Место теории государства и права в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – систематизация, накопление и закрепление знаний о предмете и методе теории государства и права. Поставленная цель диктует следующие:
- определение содержания науки теория государства и права, выявления её предмета;
- выявление отличий предмета теории государства и права от предметов других наук, как юридических, так и общественных, а также определение места теории среди этих наук и их взаимодействие;
- рассмотреть общую методологию теории государства и права;
- рассмотреть различные методы изучения государства и права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 .Понятие и основные черты науки теории государства и права
1.1 Предмет науки теория государства и права ………………………………………5
1.2 Функции теории государства и права…………………………………………….11
2 .Место теории государства и права в системе научного знания
2.1 Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции…..13
2.2 Теория государства и права в системе юридических наук……………………...15
Заключение …………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит  государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта  функция через государственное  управление.

Идеологическая функция. Идеология  — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение  и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом. Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

 

 

 

2. Место теории государства и права в системе научного знания.

2.1 Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции.

Концепция высшего юридического образования  ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессиональной деятельности как социально-публичной. Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т. е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности. Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала.

 В-третьих, учебная дисциплина  более субъективна, чем наука.  Система теории государства и  права как науки обусловлена  реальной системой изучаемых  ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. Теория государства и права - одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.

Как учебная дисциплина теория государства  и права выполняет две основные функции: вводит студентом в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин - конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др. Вторая функция - развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.

 

2.2 Теория государства  и права  в системе юридических  наук.

Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке  схеме, делится на три большие  группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические науки. Действующая в настоящее время классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией страны, предусматривает следующие разделы:

1) теория и история государства и права, история политических и правовых учений;

2) государственное право и управление, государственное строительство,  административное право, финансовое право;

3) гражданское право- семейное  право, гражданский процесс, международное  частное право;

4) хозяйственное право, арбитражный  процесс;

5) трудовое право, право социального  обеспечения;

6) сельскохозяйственное право,  земельное, водное, лесное и горное  право, экологическое право;

7) уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право;

8) уголовный процесс и криминалистика;

9) международное право;

10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельные науки сведены в группы по некоторым родственным признакам.

Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское право, семейное право и др.).

Здесь нет особой необходимости  приводить различные точки зрения.

 Ясно одно: никакие детальные  подразделения юридических наук  не смогут адекватно отразить  весьма динамичную картину современной жизни, для которой характерно не только выделение научных направлений, но и становление отраслей, под отраслей права, комплексных отраслевых образований и в то же время отпадение и самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки.

В самом деле, специализация научного знания, развитие тех или иных процессов  вызвали к жизни такие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право. Неблагополучное положение  с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического, природоохранительного права. Политическая линия, направленная на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым, биржевым правом и т.п.

Появление новых или усложнение существовавших правовых явлений (ипотека, залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.), новых субъектов права (банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.), расширение сферы гражданского оборота, увеличение прав граждан и т.п. привлекают внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют проведение научных изысканий и появление на древе юридического знания новых ветвей-направлений.9 Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Теория права и государства выступает своеобразным резервуаром, в который могут «погружаться» или вновь «всплывать» некоторые юридические дисциплины общего или «стыкового» характера. Так, философские, политические и социологические аспекты познания общих закономерностей права и государства в советский период были интегрированы в единой науке — теории государства и права. Однако в последнее время появляются основания для выделения из этой общей основы самостоятельных дисциплин: политической науки, философии права, социологии права, энциклопедии права.

Изучая право и государство  в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, или направления государственно-правовой жизни, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты. Сама «логика дела» выделяет общую теорию права и государства в системе юридических наук как самостоятельную научную отрасль знания, ибо в реальной жизни действуют объективные государственно-правовые закономерности, наиболее существенные их связи и отношения, выступающие общими, присущими всем явлениям данного рода. Без их познания невозможно глубокое усвоение всего того, что изучают отраслевые и специальные юридические науки. Без знания общих вопросов правомерного поведения, правонарушений и юридической ответственности и законности нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью, особенно с ее наиболее сложными и организованными формами. Без фундаментальных понятий о сущности и ее проявлениях, содержании и формах государства, его структуре, социальной роли и назначении невозможно выяснить особенности государств различных исторических типов, различных этапов его развития, сформулировать задачи и направления формирования основ демократического социального правового государства и.т.д. Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение. Это со всей убедительностью относится к теории права и государства, ибо последняя выступает не как механический итог знаний, накопленных частными науками.10 Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно.

Вместе с тем, если отраслевые науки  делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях.

В конечном счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования — а видимо, в этом и состоит задача любой науки — получают адекватное, объективно-научное обоснование.11 Таким образом, теория права и государства — это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах (Приложение А).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования, к которым относятся математические, математико-статистические, кибернетические и т.п. методики. 12 Эти методы показали свою эффективность в конкретных исследованиях права и государства, но вызывают необходимость использования электронной вычислительной техники, ускоряющей обработку трудоемкого и разнообразного количественного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, проанализировав вышеописанные, можно сделать вывод, что теория государства и права занимает видное место, как среди общественных наук, так и среди юридических наук. В значительной степени можно даже говорить о том, что от уровня развития теории государства и права в целом, в том числе и уровня развития методов и методологии теории, зависит уровень развития юриспруденции.

Предмет теории права и государства находится в теснейшей связи и взаимозависимости с методом их изучения. Если теория раскрывает природу, сущность и закономерности государственно-правовых явлений и процессов, то метод ориентирует и нацеливает на определенные познавательные подходы и действия для анализа и понимания этой природы, сущности, закономерностей. В основе метода лежит теория, без теории метод останется беспредметным, наука — бессодержательной. Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее. Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Взятый абстрактно, безотносительно к предмету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рационализировать познавательную деятельность теоретика, обеспечить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные фактические данные, сделать прогноз на будущее.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абдулаев М.И., Комаров С.А.,Проблемы теории государства и права, СПб.: Питер, 2003. – 576 с.
  2. Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998.
  3. Теория государства и права, ред.: В.К. Бабаева. -  М., 2004. – 354 с.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
  5. Керимов Д.А, Журавлев М.М., Казаков В.Н. и др. Теория государства и права. Под ред. Рассолова М.М. – 2-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.
  6. Лазарев В.В.Общая теория права и государства. М. 1998
  7. Керимов Д.А, Журавлев М.М., Казаков В.Н. и др. Теория государства и права. Под ред. Рассолова М.М. – 2-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.
  8. Общая теория права и государства, ред.: В.В. Лазарева. -  М., 2006. – 420 с.
  9. Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В.,М. 2000
  10. Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько В.М., Юристь, 2002
  11. Теория государства и права. Учебник / Под. ред. М.Н.Марченко 3-е изд. Расширенное и дополненное. М. 2001.
  12. Теория государства и права, ред.: Н.И. Мазутова., А.Р. Малько. -  М.: 2007. – 455 с
  13. Общая теория права. Под ред. А.С. Пиголкина М. 1996
  14. Общая теория права, ред.: А.С. Пшонкина. - М., 2006. – 389 с.
  15. Теория государства и права, ред.: М.М. Рассолова, В.О. Лучинина, Б.С. Эбзеева. -  М., 2005. – 278 с.

Информация о работе Место теории государства и права в системе научного знания