Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа
Государство – это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом.
Введение
3
Глава 1. Механизма (аппарата) государства: понятие и структура
Понятие механизма государства
Структура механизма государства
Орган государства: понятия, признаки и классификация
5
5
6
9
Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма российского государства
2.1. Принцип разделения властей
2.2. Принцип народовластия
2.3 Принцип гуманизма
2.4 Принцип федерализма
2.5 Принцип законности
15
15
17
18
18
19
Глава 3. Структура государственного аппарата Российской Федерации
22
3.1 Президент Российской Федерации
22
3.2 Органы представительной и законодательной власти
23
3.3 Органы исполнительной власти
25
3.4 Судебная власть
27
3.5 Прокуратура Российской Федерации
28
3.6 Вооруженные силы в механизме государства
28
Заключение
30
Список использованных источников и литературы
32
Приложение № 1
Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа, законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов Федерации, местный референдум.
Референдум Российской Федерации проводится по инициативе:
1) не менее 2 млн. граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 % из них;
2) конституционного Собрания
в случае, когда оно выносит
на всенародное голосование
Только они могут выдвинуть юридически значимое требование референдума.
2.3 Принцип гуманизма
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества12.
Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.
2.4 Принцип федерализма
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов.
Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.
2.5 Принцип законности
Принцип законности13 в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пересечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»14, такие как следующие принципы:
И так, перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
Глава 3. Структура государственного аппарата
Российской Федерации
3.1 Президент РФ
Тесная взаимосвязь
функций и механизма
Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).
Опираясь на конституционно
выделяемые на основе разделения властей
структурные подразделения
По Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент России в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными
законами определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства.
Он как глава государства представ
Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.
3.2 Органы представительной и законодательной власти
Представительным и
законодательным постоянно
Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых – издание федеральных законов.
Интересно вспомнить, что в процессе обсуждения проекта новой Конституции его противники утверждали, что в нем будто бы узаконивается диктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Но, во-первых, такое право закреплено в конституциях многих демократических государств, а во-вторых, право роспуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное Собрание РФ наделяется правом в указанных в Конституции РФ случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента РФ от должности.
Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента.
Система представительных
и законодательных органов
3.3 Органы исполнительной власти
Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Правительство РФ16:
Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти. Структура этих государственных органов включает в себя:
1) федеральные министерства
(Министерство по атомной
2) государственные комитеты
Российской Федерации (
3) комитеты Российской
Федерации (Высший
4) иные федеральные органы исполнительной власти (Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).