Методы определения типа государства - контрактное оно или эксплуататорское?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

С позиции теории общественного выбора, современное государство, даже самое развитое в плане политических институтов, далеко не всегда способно продуцировать эффективные решения по поводу распоряжения общественными ресурсами. В России эти проблемы усугубляются неразвитостью и деформированностью политических институтов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство. Типология государств ……………………………………5
Глава 2. Контрактное государство ………………………………………………..10
2.1. Предпосылки к возникновению контрактного государства ………………..11
2.2 Принципы подчинения государства. ”Сдерживающие факторы”………….12
Глава 3. Эксплуататорское государство …………………………………………13
3.1.Отличительные черты эксплуататорского государства …………………….15
3.2.Типы эксплуататорского государства………………………………………15
3.3.Функции эксплуататорского государства…………………………………..17
Глава 4. Методы определения типа государства - контрактное оно или эксплуататорское? …………………………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………20
Список литературы ………………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ''Контрактное и эксплуататорское гос-во.Сравнительный анализ''123.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

В отличие от контрактного государства эксплуататорское использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее — дохода группы, контролирующей государственный аппарат. Главной целью эксплуататорского государства при спецификации и защите прав собственности становится достижение такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Кроме того, государство не ограничивается теми рамками, которые ему отведены социальным контрактом, государственный аппарат находится в состоянии постоянной экспансии все в новые сферы взаимодействия людей. Экспансия объясняется стремлением эксплуататорского государства увеличить свои доходы и объем ресурсов, проходящих через государственный бюджет.

Следует отметить, что деятельность эксплуататорского государства не способна полностью истребить стимулы к производительной деятельности его граждан.

Впрочем, ущерб от деятельности эксплуататорского государства  удается сократить только при  одном условии: поборы и перераспределения  прав собственности носят систематический  и предсказуемый характер.

Еще одна отличительная черта  эксплуататорского государства  заключается в важной роли, которую  играет распределение потенциала насилия  среди граждан. Ведь именно индивид  или группа, обладающие наибольшим потенциалом насилия, контролируют государственный аппарат и присваивают  монополию на применение насилия. Поэтому  военная технология становится одним  из факторов, объясняющих функционирование эксплуататорского государства.

Заметим, что обусловленность  деятельности эксплуататорского государства  распределением потенциала насилия  и господствующей военной технологией  предполагает его внутреннюю нестабильность. Действительно, изменение военной  технологии приводит к перераспределению  потенциала насилия среди различных  групп населения и, следовательно, к смене группы, контролирующей государственный аппарат. Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной.

Крайним типом эксплуататорского  государства считается тоталитарное государство – система насильственного политического господства, для которой характерно полное подчинение общества (экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером или лидирующей группой (партией). Наиболее известные тоталитарные государства – фашистская Германия и СССР сталинских времен.

3.1. Черты эксплуататорского  государства

Чертами эксплуататорского государства являются:  
 
1)внутренняя нестабильность государственных институтов;  
 
2)отсутствие законодательной базы;  
 
3) высокое налоговое бремя на юридические лица, которое носит ярко выраженный конфискационный характер;  
 
4) высокий удельный вес расходов в бюджете, направленных на содержание `силовых` министерств. 

                              3.2.Типы эксплуататорских государств.

Первые государства, образованные людьми в районах земледелия, были эксплуататорскими. Способствуя, в  целом, объединению людей, увеличению возможностей и силы человеческой цивилизации, эти государства, в то же время, несли  в себе дальнейшее количественное и  качественное усиление инфернальности для большинства людей. Вся дальнейшая история человеческой цивилизации – это история совершенствования эксплуататорских государств и дальнейшего усиления инферно.

Как же развивались эксплуататорские государства? Какие типы эксплуататорских государств были созданы?

Научный Коммунизм выделяет три типа эксплуататорских экономических  формаций, которым были присущи определённые типы государств:

  • рабовладельческий строй;
  • феодальный строй;
  • капиталистический строй.

Соответственно каждому  типу экономической формации соответствует  свой определённый тип эксплуататорского  государства:

  • рабовладельческому строю - рабовладельческое государство;
  • феодальному строю - феодальное государство;
  • капиталистическому строю - капиталистическое государство.

Каждая из этих экономических  формаций отличается некоторыми, присущими  только ей, особенностями. В тоже время, у всех у них есть одна общая  черта - эксплуатация небольшой группой  людей подавляющего большинства  членов общества с целью получения  личных преимуществ и привилегий. Кроме того, каждая новая ступень  развития эксплуататорского строя, с одной стороны, всё больше и  больше увеличивала степень эксплуатации трудящихся, а с другой стороны, всё  больше и больше снимала ответственность  эксплуататоров за судьбу эксплуатируемых. Всё это увеличивало страдания  людей, автоматически увеличивая степень  инфернальности мира.

                     3.3. Функции эксплуататорского государства

Внутренние функции:

    1. Организация эксплуатации зависимого населения (рабов, крепостных крестьян, наемных рабочих и Др).
    2. Удержание в повиновении зависимого населения, воспрепятствование его открытым выступлениям против существующего режима.
    3. Сбор налогов, податей и иных обязательных платежей в бюджет.
    4. Обеспечение политических и экономических интересов эксплуататорского (господствующего) класса.
    5. Хозяйственно-организаторская функция.

