Методы осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том чтобы, раскрывая феномен государственной власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, рассмотреть государство как носителя государственной власти, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.
Поэтому данная цель реализуется путем решения следующих задач:
- дать определение государственной власти, раскрыть признаки и сущность государственной власти;
- раскрыть организационную структуру аппарата государственной власти;
- рассмотреть методы осуществления власти в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и свойства государственной власти 4
Понятие государственной власти 4
Признаки государственной власти 7
Классификация форм осуществления власти. 9
Функции государственной власти
Принципы организации и деятельности государственного 12
аппарата
2 Организационная структура аппарата государственной власти 15 2.1 Формы государственного устройства 15
Системное единство государственной власти и разделение властей 17
Легальность и легитимность государственной власти 19
3 Методы осуществления государственной власти 23
Понятие метода осуществления государственной власти 23
3.2 Классификация методов осуществления государственной власти 26
Заключение 29
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)
    1. Системное единство государственной власти и разделение властей

Государственная власть едина в  том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в  целом (институциональным элементом  государства) и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». В частности, в этом заключается  государственный суверенитет. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и  судебные органы. Во-вторых, по мере исторического  развития государственности и права  формируется определённый принцип  взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением  властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей «по горизонтали») – это  не раздробление единой власти, а принцип  строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной власти.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему  государственных органов. В рамках этой системы различаются три  подсистемы (три относительно самостоятельные  и взаимодействующие системы), образующие законодательную, исполнительную и  судебную ветви аппарата государственной  власти как целого. В основе такого структурного строения аппарата государства  лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно её объясняют как разделение труда  по государственному управлению. Имеется  в виду, что государственная власть функционально предназначена для  законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве.

Можно подчеркнуть, что теоретическая  конструкция разделения труда по государственному управлению объясняет  лишь наличие законодательных, исполнительных и судебных органов. Причём из этой конструкции вовсе не вытекает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, не вытекает разграничение  законодательных, исполнительных и  судебных полномочий. Например, эта  конструкция допускает, что орган  исполнительный, управляющий в соответствии с общеобязательными нормами, одновременно сам может издавать общеобязательные нормативные акты. Эта конструкция  не отрицает и такое разделение труда  по государственному управлению, при  котором один и тот же орган  устанавливает и исполняет законы, например, может принять закон  по любому вопросу индивидуального  характера.

В любом более или менее развитом государстве в структуре государственного аппарата различаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Но наличие этих органов ещё не говорит о разделении властей. Так, в абсолютной монархии есть законодатель (сам монарх, при котором может  быть законосовещательный орган), исполнительные органы (правительство или министры, административные органы) и суды. Но здесь нет разделения властей, все  государственные органы замыкаются на фигуру монарха. Абсолютный монарх не только законодатель, но и глава  исполнительной власти и верховный  судья.

В структуре деспотической организации  власти тоже есть властные институты, порождённые разделением труда  по управлению. Например, в советской  тоталитарной системе были органы, реально принимавшие общеобязательные решения, и органы, ответственные за выполнение этих решений, был номинальный законодатель, были формально разделённые суд и прокуратура. Но, разумеется, власть тотальная исключает какое бы то ни было разделение властей или разграничение полномочий.

Разделение властей – это  не любое разделение труда по государственному управлению, а такое, которое обеспечивает свободу субъектов государственно-правового  общения. Это такой принцип организационной  структуры государственного аппарата, который достигается в исторически  развитых государственных формах и  создаёт институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности.

2.3 Легальность и легитимность государственной власти

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, не является легитимной.

Законы, иные нормативные акты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют, т.е. делают законными или, напротив, незаконными, нелегальными, противоправными те или иные отношения (институты, организации) в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации.

Легализация государственной власти – это юридической провозглашение правомерности её возникновения (установления), организации и деятельности, её органов, порядка деятельности, осуществления  конституции.

Легализация осуществляется различными способами, в том числе путём  референдума (например, Конституция  России 1993г., легализовавшая ту государственную  власть, которая сложилась после  фактического роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета и  создания Государственной Думы и  Совета Федерации), а также иными  правовыми актами, например законами о выборах парламента, президента, о судебной системе.

Правовые акты, легализующие государственную  власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим  принципам права, в том числе  международного права. Сосредоточение, захват государственной власти, присвоение властных полномочий (в том числе  какой-либо партией) незаконны. Как  устанавливает Конституция России 1993г., такие действия наказуемы (ст.3 п.4).

Нарушение принципа легализации государственной  власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на государственную власть, так и  на носителей самой государственной  власти (например, ответственность  за превышение полномочий).

Термин «легитимация» происходит от того же латинского слова (от лат. lex – закон), но отражает состояние  фактическое.

Легитимная государственная власть – это власть, соответствующая  представлениям народа, общества данной страны о её справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности.

Степень легитимности государственной  власти находит своё выражение в  поддержке этой власти населением. О поддержке или её отсутствии могут свидетельствовать выборы парламента и президента, опрос населения, анкетирование, проведение различных  встреч с населением и публичных  мероприятий (например, организация  общегосударственного обсуждения проекта  новой конституции). Следствием легитимности является авторитет государственной  власти у населения, признание права  управлять и добровольное согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, поскольку её мероприятия опираются на поддержку большинства населения.

Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы  легитимации новой государственной  власти. К экстраординарным относятся  социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую государственную  власть и утверждающие власть новую, которая, правда, далеко не всегда оправдывает  чаяния народа.

Немецкий политолог, юрист и  социолог М. Вебер (1864 – 1920) ввёл различие трёх основных форм легитимации государственной  власти: традиционную, харизматическую  и рациональную.

