Методы осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том чтобы, раскрывая феномен государственной власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, рассмотреть государство как носителя государственной власти, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.
Поэтому данная цель реализуется путем решения следующих задач:
- дать определение государственной власти, раскрыть признаки и сущность государственной власти;
- раскрыть организационную структуру аппарата государственной власти;
- рассмотреть методы осуществления власти в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и свойства государственной власти 4
Понятие государственной власти 4
Признаки государственной власти 7
Классификация форм осуществления власти. 9
Функции государственной власти
Принципы организации и деятельности государственного 12
аппарата
2 Организационная структура аппарата государственной власти 15 2.1 Формы государственного устройства 15
Системное единство государственной власти и разделение властей 17
Легальность и легитимность государственной власти 19
3 Методы осуществления государственной власти 23
Понятие метода осуществления государственной власти 23
3.2 Классификация методов осуществления государственной власти 26
Заключение 29
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Сущность и свойства государственной  власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции  государственной власти нельзя отождествлять  с функциями государства. Взаимоотношение  этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.

К основным функциям государственной  власти можно отнести: правотворчество, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность в социальном плане - это согласование волевых  устремлений различных субъектов  социума путем снятия противоречия, выработки компромиссного варианта поведения. На данном этапе закладываются  основные легитимации государственной  власти, то есть такое состояние, которое  выражает правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной  власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Правотворческой деятельностью  занимаются все органы государственной  власти. Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его  законодательным органом. Только Федеральное  Собрание правомочно издавать федеральные  законы, которые обладают высшей юридической  силой на территории Российской Федерации.

Правоисполнительная деятельность представляет собой разновидность подзаконной  деятельности. Государственные органы и должностные лица реализуют  предписания правовых норм в конкретных случаях путем издания акта применения права. Правоприменение представляет собой творческий процесс, когда  властвующий субъект, установив  фактические обстоятельства дела, находит  соответствующее правило поведения, предложенное законодателем, и после  окончательной проверки реализует  его. Правоисполнительная деятельность - прерогатива органов исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической реализации в общегосударственном масштабе.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных органов по охране конституционных  прав и свобод граждан, общественных объединений, государственных учреждений и организаций путем применения юридических мер воздействия  в строгом соответствии с законом  и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Общесоциальная важность правоохранительной деятельности, ее многоплановость проявляются в широком диапазоне социальных функций, которые предопределяют основные направления данного вида деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Органами, на которые возложена  реализация правоохранительной функции, являются суд, прокуратура, следственные подразделения, органы дознания, субъекты оперативно-розыскной деятельности, органы внутренних дел, служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, адвокатура, нотариат и другие. Организационно-правовые формы реализации функций государственной  власти принято подразделять на экономические, политические, идеологические и собственно организационные. Эти формы находятся  в логическом взаимодействии с правовыми  и не могут быть противопоставлены  друг другу. В их основе лежат экономические, политические, нравственные законы, но это ни в коей мере не исключает  их правовое опосредование.

Государственная власть - фундаментальная  категория государствоведения и  теории государства и права и  самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы, источники) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей: облегченность нормативной системы властеотношений в форму права; распространенность власти на всю территорию государства; наличие системы специальных организаций, которые осуществляют государственную власть; возможность применения государственного принуждения.

Итак, проанализировав различные  подходы к понятию государственной  власти, можно заключить, что под  государственной властью можно  понимать политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата, инструмент осуществления общеобязательной воли господствующей элиты, воли, которая в зависимости от уровня демократизма соответствует интересам тех или иных социальных слоев.

    1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Для начала следует отметить, что  принципы организации и деятельности государственного аппарата — это  законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

1) общие принципы — относятся  к государственному механизму  в целом;

2) частные принципы — распространяются  лишь на некоторые звенья государственного  механизма, отдельные органы или  на их группы.

К группе общих принципов относятся  следующие виды принципов:

1) принципы организации и деятельности  государственного аппарата, которые  закреплены в Конституции Российской  Федерации:

- народовластие — данный принцип подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти;

- принцип гуманизма — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;

- принцип разделения властей — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга;

- принцип федерализма — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством и состоит из 89 равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти субъектов. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

- принцип законности — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

2) принципы организации и деятельности  государственного аппарата, которые  закреплены в федеральных конституционных  и федеральных законах. Данные  принципы конкретизируют принципы  организации и деятельности государственного  аппарата, закрепленные в Конституции  Российской Федерации:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной службы;

- отделение религиозных объединений от государственных;

- сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

- экономичность государственной службы (рентабельность).

К числу этих принципов  следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной , службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

 Перечисленные выше  принципы формирования и деятельности  государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

  1. Организационная структура аппарата государственной власти
    1. Формы государственного устройства

Являясь одним из аспектов формы государства, государственное  устройства играет очень большую  роль для стабильности и четкого  взаимодействия между субъектами, определяя  внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и  этими территориальными единицами. С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные  образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении  государственных образований: союзных  республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарное считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные  административно-территориальные единицы  или области, отличающиеся известным  своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и дрВ бывшем СССР унитарными государствами считались  все союзные республики, кроме  Российской Федерации, а также все  автономные республики.

Федерация -- это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данной форме  государственного устройства образуются общие доя всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

На сегодняшний день довольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Конфедерации представляют собой  государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие  от федерации, конфедерации создаются  для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического  периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового  общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную  конституцию.

Исторически эта форма сложилась  вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма  государственного устройства, и поэтому  она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может  служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской  войны в США (1861 - 1865 годов).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая  содружеством. Здесь суверенные, независимые  государства выступают по отношению  к объединениям в качестве "ассоциированных  участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При  существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом  ЕС в Люксембурге) происходит углубление государственной интеграции, что  может выразиться в переходе к  конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Информация о работе Методы осуществления государственной власти