Внешние функции:

    1. Ведение агрессивных захватнических войн.
    2. Эксплуатация народов и природных богатств зависимых территорий и государств.
    3. Защита государственных границ, организация таможни и отпор вооруженной агрессии со стороны иных государств.
    4. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций.
    5. Культурный и информационный обмен с иными государствами.

 

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ТИПА ГОСУДАРСТВА - КОНТРАКТНОЕ ОНО ИЛИ ЭКСПЛУАТАТОРСКОЕ?

Д.Норт рассмотрел две противоположные модели государства. На практике, безусловно, в чистом виде нет данных государств, но идентифицировать, насколько близко конкретное государство к `контрактному` или `эксплуататорскому` типу, возможно. 

Идентифицировать то, насколько  близко конкретное государство к контрактному или эксплуататорскому, предлагается на базе анализа статей структуры государственного бюджета. Как и в случае с балансом фирмы, государственный бюджет содержит в себе достаточное количество информации, необходимой для институционального анализа. Точнее, интересующая нас информация содержится в ряде статей доходов и расходов государственного бюджета, в данных по реальному исполнению статей бюджета и по способам покрытия бюджетного дефицита, если он есть. 

Важную информацию содержат также данные о собираемости налогов, т. е. соотношении фактических налоговых  поступлений и их потенциальной  величины, рассчитанной исходя из реальных размеров базы налогообложения. Чем  выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного. В России собираемость налогов неуклонно сокращается. В 1997 г. по налогу на прибыль она составила 43,3%, по НДС - 68,1% и по акцизам — 66,4%.

Кроме того, требует анализа  информация о структуре государственных расходов и, особенно о соотношении реально профинансированных расходов с теми, которые фиксируются законом о государственном бюджете. Для эксплуататорского государства разумно предположить приоритетность финансирования расходов, связанных с сохранением и усилением его потенциала насилия (расходы на содержание «силовых» министерств), и расходов, направленных непосредственно на содержание государственного аппарата. В России расходы на армию, милицию и государственный аппарат составили в 1995 г. 4,4% ВВП (в 1985 г. — 3,9%), или почти треть всех государственных расходов (14% в 1985 г.).

Контрактное и эксплуататорское государства имеют различные предпочтения относительно способов финансирования бюджетного дефицита. Так, из трех основных способов покрытия бюджетного дефицита: кредитов центрального банка правительству, внешних и внутренних займов — эксплуататорское государство предпочитает первый, наиболее инфляционный, но, в то же время, наименее ограничивающий его свободу. Кроме того, использование кредитов центрального банка позволяет государству получать доходы еще и от «инфляционного налога», носящего конфискационный характер. Напротив, контрактное государство предпочитает наименее инфляционный способ финансирования бюджетного дефицита, займы на внешнем рынке. Отдельного разговора заслуживают займы на внутреннем рынке, которые и представляют инфляционную опасность в долгосрочном периоде, и замедляют рост совокупного благосостояния, так как финансовые ресурсы перетекают из реального сектора на рынок государственных долговых обязательств.

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тестируя современное  российское государство на предмет его контрактности,  можно сформулировать следующее положение:  между российским государством и обществом сформировался вертикальный контракт со следующими характеристиками.

Во-первых, это контракт асимметричный. В нем заложено изначальное неравноправие сторон: неравновесие, или диспаритет, прав и обязанностей. Правами в России обладает, главным образом, государство в лице его представителей, а обязанности вменены, прежде всего, бизнесу, которого в последнее время все больше призывают к социальной ответственности. 

Во-вторых, это контракт нечеткий (недоспецифицированный), что оставляет поле для манипулирования в зависимости от ситуации. В нем отсутствует четкое закрепление прав собственности, происходит периодическое размывание правил игры. До сих пор неясны общая идеология государственного вмешательства в экономику,  сфера распространения государственной собственности,  пределы государственного регулирования частного сектора экономики и полномочий органов власти. 

В-третьих,  это контракт избирательный.  Непрозрачность и незащищенность прав собственности создают условия для манипулирования государством уровня контроля и поддержки того или иного бизнеса.  Российское государство дискриминирующий монополист применяет избирательные стимулы и избирательную ответственность,  избирательные санкции по отношению к различным бизнес-структурам и даже отдельным представителям бизнеса. В силу этого контракт государства и общества в России является сильно персонифицированным. Этому в немалой степени способствует асимметрия информации,  которой располагают взаимодействующие стороны, отсутствие надежных механизмов контроля за деятельностью государства и трудность консолидации общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. М., 1997 
2.Гидденс Э. Социология. М., Эдиториал УРСС, 1999 
3.Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. М., Инфра-М, 2002

4.Норт Д.  Институты,  институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С. 33.

5.Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном // Бьюкенен Дж. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике»

 

 


Информация о работе Методы определения типа государства - контрактное оно или эксплуататорское?