Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:29, реферат
Таким образом, целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли адвокатуры на современном этапе развития общества и государства.
В ходе работы были применен системный подход, заключающийся в исследовании всех аспектов этого феномена, с применением как общенаучных методов познания, в частности логического, исторического, так и характерных для правовых явлений (формально - юридический и др.).
Представленная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, с введением, заключением и списком использованных источников, насчитывающим 14 позиций.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. История развития адвокатуры в Российском государстве 4
ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ АДВОКАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 7
1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ АДВОКАТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ 7
2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДВОКАТУРЫ 8
3. УЧАСТИЕ АДВОКАТОВ ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 22
Получив законодательное закрепление, правовые идеи приобретают регулирующее значение, воздействуя на правосознание людей. Правовые принципы в таких случаях определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. При этом для обеспечения реального действия правовых принципов должно соблюдаться несколько условий. Во-первых, они должны проявляться во многих нормах.
Во-вторых, конкретные правовые нормы не должны противоречить принципам, провозглашенным и закрепленным в статьях уголовного закона.
Трудности конструирования
правовых норм и институтов заключаются
также в том, что в основе права
как системы всегда лежит не одно
исходное положение, не один принцип, а,
по крайней мере, несколько, причем
не вполне совпадающих по содержанию.
Это обусловлено
В основе организации и деятельности адвокатуры лежит система принципов, которая включает следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.
Гуманизм - основополагающий принцип, характеризующий адвокатуру как институт, предназначенный для служения человеку, - защиты его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических и политических прав. Адвокат, как и врач, - представитель одной из самых гуманных и социально полезных профессий.
Принцип законности в деятельности
адвокатуры проявляется, во-первых, в
том, что организация этого
Во-вторых, принцип законности
предполагает обязанность адвоката
при осуществлении своих
В-третьих, принцип законности
предполагает, что адвокат в ходе
осуществления профессиональной деятельности
выявляет нарушения закона со стороны
судов, органов прокуратуры, предварительного
расследования, иных субъектов правоприменительной
деятельности и добивается устранения
таких нарушений и
Принцип независимости деятельности
адвокатуры включает в себя два аспекта:
независимость в целом
Независимость адвокатуры как
сообщества обеспечивается тем, что
основы ее построения и функционирования
определяются законами, в связи с
чем никакие органы не могут путем
принятия каких бы то ни было нормативных
или индивидуально-
Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности профессиональных интересов и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время самостоятельными и независимыми и действующими в личном качестве. Корпоративность предполагает прежде всего моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры.
По своему статусу все
адвокаты равноправны как в плане
осуществления своей
Независимость адвокатуры означает
недопустимость какого-либо вмешательства
в ее дела со стороны органов государства
(в том числе Минюста, прокуратуры,
МВД, ФСБ, суда), общественных организаций
и отдельных лиц. Обеспечение
независимости адвокатуры и адвокатов
- обязанность органов
Адвокатская тайна - необходимое
условие существования
В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.
Итак, принципы права (в т.ч.
уголовного) представляют собой основные,
исходные, руководящие положения
наиболее общего характера, лежащие
в основе права. Будучи объективными
по своему содержанию, принципы по форме
своего юридического закрепления субъективны.
Закрепление их в законе - весьма
сложное дело, поскольку в основе
права как системы всегда лежит
не одно исходное положение а, по крайней
мере, несколько, причем не вполне совпадающих
по содержанию. Следовательно, в основе
отрасли права и
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ
Адвокатура как правовой институт в любом государстве призвана содействовать утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению адвоката в суде, наиболее существенные моменты которого будут рассмотрены в следующем параграфе. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Несмотря на это, правовые отношения в данной сфере в течение многих лет регулировались принятым еще в 1980 г. Положением об адвокатуре РСФСР, которое, естественно, давно устарело и не отвечало ни демократическим преобразованиям, происходящим в обществе, ни реальному положению дел в адвокатской деятельности.
Первые проекты законов об адвокатах и адвокатуре появились еще в начале 1990-х гг. Один из них был разработан под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации, другой - представлен Комитетом Верховного Совета России по законодательству, несколько законопроектов было подготовлено различными коллегиями адвокатов. Весной 1992 г. состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались различные концепции построения адвокатуры и статуса адвокатов. Тем не менее тогда не удалось прийти к согласованному решению и принять какой-либо законопроект хотя бы за основу.
Вторая попытка
В рамках проводимой в стране
судебной реформы Президентом Российской
Федерации весной 2001 г. был внесен
проект Федерального закона "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации". Он был принят парламентом
и вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие
этого Закона стало одним из важнейших
элементов судебной реформы. Закон
упорядочил организационные условия
деятельности адвокатуры, установил
общие требования к претендентам
на приобретение адвокатского статуса,
уравнял в правах и обязанностях
всех работающих в стране адвокатов.
Объединение адвокатских
Закон обеспечил правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотрел гарантии независимости адвокатов и адвокатских организаций.
Основой концепции Закона явилось закрепление положения о том, что в каждом субъекте Российской Федерации существует только один орган корпоративного самоуправления адвокатов - адвокатская палата. Раньше, например, в одной только Москве действовало независимо друг от друга 14 коллегий адвокатов, причем условия приема в них новых членов фактически не регулировались никаким нормативным правовым актом. Понятно, что при таких обстоятельствах государство было не в силах обеспечить оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на положениях Конституции Российской Федерации, которая:
а) определяет компетенцию
различных органов
б) закрепляет право граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (статья 48);
в) устанавливает принципы, которыми в своей деятельности должна руководствоваться адвокатура (статьи 17, 19, 21 и др.).
Основное регулирование адвокатской деятельности осуществляется федеральными законами. Помимо Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, регулирующего главным образом организационные аспекты деятельности адвокатуры, эта деятельность регулируется также Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "Об исполнительном производстве" и др.
В соответствии с Законом
об адвокатуре Правительство Российской
Федерации принимает
Итак, Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г. Порядок осуществления адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми актами, в том числе: совместным приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н "Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела", постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации".
Информация о работе Место и роль адвокатуры в современном обществе