Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Задание №1. Местное самоуправление в России
Задание №2. Функции местного самоуправления.
Задание №3. Модели местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

основы управления.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

 

Задание №1

Местное самоуправление в России

1)Социальное управление подразделяется на несколько видов: 

- государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

-местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

 -общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях). 1

Местное самоуправление в  Российской Федерации - форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Признаки местного самоуправления: наличие территории, населения, вы-борных органов, форм участия населения в местном самоуправлении, местного бюджета, местных налогов и сборов, муниципальной собственности, местных нормативных актов.

       Критерии местного самоуправления: офромленность территории, наличие правовой базы, определенность порядка выборов органов самоуправления и организация их деятельности, управление в интересах населения, наличие механизмов участия населения в этом управлении, разделение предметов ведения и полномочий между должностными лицами местного самоуправления,обеспеченность местным бюджетом и муниципальной собственностью,наличие развитого гражданского и правового сознания, преобладание мер организации над мерами принуждения, доступность должностных лиц местного самоуправления для граждан.2

    Функции  местного самоуправления :

-политическая(функция власти), т.е.местная власть проводит  в  жизнь политику государства на  местах, принимает решения по вопросам местного значения,обеспечивает охрану общественного порядка и т.д.;

-хозяйственная функция, т.е. местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению населения, организует оказание общественных услуг;

-общественная функция, т.е.  местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.3

     Правовую основу местного самоуправления составляют: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.4

Финансово-экономические  основы местного самоуправления составляют: а)муниципальная собственность(приобретение, владение, распоряжение- прерогатива муниципальных органов);

б) местные бюджеты и  иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

в) имущество, находящееся  в государственной собственности  и переданное в управление органам  местного самоуправления, а также, в  соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Модели   местного самоуправления: одноуровневая, двухуровневая, трех-уровневая, смешанная. В РФ действуют четыре территориальные модели местного самоуправления.

    Принципы местного самоуправления:

-местное самоуправление признается  и гарантируется Конституцией РФ(гл. гл. 1, 8).5 Государство не учреждает местное самоуправление, а признает его существование, считается с его традициями. Под гарантиями  имеется в виду экономическое, политическое, духовное, юридическое содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства;

-местное самоуправление самостоятельно в рамках, обусловленных ст.12 Конституции РФ (в пределах собственных полномочий). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

- органы местного самоуправления независимы и не входят в систему органов государственной власти (но взаимодействуют с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций).

Согласно  ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) структуру органов  местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;6

-органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;

-органы местного самоуправления образовываются самостоятельно, недопустимо назначение должностных лиц должностными лицами государственной власти;

-судебная защита  прав  местного самоуправления служит гарантией от необоснованного воздействия на него государственной власти;

-решения, принятые прямым волеизъявлением граждан,  решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

-соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

-многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

-законность в организации и деятельности местного самоуправления;

-гласность деятельности местного самоуправления;

-коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

   История местного самоуправления в России

1.Местное самоуправление  Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть зарождение общинного местного самоуправления.

     Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.7

2. Местное самоуправление  в 988-1785 годах: данный период начинается с принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII века. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.

  Во времена царствования Ивана IV (Грозного) появляется центральный орган, ведающий вопросами защиты - Земской приказ.8

    Периоды дружественного сотрудничества земских и государственных институтов сменялись их резким противостоянием. С целью преодоления последствий войн, внутренних трудностей, восстановления порядка и законности была  введена должность воевод. Органы местного самоуправления превратились в подчиненных исполнителей распоряжений воевод.

   Реформы местного управления были продолжены Петром I. В январе 1699 года были учреждены бургомистерская палата в Москве и земские избы в городах. Последние являлись выборными органами, но они не несли обязанностей по управлению городом как целым хозяйственным образованием. В 1702 г. упраздняются должности губных старост, а их полномочия передаются воеводам и выборным дворянским советам. В 1719г. губернии были поделены на провинции, находящиеся под управлением воевод. В их руках сосредоточиваются все функции управления. 9

    В этот момент бюрократия фактически ликвидирует деятельность земских изб. Увидев это, Петр I учреждает в городах выборные магистраты.

    Отношения между государственной властью и самоуправлением по-прежнему характеризуются напряженностью.

    При преемниках Петра губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти. В городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей, поставленных в полное подчинение воеводам. 10 Остро возникает необходимость проведения реформ и выработки понятия « местного    самоуправления».

3. Местное самоуправление  в 1785-1917 г.г.

 Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.11

4. Местное государственное  управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России. После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов. Были приняты Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991),которые сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

5. Местное самоуправление современной России в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе.

Задание №2

Ответ в)

В этом варианте ответа все три функции относятся к  функциям  местного  самоуправления. В качестве функций местного самоуправления (функций-задач) необходимо рассматривать основные направления его деятельности в соответствии с Конституцией РФ и муниципальным правом: 1) обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов; 2)обес- печение   социально-экономического  развития соответствующей территории; 3) управление муниципальной собственностью; 4) обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления; 6) обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Перечисленные основные направления  деятельности местного самоуправления представляют собой комплекс  политических, хозяйственных и общественных функций-задач. Варианты ответов а), б), г)  содержат  перечень   функций, относящихся к общим функция управления(планирование,мотивация, организация, контроль и учёт, регулирование и координирование) и выступающих как функции-операции(способ, процесс) для  решения  функций-задач.

Задание №3

Ответ б)

В настоящее  время в России действуют четыре территориальные модели местного самоуправления:

-в одноуровневой  муниципальными образованиями выступают  внутриобластные районы и отдельные города, выведенные из районного подчинения.

-в двухуровневой  муниципальными образованиями выступают  внутриобластные районы,входящие  в их состав сельские административные  единицы и небольшие города(1 уровень),города  областного подчинения и входящие  в состав этих городов внутригородские  районы(2уровень).

-в трехуровневой  муниципальными образованиями выступают  внутриобластные районы и города  областного подчинения(1 уровень),сельские  округа и внутригородские районы(2 уровень),отдельные сельские поселения  и микрорайоны города(3 уровень).

-в смешанной  наблюдается соединение муниципальных  и немуниципальных образований.    Смешанная модель имеет три варианта:

- в качестве  муниципальных образований выступают  только небольшие города,сельские поселения,группы деревень;

- в небольших  городах,сельских поселениях,группах  деревень существуют органы местного  самоуправления,в крупных городах и внутриобластных районах-органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"