Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Разделение властей является, пожалуй, одним из наиболее сложных, противоречивых и многогранных в конституционной действительности явлений.

Содержание

1.Заполнить таблицу важнейших признаков указанных отраслей права……3-9
2.На основе Конституции Республики Беларусь и соответствующих законов показать взаимодействие Главы государства и Правительства…………….10-14
3.Субъекты нормотворчества в Республике Беларусь……………………….15-16 4.Критический анализ научной работы по проблеме квалификации правонарушений………………………………………………………………17-36 5.Подобрать в нормативных правовых актах по два примера:
а) материальных и процессуальных норм………………………..37-38
б) частноправовой и публично правовой нормы…………………38-39
в) императивной и диспозитивной нормы………………………..39-40
г) общей и социальной нормы………………………………………40-41
6. Список использованных источников………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

К. р. по ОТП .doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

На практике не каждое деяние, содержащее признаки административного  правонарушения, признается таковым  и влечет применение мер административной ответственности. Так, если административное правонарушение совершается лицом, не достигшим возраста привлечения к административной ответственности, то, несмотря на наличие всех признаков административного правонарушения, административной ответственности оно не подлежит. В силу этого кроме признаков административного правонарушения следует говорить и о такой юридической конструкции как состав административного правонарушения.

Таким образом, на мой взгляд, необходимо более подробно раскрыть понятие состава административно правонарушения.

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, нет единого мнения по данному вопросу и в теории.

Например:

1. Бахрах Д.Н. под составом  административного правонарушения  предлагает понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние – административное правонарушение.

2. Д.М. Овсянко – под составом  административного правонарушения  в административном праве, как  и в других отраслях права,  понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

3. В.П. Сальников – административное  правонарушение включает в себя  в качестве обязательного элемента  – юридический состав – совокупность  закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Несмотря на различные определения, содержание их одинаково. Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения

По мнению автора, под составом административного правонарушения следует понимать – совокупность объективных и субъективных признаков, определяющих противоправное деяния (действие или бездействие) как административное правонарушение.

Структура состава административного  правонарушения представлена совокупностью  четырех обязательных элементов: объект посягательства, объективная сторона, субъективная сторона и субъект правонарушения. Кроме того, каждому из выше перечисленных элементов присущи и определенные признаки, которые  подразделяются на обязательные и факультативные.

 

Объект административного  правонарушения

Объект правонарушения, как уже  говорилось, является обязательным элементом  состава правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т.е. то на что направлено (посягает) противоправное деяние, и охраняемые мерами административной ответственности.

Любое административное правонарушение проявляется в конкретных поступках, т.е. действиях или бездействиях, называемых в его определении деянием, которые признаются общественно вредными и запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку причиняют вред существующим общественным отношениям.

Общественные отношения возникают, изменятся по поводу тех либо иных социальных благ. Однако пользование  эти благами может носить и  общественно порицаемый характер. В  связи с этим обществом разработан установленный порядок взаимодействия между людьми в тех либо иных сферах – правопорядок. Именно этот правопорядок, т.е. установленный порядок реализации общественных отношений в различных областях является объектом правонарушения.

Объекты административных правонарушений разделяют на общие, родовые, видовые и непосредственные.

Общим объектом административных правонарушений признаются все общественные отношения, охраняемые нормами административного права, на которые могут посягать все административные правонарушения в совокупности.

Родовой объект свойственен однородной группе административных правонарушений, составляющей неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Всего их 17 и содержатся они в названиях глав Особенной части КоАП.

Родовые объекты правонарушений, как правило, состоят из видовых объектов. Видовые объекты - это части, группы правонарушений в системе родового объекта, имеющие свои специфические черты и свойства. Они имеют свой объект посягательства.

Непосредственный  объект правонарушения - это то конкретное общественное отношение (общественное благо, интерес, правовое установление), которое охраняется законом и которому непосредственно наносится вред. Непосредственный объект, как правило, указывается или подразумевается в диспозиции статьи Особенной части КоАП.

Факультативными признаками объекта административного правонарушения являются предмет правонарушения и  потерпевший.

Предметом административного правонарушения может быть только объект материального мира, непосредственно на который посягает деяние, запрещенное КоАП. Этими объектами могут быть похищенное имущество, предметы, перемещаемые через таможенную границу с нарушением установленного порядка декларирования и др.

 

Объективная сторона  административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность предусмотренных нормой КоАП признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения. Данные признаки, относящиеся к конкретному правонарушению, раскрываются в диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП.

Признаки объективной стороны:

  1. Обязательные:
    • противоправное деяние, которое представляет собой активное воздействие на объект правонарушения  или противоправное бездействие, которое представляет собой пассивное волевое поведение лица или невыполнение установленной обязанности, действовать, возложенной на лицо нормой права;
    • вредные последствия, которые наступают в результате противоправного деяния;
    • причинная связь между ними (отношение между явлениями, при котором одно явление (причина) закономерно, с внутренней необходимостью порождает, вызывает другое явление (следствие)).

