Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – решение данной проблемы,
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1.дать понятие механизма государства; 2. охарактеризовать принципы организации деятельности механизма государства; 3. рассмотреть понятие, признаки и виды государственного органа; 4.проанализировать особенности структуры механизма государства; 5. сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Механизм (аппарат) государства…………………………………………........5
§ 1. Понятие механизма государства…………………………………........5
§2. Принципы организации деятельности механизма государства……...8
§3. Понятие, признаки и виды государственного органа…………….….12
§4. Структура механизма государства…………………………………....15

Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список………………………………………………...….26
Приложения……………………………………………………………………....28

Вложенные файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Принцип федерализма  в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Россия состоит из равноправных субъектов,

каковыми являются республики, края, области, города федерального значения,

__________________________________________________________________________________

1. Байтин М.И. Механизм государства // Теория государства и права: курс лекций /Под редакцией Н.И. Матусова и А.В.Малько. – М.: ЮРИСТЬ,2007. – С. 103. 2ъ

2. Конституция (Основной закон) РФ от 1993г. (с изменениями и дополнениями). – М.: АКТ, 2011. – ст. 2.

3. Там же. – ст. 10.

 

автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

       Согласно Конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочии1, поэтому в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации2.

Принцип законности заключается  во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России3.

Применительно к организации  и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит, такие требования, как: а) верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; б)осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; в)особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; г) решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, ответ по

__________________________________________________________________________________

1. Конституция (Основной  закон) РФ от 1993г. (с изменениями и дополнениями). – М.: АКТ, 2011. – п. 3 ст. 11.

2. Там же. – п. 2 ст. 77.

3. Там же. – п. 2 ст. 15.

по всей строгости закона, неотвратимость наказания за совершенные преступления и иные правонарушения и др.Комплексное выражение эта группа принципов получила в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Рассмотренные общие  принципы получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, которые комплексное  выражение получили в Федеральном  законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы: 1.верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2. приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3. равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 4.обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации; 5. профессионализм и компетентность госслужащих;6. гласность в осуществлении государственной службы; 7. ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 8. внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства и некоторые другие1
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности  механизма

__________________________________________________________________________________

             1. ФЗ от 27.06. 2004. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе  Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11.07.2011)// «Парламентская газета» от 14.07.2011

 

 

государства системы государственных органов, рассматриваемые в их взаимосвязи, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство, целостность1

 

§3. Понятие, признаки и виды государственного органа

 

Механизм государства состоит  из соответствующих органов, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции.

Орган государства — это составная  часть механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками, состоящая из государственных служащих, создаваемая в установленном законом порядке, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, наделенная определенной компетенцией и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое2. Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками (Приложение 4)3:1.это самостоятельный элемент государственного аппарата с собственной структурой, действует специализированно в системе других органов. 2. Орган государства обладает определенной компетенцией: совокупностью переданных ему законом прав и обязанностей, юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.3. Все органы государства образуются в законодательном порядке в соответствии с определенной юридической процедурой, иными словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляются на строго

__________________________________________________________________________________

1. Байтин М.И. Механизм государства //Теория государства и права: курс лекций./Под редакцией Н.И. Матусова и А.В. Малько. – М.: ЮРИСТЬ,2007. – С.106.

2 Двигалева А.А.«Теория государства и права: курс лекций. – СПб.: Политграфуслуги, 2011. – С. 57.

3. Байтин М.И. Механизм государства // Теория государства и права: курс лекций./Под редакцией Н.И. Матусова и А.В. Малько. – М.: ЮРИСТЬ,2007. – С.97.

правовой основе. 4.Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. 5.Орган государства представляют

специальные должностные  лица — представители власти, они  обладают полномочиями по управлению другими людьми, не зависят от них по службе.6.

Орган государства наделен необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции своих задач и функций1.

Классификация органов  государства (Приложение 5) может происходить по различным основаниям: а) в зависимости от порядка их создания и характера выполняемых ими функций различают представительные органы; исполнительные органы; судебные органы, в том числе органы конституционного надзора; б) по действию в пространстве органы государства подразделяются на федеральные органы, органы субъектов федерации и местные; в) по длительности функционирования делятся на постоянные (действующие на постоянной основе) и временные (созданные для решения задач, вызванных определенными временными обстоятельствами, например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения); г) в зависимости от срока полномочий есть органы государства, которые действуют постоянно, однако их состав обновляется через определенный срок, и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком; д) по порядку образования различают органы, избираемые непосредственно населением (первичные), а также органы, формируемые другими государственными органами (вторичные), в которых должностные лица назначаются; е) по способу принятия решений выделяются коллегиальные органы (решения в них принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным)   и    единоначальные   (решения  принимаются    единолично

__________________________________________________________________________

1.Власов В.И., Власова  Г.Б. Теория государства и права:  учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – С. 66-67.

руководителем); ж) в зависимости от внутренней организации (структуры) государственные органы делятся на простые (в своей структуре не имеют самостоятельных структурных подразделений) и сложные; з) в зависимости от компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции (в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам) и специальной компетенции (действуют в какой-либо одной сфере общественной жизни, например, различные министерства и ведомства); и) по характеру выполняемых ими задач государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы (парламенты, советы, собрания и т. д.); исполнительные органы (правительства, кабинеты министров, администрации и т. п.); судебные, правоохранительные и надзорные органы1.

Рассмотрим системные связи (Приложение 6) в механизме государства, так как механизм государства—это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система — это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность. Важное значение в государственном механизме имеют: а) вертикальные связи - иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете—к угрозе существования самого государства; б) горизонтальные связи - параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач, в) контрольные связи - связи между контрольно-надзорными и поднадзорными   органами,  обусловленные   надзором  за   соблюдением   и

__________________________________________________________________________

1.Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: КноРус, 2010. – С. 63-64.

 

исполнением законов  и иных в решений иерархически высших органов. Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер поскольку они осуществляются в рамках права.

 Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации2.

 

§4. Структура механизма государства

 

Аппарат государства — это система  всех наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т. е. для управления обществом). Необходимо отметить, что само понятие "механизм государства" является более широким, чем понятие "аппарат государства". Государственный механизм включает в себя, кроме государственного аппарата, еще и систему государственных учреждений, поскольку они также участвуют в реализации

функций государства и деятельности указанных органов и организаций, а государственный аппарат подразумевает собственно совокупность государственных органов. Аппарат государства — это система всех наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т. е. для управления обществом). Структура государственного аппарата определяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том или ином этапе развития общества.

__________________________________________________________________________

1. Байтин М.И. Механизм государства //Теория государства и права: курс лекций./Под редакцией Н.И. Матусова и А.В.Малько. – М.: ЮРИСТЬ,2007. – С.100.

 Для каждого такого этапа характерны свои особенности в построении государственного аппарата. В современных демократических государствах организация и деятельность государственного аппарата подчинены принципам народовластия, разделения властей, верховенства права1.

Тесная взаимосвязь  функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма. Структурно-функциональный подход — одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов — государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход)2.

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные  подразделения государственного механизма  и учитывая выполняемые составляющими  их органами функции, т.е. исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм   современного

Информация о работе Механизм государства