Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:51, контрольная работа
Тем не менее можно считать доказанным, что некоторые институты, характерные для феодализма в его классическом, европейском варианте, в большинстве средневековых обществ Востока были либо представлены в чрезвычайно специфическом виде, либо даже вовсе отсутствовали. Именно крайне специфическими формами, которые приняли на Востоке такие институты, как крепостное право, частная собственность на землю, сословная система, а зачастую и явным отсутствием всех этих институтов чаще всего пользуются те, кто с сомнением относится к гипотезе о существовании на средневековом Востоке феодального общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
КОНФУЦИАНСКИЙ ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВА. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Контрольная работа
по истории правовых и политических учений
на тему: Конфуцианский идеал государства
2012 г.
Содержание:
Одним из наиболее спорных моментов в нашей исторической науке является вопрос о формационной принадлежности докапиталистических обществ Востока. Дискуссия, то затухая, то вспыхивая с прежней силой, идёт уже четверть века, а единства по этому кардинальному вопросу нет и в ближайшем будущем, похоже, не предвидится.
Тем не менее можно считать доказанным, что некоторые институты, характерные для феодализма в его классическом, европейском варианте, в большинстве средневековых обществ Востока были либо представлены в чрезвычайно специфическом виде, либо даже вовсе отсутствовали. Именно крайне специфическими формами, которые приняли на Востоке такие институты, как крепостное право, частная собственность на землю, сословная система, а зачастую и явным отсутствием всех этих институтов чаще всего пользуются те, кто с сомнением относится к гипотезе о существовании на средневековом Востоке феодального общества.
В немалой степени сомнения эти касаются и Китая, родины конфуцианства. Основой экономического развития в этой стране была государственная собственность на землю, а эксплуатация основного производящего класса - крестьянства велась не столько индивидуальными эксплуататорами, сколько всем эксплуататорским классом коллективно. Инструментом этой коллективной эксплуатации являлся государственный аппарат. В таком обществе быть членом эксплуататорского класса означало состоять на государственной службе, бюрократия и эксплуататорский класс в целом были почти тождественны.
Важной чертой китайского общества была ничем формально не ограниченная социальная мобильность, теоретически путь на государственную службу, а значит, и в ряды правящего класса был открыт каждому. Разумеется, это отсутствие сословных ограничений не означало, что любой желающий мог войти в ряды элиты1.
Теоретическим идеалом для конфуцианства — ведущей идеологии средневекового Китая была меритократия ("власть лучших"), возвышение людей исключительно в соответствии с их личными качествами, без учёта происхождения. Идеал этот, как и все идеалы на свете, был очень и очень далек от реальности, но сам факт его существования говорит о многом. Особенно разительны его отличия от представлений европейского феодализма, согласно которым власть в обществе должна принадлежать наиболее родовитым представителям высшей аристократии. По традиции в китайском обществе выделялись четыре основные группы: учёные-чиновники, земледельцы, торговцы и ремесленники.
Конфуций (Кун-цзы, 551 – 479гг. до н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – Вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека цзинь-цзы. В таких условиях и появилось конфуцианское учение.
Осмысление и адекватная оценка внутреннего и внешнеполитического курса Китая немыслимы без анализа роли религии как социообразующего фактора любой, в том числе и китайской, цивилизации. Какую же роль в становлении и эволюции общества играет религия? По мнению Д. В. Пивоварова, «“твердое ядро” культуры (общества) включает в себя базовые религиозные и экономические идеалы, эти идеалы адаптированы друг к другу и образуют органический сплав»2. Потому рассмотрение конфуцианского государственного устройства было бы невозможно без рассмотрения вопросов, изложенных в введении, так как в нем отражены основные черты общества, в котором появилось конфуцианское учение.
Одной из важнейших основ культуры Китая, бесспорно, явилось учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Теме анализа конфуцианства посвящено множество исследований, в которых Конфуций и его этика представлены с различных сторон. Но с каких бы сторон ни освещалось это учение, оно остается основой китайского образа жизни с его «идеалом “государства-семьи” во главе с совершенным и справедливым правителем, опирающимся на честных и благородных и мудрых чиновников»3.
Конфуцианство стало наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Древнего Китая. Родоначальник этого направления – китайский философ Конфуций. Его имя часто упоминают рядом с именами Будды и Заратуштры, вместе с тем его облике не было ничего сверхчеловеческого, и он сохранился в источниках без всяких мифологических прикрас. И тем не менее, этот человек наложил неизгладимую печать на всю культуру и дух своей страны, и авторитет его среди соотечественников всегда был непоколебим4.
Конфуций не оставил собственно им написанных сочинений. Единственный текст, представляющий его идеи, - книга «Лунь юй»5. Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано.
Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах"), им он предавал большое значение.
Правила устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жень ("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо- сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона6.
Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие" должны подчиняться "благородным мужам". Конфуций выступает за аристократическое правление, при этом призывает правителей, чиновников и подданных строить отношения на началах добродетели. Этот призыв обращен в основном к правящим: Конфуций не отвергает полностью законодательство, но отводит ему вспомогательную роль, противопоставляя законодательство нормам добродетели: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер"7
Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение людей. Вместе с тем Конфуций прекрасно понимал, что в государственном управлении иногда просто невозможно обойтись без применения силы и карающих законов. Однако для мыслителя это, скорее, исключение, используемое для того, чтобы привести политику в норму, соединить ее с нравственностью8.
Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей).
Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения было очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. В роли правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп9.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной. Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье дао - воспитание народа, т. е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т. е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон(как легист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряет сыновья чувства к такому правителю(чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем. Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и(справедливости). Только сочетание четырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Также для получение права называться цзынь-цзы надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний(т. к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба(культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников(если они были цзын-цзы). Бюрократия являясь носителем ли в государстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя и дало ей право на законное(легитимное) свержение неустраивающего их правителя(этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.
"Благородный муж(правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенно мудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенно мудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень (человеколюбием). И по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей".
Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны прежде всего заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.
Конфликты императоров с конфуцианским окружением привели к тому, что появилась традиция говорить правителю о недостатках его правления либо нарушениях им каких-либо правил. Представители элиты, зная, что им за это грозит смертная казнь, должны были указывать императору на его ошибки. Этого требовала традиция — исполнение своей обязанности было дороже жизни. «Чиновник, написавший резко обличительный доклад, спокойно готовился к смерти… Как правило, он умирал с гордо поднятой головой, с сознанием выполненного долга».10
Для достижения стабилизации правления и благополучия общества помимо моральных факторов Конфуций обращает внимание на необходимость преодоления чрезмерной разницы между богатством и бедностью населения. «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир [в отношениях между верхами и низами], не будет опасности свержения [правителя]». 11
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано официальной идеологи- ей и стало играть роль государственной религии.12
Таким образом, можно сделать вывод о том, что идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию и свое место в обществе.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.