Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3-4
1. Понятие и структура «механизма государства» …………………………………..5-16
2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата..16-20
3. Государственные органы: понятие, признаки, классификация…………..20-26
4. Персональный состав государственных органов………………………………. 26-32
Заключение……………………………………………………………………………………………….33-34
Список литературы…………………………………………………………………………………………35
Субклерки и обслуживающий персонал являются техническими работниками.
Принципы организации и
Термин «государственный аппарат»
в отечественном государствоведении употребляется
в двух значениях. В широком смысле под
«государственным аппаратом» понимается
вся система органов государства и должностных
лиц. И, как считается в литературе, в этом
случае понятие «государственный аппарат»
равно по объему понятию «механизм государства».
Вместе с тем, думается, что для обозначения
всей системы органов государства и должностных
лиц термин «механизм государства», несмотря
на его традиционность, не очень подходит:
«механизм» есть совокупность динамических
закономерностей, последовательно обусловливающих
функционирование или развитие того или
иного явления, и это понятие в большей
степени подходит для характеристики
динамики государства — закономерностей
работы его частей, тех или иных подсистем,
их взаимодействия друг с другом, общих
закономерностей функционирования государства.
В узком смысле под «государственным аппаратом»
понимается подсистема 4органов государственного
управления — исполнительно-распорядительный
(профессионально-
Наряду с органами государственного управления
(органами исполнительной государственной
власти) в системе органов государства
выделяют законодательные (представительные) органы
государственной власти, судебные органы
(органы судебной государственной власти),
органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную
группу выделяют «силовые» органы: армию,
полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее,
видимо, их включать в государственный
аппарат (систему органов государственного управления).
Следует иметь в виду, что система органов
государства — это еще не все государство.
В целом государство состоит из государственных
организаций. К государственным организациям
относятся:
а)органы государства;
б)государственные учреждения;
в)государственные предприятия.
Государственные учреждения и государственные
предприятия выступают как самостоятельные
подразделения государства. При этом,
однако, администрации этих предприятий
и учреждений включаются в общую систему
государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что в систему
органов государства не входят органы
местного самоуправления.
Наряду с государственными органами выделяют
должностных лиц государства. «Должностное
лицо» — это не некое физическое лицо,
а «индивидуальный» элемент государства,
своего рода «индивидуальный орган», который
занимает свое место в системе органов
государства, имеет свою компетенцию. «Должностное лицо»
можно понимать как ячейку в системе государства,
которую на тот или иной период времени
может занимать то или иное физическое
лицо, по своим качествам соответствующее
данной должности. Высшее должностное
лицо России — Президент.
Для государственного органа характерны
следующие признаки:
Под принципами организации и деятельности
государственного аппарата в литературе
понимают «наиболее важные, ключевые идеи
и положения, лежащие в основе его построения
и функционирования».
Говоря о принципах формирования и деятельности
государственного аппарата, следует вести
речь о них применительно ко всей системе
органов государства.
Принципы механизма
Государственные органы: понятие, признаки, классификация
Первичным и важнейшим структурным
элементом механизма
Государственный орган - это звено
(элемент) механизма государства, участвующее
в осуществлении функций государства
и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного
органа позволяет глубже познать механизм
государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает
определенной самостоятельностью, автономией,
он служит частью единого механизма
государства, занимает в государственной
машине свое место и прочно связан с другими
ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных
служащих, которые находятся в особых
правоотношениях между собой и органом.
Они абстрагированы от семейных, гражданских
и других отношений, не имеющих связи с
государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных
служащих определяются законом и обеспечивают
их правовой статус. Объем и порядок использования
ими властных правомочий устанавливаются
тоже законом и конкретизируются в должностных
инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся
и должностные лица, которые обладают
властными полномочиями, издают правовые
акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства непосредственно
материальных благ не производят, поэтому
содержание их возлагается на общество.