Указанные признаки в большей степени соответствуют  правонарушениям с материальным составом. Для формальных составов обязательным признаком объективной стороны является лишь противоправное действие. Наступление вредных последствий при этом является факультативным признаком, не влияющим на квалификацию деяния, но учитываемым при назначении административного взыскания.

  1. Факультативные – способ, средства, место, время и обстановка совершения правонарушения. О факультативных признаках объективной стороны необходимо говорить тогда, когда они указаны в диспозиции статьи Особенной части КоАП, тогда они приобретают характер обязательных признаков состава правонарушения и их необходимо выявлять и доказывать при оценке совершенного деяния. В иных случаях они учитываются лишь при назначении административного взыскания.

Способ  совершения правонарушения — это совокупность приемов и методов, применяемых правонарушителем при совершении противоправного деяния.

Под средствами совершения правонарушения понимаются орудия или физические эффекты. Например, транспортные средства, огнестрельное оружие, иностранная валюта и др.

Место совершения правонарушения — это определенная территория, пространство, где совершается правонарушение.

Время совершения правонарушения — это определенный в норме права промежуток той или иной длительности суток, в период которого совершается правонарушение.

Обстановка совершения административного правонарушения – те условия и обстоятельства (чаще всего объективного характера), которые влияют на совершение административного правонарушения.

Вредные последствия в структуре объективной стороны при материальном составе занимает одну из ключевых позиций. Любое административное правонарушение причиняет вред, который может иметь материальный или нематериальный характер. Под вредными последствиями в соответствии со ст. 1.3 КоАП понимается причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам.

 

Субъект административного правонарушения

Среди теоретиков нет  единого мнения о том, кого следует  считать субъектами административной ответственности. Д.Н. Бахрах к субъектам административного правонарушения относит общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты – должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе.

Д.М. Овсянко к субъектам  административного правонарушения относит:

1. Граждане (в том числе  иностранные).

2. Несовершеннолетние  и их родители (замещающие их  лица).

3. Должностные лица.

4. Военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарным уставом.

5. Юридические лица (организации).

В.П. Сальников к субъектам  административного правонарушения относит:

1. Граждан РФ.

2. Иностранных граждан.

3. Лиц без гражданства. 

4. Специальных субъектов (должностные лица, водители и др.).

5. Особых субъектов  (сотрудники органов внутренних  дел, военнослужащие, несовершеннолетние и др.).

6. Коллективных субъектов  (общие и специальные). 

В отличие  от уголовного закона, где субъектом  преступления является исключительно физическое лицо, КоАП выделяют следующие виды субъектов административных правонарушений:

  1. физическое лицо;
  2. индивидуальный предприниматель;
  3. юридическое лицо.

Таким образом, субъект административного правонарушения – это лицо, которое непосредственно совершило (совершает) административное правонарушение или участвовало в его совершении.

В соответствии с абз. 8 ст. 1.3 КоАП физическое лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Кроме указанных выше лиц КоАП к физическим лицам относит: должностных лиц, иных работников юридического лица, несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Понятие индивидуального предпринимателя дано в ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с указанной статьей индивидуальным предпринимателем признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель является субъектом правонарушения, если совершенное им административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. [6, ч. 1 ст. 4.8]

Юридическим лицом, в соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть лицом и ответчиком в суде, прошедшая государственную регистрацию в установленном порядке. Юридическое лицо является субъектом административного правонарушения, если оно обозначено диспозиции статьи Особенной части КоАП.

Индивидуальны предприниматели и юридические  лица являются субъектами лишь отдельных (специальных) правонарушений, имеющих, как правило, хозяйственный характер.

 

Физические лица как субъекты административного правонарушения.

Физическое лицо как субъект  административного правонарушения – это вменяемое физическое лицо, которое непосредственно совершило (совершает) административное правонарушение или участвовало в его совершении, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 4.3 КоАП.

Таким образом, постоянными признаками физического  лица как субъекта административного  правонарушения являются вменяемость и достижение им определенного возраста, а при отсутствии хотя бы одного из указанных признаков физическое лицо, совершившее административное правонарушение, не является субъектом правонарушения.

Виды  физических лиц:

  1. Общие - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие общими признаками, присущими любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения.

Понятия граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства раскрыты в Законе Республики Беларусь «О гражданстве». Так в соответствии со ст.ст. 8-9 выше указанного Закона:

    • гражданами Республики Беларусь являются: лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона; лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом. Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона.
    • Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
    • Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств, своей принадлежности к гражданству другого государства.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"