Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:58, курсовая работа
Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1 Узкий (аппаратный) подход
1.2 Широкий подход
1.3 Функциональный подход
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
2.1 Понятие и признаки государственного механизма
2.2 Структура государственного механизма
2.3 Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства
3. Органы государства имеют
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции -- властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции -- это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции
орган государства обладает
6. Для осуществления своей
7. Наконец, орган государства
активно участвует в
Таким образом, структуру механизма государства можно представить следующей схемой: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учеб. М.: Юристъ, 2004. - С. 47.
2.3 Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма
Государство выполняет свои функции
при помощи специального механизма,
представляющего собой
В научной и учебной литературе
решается вопрос о соотношении понятий
государственного аппарата и государственного
механизма. Государственный механизм
рассматривается как
Механизм государства - это "набор"
и структура функционально
Государственный аппарат - сложное
системное образование, дифференцированное
"по вертикали" и "по горизонтали".
В первом случае это высшие федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления. Во втором - это органы
власти национально-государственных;
национально-административных и административно-
Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные "ветви" власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной
власти, относящимися к одной из
трех ветвей власти, Конституция Российской
Федерации предусматривает
Особый статус этих органов государственной
власти определяется не только тем, что
они не относятся ни к одной
из трех ветвей власти и имеют обособленные
важные властные полномочия. Следует
подчеркнуть, что их руководители наряду
с немногими другими (Председатель
Правительства России, состав Конституционного
Суда России, председатели Верховного
и Высшего арбитражного судов
России) на свои должности назначаются
Федеральным Собранием
Применительно к Российской Федерации
следует отметить еще одну особенность
в характере их полномочий в законодательной
сфере. В отличие от полномочий "классических"
органов государственной
Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.
По мнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации (1994 - 1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение предметов ведения между ними.
Неоднозначность толкования взаимосвязи
ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих
предметы исключительного ведения
России и предметы совместного ведения
России и входящих в ее состав субъектов
Федерации, привела к тому, что
в большинстве заключенных
На различных ступенях развития
человеческого общества механизм государства
имел свои особенности, своеобразную структуру.
Это объясняется
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Понятие механизма государства рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В узком смысле механизм государства отождествляется с понятием государственного аппарата, в узком смысле механизм государства понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих
функций создает систему
Решающую роль в механизме государства
играют государственные органы. Именно
они специально образуются для осуществления
государственной власти. Особенностью
государственных органов
Единый и целостный механизм государства дифференцируется на составные части - органы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находясь в сложных отношениях субординации и координации.
В механизм государства входят все органы управления и органы принуждения.
Выяснение понятия механизма государства
связано с раскрытием его характерных
черт или признаков, позволяющих
отграничить его как от негосударственных
структур в политической системе
общества, так и от отдельно взятых
государственных органов. Обобщение
всех рассмотренных признаков
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. 312 с.
2. Алексеев С. С., Архипов С.
И. Теория государства и права:
3. Алехина О. М. Теоретико-
4. Борисов Г. А. Теория
5. Иванов А. А., Иванов В. П. Теория государства и права: учеб. М.: 2007. - 303 с.
6. Комаров С. А. Государство
в политической системе
7. Марченко М. Н. Теория
8. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учеб. М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
9. Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. -- 640с.
10. Морозова Л. А. Теория
11. Общая теория права и
12. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том 1.Теория государства. М., 1998. 460 с.
13. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2005. - 388 с.
14. Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. -- 2-е изд. -- М.: Издательство НОРМА, 2002. -- 612 с.
15. Хропанюк В. Н.. Теория государства и права. учеб./ Под ред. В. Г. Стрекозова - М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008. - 384 с.
16. Цыганов В. И. Теория