Они получают заработную плату в государственном
органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение
(структуру). Они состоят из подразделений,
скрепленных единством целей, ради достижения
которых образованы, и дисциплиной, которую
все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства
является наличие у него компетенции - властных
правомочий (совокупности прав и обязанностей)
определенного содержания и объема. Компетенция
обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными
задачами и функциями, которые решает
и 6выполняет государственный
орган. Компетенция обычно юридически
закреплена (в конституции или текущем
законодательстве). Реализация орг ном
государства своей компетенции - это не
только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган
государства обладает властными полномочиями,
которые выражаются: а) в возможности издавать
обязательные к исполнению правовые акты.
Эти акты могут быть нормативными или
индивидуально-определенными (акты применения
норм права); б) в обеспечении выполнения
правовых актов органов государства путем
применения различных методов, в том числе
методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции
орган государства наделяется необходимой
материальной базой, имеет финансовые
средства, свой счет в банке, источник
финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно
участвует в реализации функций государства,
используя для этого соответствующие
формы и методы.
Виды органов государства
Органы государства классифицируются
по различным основаниям По способу возникновения
они подразделяются на первичные и производные. Первичные
органы государства никакими другими
органами не создаются. Они либо возникают
в порядке наследования (наследственная
монархия), либо избираются по установленной
процедуре и получают властные полномочия
от избирателей (представительные органы). Производные
органы создаются первичными органами,
которые и наделяют их властными полномочиями.
К ним относятся исполнительно-распорядительные
органы, органы прокуратуры и т. д.
По объему властных полномочий органы
государства классифицируются на высшие
и местные. Правда, не все местные органы
являются государственными (например,
органы местного самоуправления). Высшие 7органы государства наиболее полно олицетворяют
государственную власть, распространяющуюся
на территорию всего государства. Местные органы государства
функционируют в административно-
По широте компетенции выделяются
органы государства общей и специальной
компетенции. Органы общей компетенции правомочны
решать широкий круг вопросов. Например,
правительство, исполняя законы, активно
участвует в осуществлении всех функций
государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции
специализируются на выполнении какой-то,
одной функции, одного вида деятельности
(министерство финансов, министерство
юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные
и единоличные. На механизм государства,
классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым создаются
законодательные, исполнительные и судебные
органы.
Законодательные органы. Право издания
законов принадлежит обычно высшим представительным
органам. Обозначаются они общим родовым
термином "парламент". В Англии,
Канаде, Индии и других странах термин
"парламент" - собственное имя законодательного
органа, в остальных странах он называется
иначе.
Парламенты в большинстве стран мира состоят
из нижней и верхней палаты. Однопалатные
парламенты существуют в небольших странах
(Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко
служит своеобразным противовесом обычно
более демократичной нижней палате.
Глава государства. Разделенная на
три ветви государственная власть не перестает
быть единой и суверенной: у нее единый
властеобразующий источник - народ, она
выражает единые коренные интересы населения
страны. Поэтому самостоятельность органов
законодательной, 8исполнительной
и судебной власти не абсолютна, а относительна.
Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное
функционирование этих органов в интересах
единой властной воли народа и достижения
общегосударственных целей. В современных
государствах глава государства, по общему
правилу, является единоличным: в конституционных
монархиях - монарх, в республиках - президент.
В большинстве современных государств
главой государства является президент, избираемый
либо населением, либо парламентом, либо
путем особой избирательной процедуры.
Президент принимает иностранных дипломатических
представителей, назначает послов в другие
государства, в ряде стран ратифицирует
(утверждает) международные договоры и
соглашения, является верховным главнокомандующим
вооруженными силами. В некоторых странах
президент имеет право распускать парламент,
отказать в одобрении закона, передать
его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках
роль и полномочия президента далеко не
одинаковы.
В парламентарных республиках президент
- малоактивная фигура во внутренних делах,
заслоненная главой правительства, в руках
которого сосредоточена реальная власть.
Например, роспуск парламента в таких
государствах хотя и оформляется указом
президента, осуществляется по решению
правительства; для назначения правительства
требуется согласие парламента. Акты президента
не имеют силы без подписи главы правительства
или министра, к ведению которого относится
предмет акта.
