук. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решений специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории государства и права.

Теория государства и права  одновременно является и "обслуживающей" наукой, поскольку она формулирует  исходные понятие о государстве  и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой  общетеоретической базой для  выработки ими собственной теории, отраслевого научного понятийного  аппарата. Общие понятия государства, права, нормы права, правоотношения, юридической ответственности лежат  в основе конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейного  права и других отраслевых наук.

Между теорией государства и  права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, тесное взаимодействие. По отношению  к ним Теория выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория исследует общие для всех отраслевых наук вопросы. В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

Отраслевые науки в свою очередь  имеют большое значение для теории государства и права. Они питают ее фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юридических  наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития теории государства  и права в целом.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук.

 

 

 

2. Государственная  власть: понятие и виды.

 

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства );

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»).Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом, а государство - способ (форма) организации общества. Государственная власть -это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства).Государство - это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

Законодательная власть:

- принимает обязательные на всей юрисдикции государства законы и даёт согласие на международные договора, которые становятся частью национального законодательства;

- в настоящий момент международные обязательства Российской Федерации имеют приоритет над национальным законодательством и решениями властей Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"