Место и роль адвокатуры в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли адвокатуры на современном этапе развития общества и государства.
В ходе работы были применен системный подход, заключающийся в исследовании всех аспектов этого феномена, с применением как общенаучных методов познания, в частности логического, исторического, так и характерных для правовых явлений (формально - юридический и др.).
Представленная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, с введением, заключением и списком использованных источников, насчитывающим 14 позиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. История развития адвокатуры в Российском государстве 4
ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ АДВОКАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 7
1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ АДВОКАТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ 7
2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДВОКАТУРЫ 8
3. УЧАСТИЕ АДВОКАТОВ ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 22

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

 

Получив законодательное  закрепление, правовые идеи приобретают  регулирующее значение, воздействуя  на правосознание людей. Правовые принципы в таких случаях определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для  законодателя. При этом для обеспечения  реального действия правовых принципов  должно соблюдаться несколько условий. Во-первых, они должны проявляться  во многих нормах.

 

Во-вторых, конкретные правовые нормы не должны противоречить принципам, провозглашенным и закрепленным в статьях уголовного закона.

 

Трудности конструирования  правовых норм и институтов заключаются  также в том, что в основе права  как системы всегда лежит не одно исходное положение, не один принцип, а, по крайней мере, несколько, причем не вполне совпадающих по содержанию. Это обусловлено противоречивостью  самих исходных посылок, поскольку  они отражают реальные противоречия общественной жизни Келина С.Г. Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М.1988. - с.19.

 

В основе организации и  деятельности адвокатуры лежит система  принципов, которая включает следующие  правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства  в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.

 

Гуманизм - основополагающий принцип, характеризующий адвокатуру как институт, предназначенный для  служения человеку, - защиты его доброго  имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических  и политических прав. Адвокат, как и врач, - представитель одной из самых гуманных и социально полезных профессий.

 

Принцип законности в деятельности адвокатуры проявляется, во-первых, в  том, что организация этого сообщества, регламентация членства в нем, прав и обязанностей адвокатов осуществляется на основе закона. Прежде всего это Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности, однако отдельные стороны организации адвокатуры могут определяться и другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ, поскольку в соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

 

Во-вторых, принцип законности предполагает обязанность адвоката при осуществлении своих профессиональных обязанностей отстаивать права и  законные интересы своих доверителей, используя при этом только законные средства. Адвокат не может использовать обман, фальсификацию доказательств  и другие запрещенные методы, даже если его доверитель на этом настаивает.

 

В-третьих, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны  судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной  деятельности и добивается устранения таких нарушений и восстановления прав и законных интересов своих  доверителей.

 

Принцип независимости деятельности адвокатуры включает в себя два аспекта: независимость в целом сообщества адвокатов и независимость каждого  адвоката.

 

Независимость адвокатуры как  сообщества обеспечивается тем, что  основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с  чем никакие органы не могут путем  принятия каких бы то ни было нормативных  или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться  в деятельность адвокатуры. В своем  организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы  адвокатских образований не подчиняются  ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям. Высшими  органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский  съезд адвокатов, а в субъектах  Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной  стороны деятельности адвокатских  палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов  и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией  независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в  целом не зависящего ни от государства  или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.

 

Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности профессиональных интересов  и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время  самостоятельными и независимыми и  действующими в личном качестве. Корпоративность  предполагает прежде всего моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры.

 

По своему статусу все  адвокаты равноправны как в плане  осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане  имеющихся у каждого из них  возможностей выбирать организационную  форму адвокатского образования  и участвовать в управлении адвокатурой  путем непосредственного участия  в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной  палаты адвокатов и адвокатской  палаты субъекта РФ.

 

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства  в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций  и отдельных лиц. Обеспечение  независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.

 

Адвокатская тайна - необходимое  условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность  оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие  к адвокату.

 

В содержание адвокатской  тайны включаются: 1) сам факт обращения  гражданина к адвокату за юридической  помощью и мотивы, побудившие к  такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет  согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

 

Итак, принципы права (в т.ч. уголовного) представляют собой основные, исходные, руководящие положения  наиболее общего характера, лежащие  в основе права. Будучи объективными по своему содержанию, принципы по форме  своего юридического закрепления субъективны. Закрепление их в законе - весьма сложное дело, поскольку в основе права как системы всегда лежит  не одно исходное положение а, по крайней  мере, несколько, причем не вполне совпадающих  по содержанию. Следовательно, в основе отрасли права и правоприменительной  деятельности лежит определенная система  принципов. Хотя каждый принцип имеет  свое собственное содержание, все  принципы действуют в неразрывной  связи друг с другом. В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

Адвокатура как правовой институт в любом государстве  призвана содействовать утверждению  единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической  помощи сегодня не может быть сведена  лишь к процессуальному положению  адвоката в суде, наиболее существенные моменты которого будут рассмотрены в следующем параграфе. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.