Традиционная связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко  с особой ролью религии, как это  имеет место, например в странах  мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.).

Харизматическая легитимация обусловлена  особыми качествами выдающихся личностей (реже – групп лиц), которым приписываются  качества, способные определять поведение  людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б.Н. Ельцин.

Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную  власть, руководствуясь рассудочной  оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги  и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов государства  на благо населения страны.

Утрата государственной властью  легитимности не влечёт за собой непосредственно  юридической ответственности. Низкий рейтинг парламента, президента, правительства  ещё не вызывает сам по себе его  смену. Падение легитимности проявляется на выборах, когда та или иная партия теряет власть, президент терпит поражение, те или иные депутаты не бывают избраны. Оно проявляется в массовых волнениях населения, коллективных акциях протеста, направленных против государственной власти (например, поход 10 тысяч шахтёров Румынии на Бухарест в 1999г.). В наиболее острых случаях утрата властью легитимности приводит к революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы осуществления государственной власти

 3.1 Понятие метода осуществления государственной власти

В общепринятом понимании метод  означает способ, приём практического  осуществления чего-либо.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В  подобном виде "метод" позволяет  получить необходимое представление  о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически  осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких  средств. Данная категория имеет  в силу этого прямое отношение  к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь  одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики. 

В науке выделяется три основных признака государственной власти: 
   1) Государственная власть - это политическое руководство обществом (это изначальный признак, который говорит о том, что есть власть). Вообще, в государстве существует много властей (общественная, власть в семье и т.д.), но только государственная власть носит политический характер и является разновидностью политической власти. Достаточно продолжительное время государственную власть отождествляли с политической властью, но современная наука в настоящее время проводит различие между этими понятиями и указывает, что понятие “политическая власть” шире, нежели понятие “государственная власть”. Помимо государственной власти существуют и другие разновидности политической власти, т.к. в обществе действует множество различных политических организаций (например, политические партии имеют свою политическую власть, но сна не является государственной властью, т.к. эти организации не являются государственными). Таким образом, государственная власть - это всегда политическая власть. 
   2) Государственная власть - это политическое руководство обществом, которое осуществляется при помощи государственного аппарата, при помощи определенных органов; она претворяется в жизнь с помощью органов государства (государственного механизма и других средств). Нередко государственный аппарат рассматривают как государство, полагают, что государство выступает как средство, через которое государственная власть претворяется в жизнь. Государственный механизм состоит из различных государственных организаций и, прежде всего, из органов государства. Государственная власть может осуществляться и через негосударственные (общественные) организации. 
   3) Государственная власть всегда осуществляется в чьих-либо интересах (либо в интересах народа, либо в интересах каких-либо классов или социальных групп). 

Помимо этих трёх основных признаков выделяется ещё несколько  дополнительных признаков, зачастую совпадающих  с признаками государства: 
   1) Государственная власть носит территориальный характер (как и государство); она, как правило, осуществляется в пределах территории государства, а за пределами государства она действует только в отношении своих граждан.    

2) Государственная власть  обладает суверенитетом, что означает  верховенство и независимость  государственной власти как внутри  страны, так и за ее пределами.   

3) Взимание налогов и  осуществление государственных  займов. Некоторые ученые считают,  что этот признак присущ государству,  но большинство все же склоняется  к тому, что это признак государственной  власти. 
   Как уже отмечалось выше, понятие “государственная власть” очень тесно связана с понятием “государство”, но эта связь носит неоднозначный характер. Все зависит от того, что понимается под государством. Если государство рассматривается как определенная политическая организация общества, то государственная власть выступает как определенный атрибут государства. Если же государство мыслится как определенный аппарат, т.е. система общества, то государство выступает как средство осуществления государственной власти. Если государство понимается как определенная организация политической власти, то понятия “государство” и “государственная власть” отождествляются. 
   Структуру государственной власти необходимо рассматривать с различных точек зрения: во-первых, с точки зрения структуры любой власти, во-вторых, с учетом принципа разделения властей и, в-третьих, с учетом собственной структуры (структуры властеотношений). 
   1) С учетом структуры любой власти в структуре государственной власти выделяют два элемента: волю и силу. Эти элементы составляют основу государственной власти, являются её субстанциональными элементами. Государственная власть всегда выступает как единство воли и силы. Воля превратится в ничто, если не будет опираться на силу. Власть - это всегда выражение чьей-то воли, воли определенной группы людей, чтобы распространить эту волю на всех, её нужно подкрепить силой (таким образом, как и любая власть, государственная власть опирается на силу, и существовать без неё практически не может, воля всегда подкрепляется силой). Государственная власть нередко понимается как организованное насилие. 
   2) С учетом принципа разделения властей в структуре государственной власти можно выделить три основных элемента: законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть. 
   Данная структура имеет место только там, где государственная власть строится с учетом принципа разделения властей. Об этом принципе начали говорить в XVII-XVIII в.а. Основоположником теории разделения властей является Ш.Л. Монтескье. Выступая против абсолютизма, он говорил о том, что власть не может сосредотачиваться в руках одного человека, т.к. в этом случае последний рано или поздно узурпирует власть. В связи с этим Монтескье предложил разделить власть на три ветви: 
   - законодательную (сосредотачивается в представительных органах, в руках парламента); 
  - исполнительную (сосредотачивается в руках правительства); 
  - судебная (органы правосудия). 
   Идеальной обстановки, когда все органы чётко подразделены на три ветви, не бывает. В настоящее время во многих странах произошло обособление президентской власти, которая координирует функционирование всех трёх ветвей власти.

Информация о работе Методы осуществления государственной власти