Контрольная работа по дисциплине "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие, признаки, сущность, задачи и функции государства.
2. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ПРАВА.docx

— 33.37 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра теории и истории государства

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

 

 

 

 

 

 

                                                            Контрольная работа

                                                                                                                 Васенева ЕвгенияАлександровича

                                        Студента группы ГМУ-041 з/о  

                                        Направления подготовки 38.03.04

                                                                      Государственное и муниципальное              

                управление

 

 

 

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014 г.

 

 

 

1. Тестовые задания

1. Совокупность  юридических фактов, необходимых  для возникновения правоотношения?

в) юридический (фактический) состав;

 

2. По  связи правовых последствий совершаемого  лицом действия (как юридического  факта) с его волей, юридические  факты делятся на:

а) события и действия;

 

3. Предусмотренная  нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов  в правоотношении:

а) субъективная обязанность;

 

4. Гражданский  кодекс РФ – это акт систематизации  законодательства в форме:

а) кодификации;

 

5. Как  между собой соотносятся понятия  система права и система законодательства 

б) как содержание и форма;

 

6. Внутреннее  строение права, его деление на  частное и публичное и другие  элементы:

г) система права;

 

7. Норма  – предписание регулятивного  характера может состоять из:

а) гипотезы, диспозиции, санкции;

 

8. По  юридической силе нормы права  могут быть дифференцированы  на:

а) нормы законов и подзаконных актов;

9. Почему  правовой прецедент источник  права?

г) потому, что решение становится нормой для аналогичных дел, возникающих в будущем;

 

10. Деятельность  различных субъектов социальной  жизни по созданию, обеспечению  и реализации различного рода  правил (норм) поведения людей в  обществе:

а) правовое регулирование;

 

11. Какой  политический (государственный) режим  характеризует правовое государство?

в) демократический;

 

12. Управление  государством системой образования. Какая форма осуществления функций?

в) организационная;

 

13. Вина  в составе правонарушения относится  к:

в) субъективной стороне;

 

14. Воля  субъектов гражданского общества, которую выражает государство:

а) сущность государства;

 

15. От  чего производна структура государственного  аппарата?

в) от задач и функций.

 

 

 

 

2. Понятие, признаки, сущность, задачи и функции государства

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

Можно выделить следующие признаки государства.

1. Территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в территориальных  пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смету ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной  она называется потому, что, не  совпадая с обществом, выступает  от его имени, от имени всего  народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.).

3. Государственный  суверенитет. Понятие "государственный  суверенитет" появилось в конце  средних веков, когда потребовалось  отделить государственную власть  от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, — это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше не была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

4. Неразрывная  связь государства и права. Без  права государство существовать  не может. Право юридически оформляет  государство и государственную  власть и тем самым делает  их легитимными, т.е. законными. Государство  осуществляет свои функции в  правовых формах. Право вводит  функционирование государства и  государственной власти в рамки  законности, подчиняет их конкретному  правовому режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое правовое государство.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция  государства не любое, а именно  основное, главное направление его  деятельности, без которого государство  на данном историческом этапе  либо на протяжении всего своего  существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная  деятельность государства в той  или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях  предметно выражается самое глубинное  и устойчивое в государстве  — его сущностью. Поэтому через  функции можно познать сущность  государства, его многосторонние  связи с обществом.

3. Выполняя  свои функции, государство тем  самым решает стоящие перед  ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает  практическую направленность.

4. Функции  государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного  управления на каждом историческом  этапе развития общества.

5. Реализуются  функции в определенных (преимущественно  правовых) формах и особыми, характерными  для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора — выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятия-ми. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Основы права"