Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1 Узкий (аппаратный) подход
1.2 Широкий подход
1.3 Функциональный подход
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
2.1 Понятие и признаки государственного механизма
2.2 Структура государственного механизма
2.3 Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая механизм государства.docx

— 45.19 Кб (Скачать файл)

Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения  понятия механизма государства  РФ позволяет сделать некоторые  выводы: во-первых, единое понимание  механизма государства в современной  отечественной юридической науке  на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки  зрения: механизм государства - это  система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

2) механизм государства - это  совокупность не только органов  государственной власти (законодательных,  исполнительных, судебных), но и государственных  организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и  иных), а также так называемых  «материальных придатков» (армии,  правоохранительных органов, исправительно-трудовых  учреждений и др.)

3) механизм государства - это  функционирование, действие органов  государства, их динамика.

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в  России утвердился и продолжает формироваться  новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки  зрения, предложенные в период существования  механизма Советского государства, построенного на основе руководящей  роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы  к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права  уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с  внутренним устройством машины. Любой  механизм - это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих частей, элементов  при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности  между ними, а с другой - дифференциации и относительной автономности. Применительно  к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим  из которых является закрепленный в  Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между  собой и ряда других факторов в  значительной мере зависит эффективность  всего механизма государства. Таким  образом, структурно можно выделить в механизме современного Российского  государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И.Абдулаев и С.А.Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. С. 83. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства - это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Структура механизма государства - это его внутреннее строение, порядок  расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она  указывает, из чего складывается государственный  механизм, какова субординация его  составных частей и т.п. Исходя из того, что по своей структуре механизм государства - это целостная общая  система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся  в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение»  и определяется как множество  элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. На данных положениях базируется системный  подход как направление в методологии  научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как  систем, что требует раскрытия  их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы  со средой. С данным подходом тесно  связан функциональный метод, который  используется в науке для выделения  в системах составляющих структурных  частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. Алехина О.М. в своей статье считает, что на основе сочетания вышеуказанных  методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства  РФ. В рамках взгляда на понятие  государственного механизма как  динамичной, функционирующей системы  государственных органов его  структура должна рассматриваться  в неразрывной связи с деятельностью  его элементов, с учетом взаимодействия между ними. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. - 2003. - №15. - С. 42 - 45.

Системно-функциональный анализ механизма  современного Российского государства  означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

определение места и роли в нем  образующих его элементов - государственных  органов - системный аспект;

изучение их назначения, анализ выполняемых  функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства  предстает не просто как функционирующая  система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих  подсистем, осуществляющих государственную  власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.

Государственный аппарат представляет собой взятые в единстве все государственные  органы - законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном  законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют  собственные функции в определенной сфере, но в целом - обладая властными  полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства. Механизм государства РФ внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти РФ, имеющей единый источник - народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом. С учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ - принципа разделения властей - и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода в структуре механизма современного Российского государства можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.

Таким образом, решению проблемы выработки  единого подхода понимания механизма  современного Российского государства  способствует определение его как  совокупности государственных органов  в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства РФ можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма РФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства РФ в целом и отдельных его составляющих.

2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ

2.1 Понятие и признаки государственного механизма

Следует отметить, что понятие государственного механизма в широком смысле выделяют далеко не все авторы. Большинство  как раз таки отождествляют его  с понятием «государственный аппарат». В учебной литературе понятия  «механизм» и «аппарат» государства  обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность  аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Итак, механизм государства - это система  властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых  структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства. Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2007. - С. 28.

Характерные признаки механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных  органов, взаимосвязанных между  собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения  в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом выступают  государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной  и материальной силой (рычагом), с  помощью которой государство  осуществляет свою власть, достигает  конкретных результатов. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учеб. М.: Юристъ, 2004. - С. 47.

Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его  частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок  расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.

2.2 Структура государственного механизма

Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части -- органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства  изменчива и разнообразна, но при  всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая -- только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой. Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. -- 2-е изд. -- М.: Издательство НОРМА, 2002. -- С 159.

Многие века и тысячелетия государственный  механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу  и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема -- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей -- войско, полиция.

К органам государства примыкают  государственные учреждения, которые  властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Первичным и важнейшим структурным  элементом механизма государства  является орган государства.

Государственный орган -- это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного  органа позволяет глубже познать  механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и  обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого Механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.

2. Орган государства состоит  из государственных служащих, которые  находятся в особых правоотношениях  между собой и органом. Они  абстрагированы от семейных, гражданских  и других отношений, не имеющих  связи с государственной службой,  являются официальными.

Информация о работе Механизм государства