 

Конституция Российской Федерации  гарантировала право каждого  на получение квалифицированной  юридической помощи. Несмотря на это, правовые отношения в данной сфере  в течение многих лет регулировались принятым еще в 1980 г. Положением об адвокатуре РСФСР, которое, естественно, давно  устарело и не отвечало ни демократическим  преобразованиям, происходящим в обществе, ни реальному положению дел в  адвокатской деятельности.

 

Первые проекты законов  об адвокатах и адвокатуре появились  еще в начале 1990-х гг. Один из них был разработан под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации, другой - представлен Комитетом Верховного Совета России по законодательству, несколько законопроектов было подготовлено различными коллегиями адвокатов. Весной 1992 г. состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались различные концепции построения адвокатуры и статуса адвокатов. Тем не менее тогда не удалось прийти к согласованному решению и принять какой-либо законопроект хотя бы за основу.

 

Вторая попытка законодательного регулирования адвокатской деятельности была предпринята в середине 1990-х  гг. Соответствующий законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, был даже принят Государственной  Думой в первом чтении. Дальнейшее развитие событий, однако, показало, что  законопроект не решает многих важнейших  вопросов организации и деятельности адвокатуры. Впоследствии он был отозван.

 

В рамках проводимой в стране судебной реформы Президентом Российской Федерации весной 2001 г. был внесен проект Федерального закона "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Он был принят парламентом  и вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие этого Закона стало одним из важнейших  элементов судебной реформы. Закон  упорядочил организационные условия  деятельности адвокатуры, установил  общие требования к претендентам на приобретение адвокатского статуса, уравнял в правах и обязанностях всех работающих в стране адвокатов. Объединение адвокатских образований, разделенных ранее, в Федеральную палату адвокатов, несомненно, способствовало повышению профессионального уровня, правовой культуры, корпоративной солидарности российской адвокатуры.

 

Закон обеспечил правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотрел гарантии независимости адвокатов  и адвокатских организаций.

 

Основой концепции Закона явилось закрепление положения  о том, что в каждом субъекте Российской Федерации существует только один орган  корпоративного самоуправления адвокатов - адвокатская палата. Раньше, например, в одной только Москве действовало  независимо друг от друга 14 коллегий адвокатов, причем условия приема в них новых  членов фактически не регулировались никаким нормативным правовым актом. Понятно, что при таких обстоятельствах  государство было не в силах обеспечить оказание гражданам квалифицированной  юридической помощи, гарантированной  Конституцией Российской Федерации.

 

Законодательство об адвокатской  деятельности и адвокатуре основывается на положениях Конституции Российской Федерации, которая:

 

а) определяет компетенцию  различных органов государственной  власти в регулировании деятельности адвокатуры (пункт "о" статьи 71, пункт "л" части первой статьи 72);

 

б) закрепляет право граждан  на квалифицированную, в том числе  бесплатную, юридическую помощь, включая  право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (статья 48);

 

в) устанавливает принципы, которыми в своей деятельности должна руководствоваться адвокатура (статьи 17, 19, 21 и др.).

 

Основное регулирование  адвокатской деятельности осуществляется федеральными законами. Помимо Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, регулирующего главным образом организационные аспекты деятельности адвокатуры, эта деятельность регулируется также Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "Об исполнительном производстве" и др.

 

В соответствии с Законом  об адвокатуре Правительство Российской Федерации принимает нормативные  правовые акты, определяющие порядок  и размеры оплаты труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь как бесплатно, так и по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а  также порядок ведения реестров адвокатов, в том числе специального реестра адвокатов иностранных  государств. Правительством могут также приниматься акты, касающиеся различных аспектов обеспечения деятельности адвокатских образований и адвокатов.

 

Итак, Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г. Порядок осуществления  адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми  актами, в том числе: совместным приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н "Об утверждении  порядка расчета оплаты труда  адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела", постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации".

Информация о работе Место и роль адвокатуры в современном обществе