Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – решение данной проблемы,
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1.дать понятие механизма государства; 2. охарактеризовать принципы организации деятельности механизма государства; 3. рассмотреть понятие, признаки и виды государственного органа; 4.проанализировать особенности структуры механизма государства; 5. сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………………....3
Механизм (аппарат) государства…………………………………………........5
§ 1. Понятие механизма государства…………………………………........5
§2. Принципы организации деятельности механизма государства……...8
§3. Понятие, признаки и виды государственного органа…………….….12
§4. Структура механизма государства…………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список………………………………………………...….26
Приложения……………………………………………………………………....28
Российского государства (Приложение 7):
К представительным органам государственной власти относятся: законодательные органы власти и органы местного самоуправления. Они формируются путем избрания населением страны, состоят из его представителей, действуют от имени народа и ответственны перед ним.
______________________________
1.Чашин А. Теория государства и права: учебник – М.: Дело и сервис, 2008. – С. 59.
2.Теория государства и права: учебник. – М.: Зерцало, 2009. – С. 99
Законодательную власть на уровне государства реализуют высшие представительные органы государства. Существует мнение, что законодательный орган занимает главенствующую роль в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Законодательный орган представляет суверенитет народа, и именно он правомочен выражать волю народа в форме закона. Законодательным органом устанавливаются общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
В современном демократическом государстве высшим представительным органом власти является парламент. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах, а также крупных и многонациональных государствах парламенты обычно состоят из двух палат — нижней и верхней. Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с относительно однородным национальным составом населения или небольших территориальных размерах. При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянно действующие и временные), которые осуществляют работу по определенным направлениям деятельности законодательного органа1. Помимо собственно законотворчества парламент участвует в назначении и отрешении от должности различных должностных лиц исполнительных органов государственной власти и формировании органов исполнительной власти. В парламентской республике к компетенции парламента относится назначение главы государства. В президентских республиках (как в России) парламент принимает лишь косвенное участие в избрании главы государства, назначая выборы президента.
______________________________
1.Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 67.
2.Органы местного самоуправления имеют представительный характер и действуют
в пределах соответствующих административно-
3.Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ. Правительство РФ состоит из главы правительства (председателя или премьер-министра), его заместителей и министров. Правительство РФ возглавляется Главой правительства РФ. В состав Правительства РФ входят члены правительства (министры), возглавляющие ведомства (министерства, департаменты, а также заместители главы правительства и помощники (заместители) министров. Структурные подразделения правительства (министерства и ведомства) формируются исходя из тех конкретных задач, которые они призваны решать. В федеративных государствах существует федеральное правительство и правительства субъектов федерации, в унитарных государствах формируется только одно правительство. Различают коалиционные правительства (в их состав входят представители двух и более партий) и однопартийные (состоящие из одной партии). По всем вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издает правовые акты (постановления и распоряжения)1.
4. Во многих странах глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. Традиционно в современных государствах в зависимости от сложившейся формы правления главой государства является
монарх или президент. При этом необходимо отметить, что существует точка зрения, что президент не является представителем исполнительной власти. Иногда в теории разделения властей выделяют не три, а четыре ветви: исполнительную, законодательную, судебную и президентскую.
______________________________
1.Смоленский М.Б., Борисов
Г.А., Мархгейм М.В. Теория государст
В соответствии с таким подходом президент представляет отдельную ветвь власти — президентскую. В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент (как в России), избираемый населением на определенный срок. Как глава государства Президент РФ осуществляет следующие полномочия: 1.обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; 2. является гарантом прав и свобод человека и гражданина;3. в установленном порядке принимает меры по охране государственного суверенитета; 4.является главнокомандующим вооруженными силами; 5. представляет государство внутри страны и в международных отношениях; 6. подписывает и обнародует федеральные законы; 7. осуществляет помилование; 8. принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; 9. ратифицирует международные договоры и соглашения; 10. Президент РФ вправе распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв, отказать в подписании законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента и т.д. При вступлении в должность Глава государства приносит народу присягу. Президент РФ издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения.
Отсюда можно сделать вывод, что наиболее широкими властными полномочиями Президент как глава государства обладает в президентских республиках. В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, а реально ее осуществляет правительство. Роль президента в такой республике аналогична роли монарха в конституционной монархии (как, к примеру, в Великобритании). В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх и обладает радом прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов. Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях, ему принадлежит право помилования. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами, при, этом монарх осуществляет лишь церемониальные функции1.
5.К судебным органам государственной власти относятся: суды различной компетенции. В современном демократическом правовом государстве органом правосудия является суд. Суды являются государственными органами, осуществляющими правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел, а также конституционного судопроизводства в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Система судебных органов государства устанавливается конституцией или законами государства. Суды самостоятельны, действуют независимо от иных ветвей власти и подчиняются только закону. При осуществлении правосудия суды руководствуются такими принципами, как состязательность и равноправие сторон, равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, открытость и гласность судопроизводства. Судьи обладают особым статусом: они независимы и подчиняются только конституции и закону. В системе государственных органов судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки.
6.Прокуратура — это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории государства. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод
______________________________
1. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2009. – С. 47-48.
человека и гражданина иными органами государственной власти. К полномочиям органов прокуратуры относятся уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Необходимо иметь в виду, что прокуратура не относится к судебной власти. При этом она играет важную роль для поддержания режима законности в правовом государстве. К правоохранительным органам относятся также нотариат, адвокатура и т. д.1
7.Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы государства предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами. Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных Силах РФ», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и
______________________________
1.Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права: учебно-методический . компл. – М.: ЕАОИ, 2008. – С. 62.
информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы пограничной службы, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др. Хотя органы Вооруженных Сил РФ и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма1.
В ежегодных президентских Посланиях Федеральному Собранию выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии как условий прогрессивного развития общества прямо связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. Первоочередными мерами являются дальнейшее улучшение структуры и повышение эффективности механизма государства в целом и каждого из числа составляющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который основан не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона»2, развитие и совершенствование необходимой для этого нормативно-правовой базы.
______________________________
1. Байтин М.И. Механизм государства //Теория государства и права: курс лекций./Под редакцией Н.И. Матусова и А.В. Малько. – М.: ЮРИСТЬ,2007. – С.112-113.
2. Российская газета. - 1997. - 7 марта. - С. 4.
Заключение
Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства. Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществам и защита его основных интересов. Государство существует, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки: это система органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи; он состоит из людей, профессионально занимающихся управлением; сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом; функционирование механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием; он призван осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности; он состоит из соответствующих органов, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции.
Орган государства — это составная часть механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками, состоящая из государственных служащих, создаваемая в установленном законом порядке, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, наделенная определенной компетенцией и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Государственный орган имеет внутреннюю структуру (управления, отделы, службы, секторы). Взаимоотношения служащих государственного органа определяются возложенными на них должностными обязанностями. Государственный орган имеет ряд признаков: это самостоятельный элемент государственного аппарата с собственной структурой, который действует специализированно в системе других органов, обладает определенной компетенцией, образуется в законодательном порядке на строго правовой основе, взаимодействует с другими органами, его представляют специальные должностные лица — представители власти, он наделен необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции своих задач и функций.