В президентских республиках президент
- центральная политическая фигура. Так,
президент США наделен Конституцией широкими
полномочиями, является одновременно
главой государства и правительства. Он
возглавляет громадный государственный
аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных
служащих, из которых около 1500 чиновников
федеральных ведомств назначает сам. Только
на высшие федеральные должности президент
назначает "по совету и с согласия"
Сената. Он издает указы по различным вопросам
государственной жизни.
Исполнительные органы. Исполнительная
власть принадлежит правительству, которое
непосредственно управляет страной. Правительство
обычно состоит из главы правительства (премьер-министра,
председателя совета или кабинета министров,
первого министра, канцлера и т.д.), его
заместителей и членов правительства,
которые возглавляют отдельные центральные
ведомства государственного управления
(министерства, департаменты) и именуются
министрами, секретарями, статс-секретарями.
В унитарном государстве образуется
одно правительство. В федеративном государстве
существуют правительство общефедеральное
и правительства членов федерации.
По всем вопросам своей компетенции правительство
издает правовые акты (указы, декреты,
постановления, распоряжения), которые
обязательны к исполнению.
Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом
случае в них входят представители одной
партии, во втором - двух или нескольких.
Свою многостороннюю деятельность правительство
осуществляет через многочисленные органы
государственной администрации - министерства,
ведомства, комиссии и т. д. Министерства
и другие ведомства обрастают сложным,
громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим
аппаратом, образующим основу механизма
государства.
Органы правосудия образуют довольно
сложную систему, состоящую из 9гражданских,
уголовных, административных, военно-полевых,
транспортных и иных судов. На верху этой
системы находятся верховные и конституционные суды.
Судебные органы реализуют правосудие
посредством регулируемого процессуальным
правом судопроизводства. В странах, где
существует судебный прецедент, они участвуют
в правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством закреплены
такие демократические принципы, как равенство
всех перед законом и судом, участие в
рассмотрении дела присяжных заседателей,
право обвиняемого на защиту и т. д.
В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие
основу властной силы государства,- вооруженные
силы, органы безопасности, полиция (милиция).
Основное назначение последней - охрана
общественного порядка и обеспечение
внутренней безопасности. Полиция специализируется
в соответствии с разнообразными сторонами
ее деятельности. Политическая полиция
обеспечивает внутреннюю безопасность,
ведет борьбу с политическими противниками
своего государства. Уголовная полиция поддерживает
общественный порядок. Она подразделяется
на транспортную, пограничную, таможенную,
санитарную, лесную и т. д.
Особо выделяются в механизме государства местные
органы власти. Такие органы или должностные
лица (губернаторы, префекты, комиссары
и т. д.) назначаются обычно правительством
для управления теми или иными регионами
(Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду
с назначенными должностными лицами, на
региональном уровне функционируют избранные
населением региона местные представительные
органы. Есть государства (Великобритания,
Япония), где все функции местного самоуправления
выполняет местная администрация, избираемая
населением.
Персональный состав государственных органов
Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются:
Изучение структуры государственного механизма предполагает анализ роли и места в нём образующих его элементов - государственных органов и их систем в сочетании с выполняемыми ими функциями.
Президент РФ. К основным функциям Президента РФ относятся: принятие мер по охране суверенитета РФ, её независимость и государственной целостности, определение основных направлений внутренней и внешней политике РФ. Органы законодательной власти:
Представительным и
Органы исполнительной власти. Её осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства; заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. В систему органов исполнительной власти входят:
Органы судебной власти: основная функция- осуществление правосудия, т.е. разрешение правовых конфликтов в государстве и обществе.
Главное место среди них занимает Прокуратура РФ.10
Вооруженные силы в механизме государства
Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами
(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма.
На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления выступлений собственного народа, протестующего против проводимой государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.
С формированием правовых начал в государственной жизни мирового
сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).
Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие
представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.
В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на
монарха—короля, королеву,императора. Верховным главнокомандующим
вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.
Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет
министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.