Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем говорить о предмете науки теории государства и права, необходимо хотя бы несколько слов сказать о том, что такое наука и что ее отличает от обыденного познания.
Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических и социальных систем. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования. Следовательно, наука - это не только сами истины (достоверные, объективные, апробированные знания), но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике. О значении науки не раз говорили великие мыслители: "Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок" (Ф. Бэкон); "Наука - это организованное знание" (Г. Спенсер); "Наука - сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия" (А.И. Герцен); "Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию" (Ф. Жолио-Кюри); "Жизнь ставит цели науке; наука освещает пути жизни" (Н.К. Михайловский).

Содержание

Введение
Понятие механизма (аппарата)
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Органы внутренних дел в механизме государства
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМ 2.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Всесторонний учет названных  и некоторых иных принципов, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

На основе вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции и принципы государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере - от его идеологической обусловленности. Нет, и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций и принципов, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

Во-вторых, функции государства - это основные направления его  деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определённом историческом этапе его развития.

В-третьих, осуществление  функций государства невозможно без наличия хорошо отлаженного  механизма государства, а это, в  свою очередь, делает задачу совершенствования  системы органов государства  одной из важнейших политических задач на современном этапе.

 

  1. Органы внутренних дел в механизме государства

 

Раскрытие данного вопроса  должно начинаться с попытки выяснить, что собой представляет понятие  «государственный орган» и какова его  сущность.

Первейшим элементом, своего рода "кирпичиком" всего "здания" механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это  звено государственного аппарата, участвующее  в осуществлении определенных функций  государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

2) действует от имени  государства и по его поручению;

3) образован и функционирует  на основе нормативных правовых  документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом";

4) выполняет свойственные  только ему задачи и функции,  используя для этого соответствующие  формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) имеет соответствующую  компетенцию (круг ведения), под  которой понимается совокупность  законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

6) осуществляет свою  компетенцию тремя способами:

принятием нормативных  актов (предписаний общего характера);

принятием правоприменительных  актов (предписаний индивидуального  характера);

конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из государственных  служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии  и пр.), скрепленных единством  целей, ради достижения которых  образованы;

8) имеет необходимую  материальную базу (здание, транспорт,  оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

9) обладает определенным  правовым статусом, в котором  отражаются положение данного  государственного органа и его  конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации  имущественных прав выступает  в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим  обязательствам вверенным ему  имуществом, а также от своего  имени приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной  территории (имеет территориальный  масштаб деятельности).

Важнейший приоритет в деятельности государственных органов - наведение порядка во власти. Об этом, в частности, весьма откровенно говорилось в президентском Послании Федеральному Собранию 1997 г., которое так и называется "Порядок во власти - порядок в стране!". Всем своим содержанием оно свидетельствует о глубине и масштабах охватившего страну политического кризиса. Оздоровление государственного организма - магистральное направление правовой политики России на современном этапе.

Неотложная и крайне злободневная задача современной российской правовой политики - укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм. Сегодня это - наиболее слабое место во всей государственной деятельности. Общество испытывает самый глубокий кризис законности и правопорядка за последние годы.

В названном выше Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1997 г. отмечается: "России нужен порядок. Абсолютное большинство возникших  у нас проблем порождено, с  одной стороны, пренебрежительным  отношением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном механизме. Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное - последовательные меры по созданию твердого порядка. Нельзя допустить, чтобы неизбежные издержки переходных процессов стали необратимыми. Даже если не произойдет серьезных срывов, остается опасность медленного вползания в такой режим, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой "порядка". Наш выбор - это порядок, основанный на праве".

Одним из важных государственных  органов, играющих важную роль в обеспечении  законности, являются органы внутренних дел. Деятельность милиции по обеспечению законности и охране правопорядка регулируют следующие нормативные акты: Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г.1, Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 24 декабря 1994 г.2, «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г.3 и некоторые другие.

В соответствии с указанными нормативными актами, система органов  внутренних дел включает в себя Министерство внутренних дел Российской Федерации; органы внутренних дел (министерства, главные управления и управления) субъектов Федерации; органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; учреждения, предприятия и организации милиции и внутренней службы, а также внутренние войска. Министр внутренних дел Российской Федерации подчинен непосредственно Президенту.

Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что она ориентирована на противодействие криминальному насилию, на надежную охрану жизни, здоровья и имущества граждан, на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Сотрудники органов внутренних дел часто действуют в экстремальных условиях, проявляя не только мастерство, но и героизм. Многие из них погибают, выполняя свой служебный долг.

На мой взгляд, этот фактор должен учитываться в деятельности правоохранительных органов, которые призваны осуществлять противодействие преступности. Всего за несколько последних лет криминальный фактор в нашей стране приобрел такое значение, что оттеснил на второй план даже рост цен и безработицу. Вот уже более 15 лет преступность в России воспринимается общественным сознанием то с преуменьшением ее реальной опасности, то с преувеличением угрозы, исходящей от нее. По-видимому, это объясняется тем, что данному сложному социальному явлению до сих пор не определены место, время, роль и значение в динамично развивающейся системе общественных отношений.

Особую важность проблема преступности приобрела в нашей  стране в связи с ростом организованной преступности. Попытки отождествить организованную преступность в России со внешне сходными феноменами (например, в Италии, США, Японии) оказываются тщетными, поскольку ее зарождение и развитие самостоятельно, особенно. Ее корни зарыты в почву совершенно иной формации, иных социально-экономических и производственных отношений, а, следовательно, российская преступность имеет принципиально иной образ, характеристики, свойства. В результате перед органами внутренних дел ставятся задачи, которые во многом определяются изменившейся правоохранительной ситуацией. Все более опасны такие явления, как несанкционированная, дестабилизирующая правопорядок общественная активность, в том числе острые межнациональные конфликты, организованная преступность, криминализированная коррупция и т.п. Все это влияет на формы и методы практической деятельности, по сути, всех структур МВД. Конкретные задачи, организация, обязанности и права милиции — основной структуры МВД — определены Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г., подразделившим ее на криминальную и милицию общественной безопасности, и Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) от 12 февраля 1993 г.

Основные задачи криминальной милиции — предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам  о которых обязательно производство предварительного следствия, а также  организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи местной милиции.

Основными задачами милиции  общественной безопасности (местной  милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания, а также оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. В состав местной милиции входят: дежурные части; участковые инспектора милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой милиции, в том числе ОМОН (отряды милиции особого назначения), подразделения государственной автомобильной инспекции (ГИБДД), охраны объектов по договорам, охраны и конвоирования задержанных и арестованных, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по раскрытию преступлений, по делам о которых производство не обязательно, и другие (в частности, «сверх закона» здесь остались аппараты паспортно-визовой службы).

Законодательство определяет круг обязанностей и прав органов  милиции в целях борьбы с правонарушениями, а также условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Подробно урегулировано и правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. По итогам вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что укрепление законности и упрочение правопорядка всеобщая задача, т. к. речь идет о сердцевине политики - о государственной власти и методах ее осуществления, о регулировании важнейших социальных связей и отношений, о защите демократического строя, общества, человека, о правах, свободах и обязанностях гражданина.

Гарантии законности и правопорядка - это субъективные и объективные факторы, которые создают прочную основу законности, это основные средства, условия, предпосылки, обеспечивающие соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства.

 

Заключение

 

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Во-первых, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции  государства в решающей степени  зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере — от его идеологической обусловленности. Нет, и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

Во-вторых, функции государства - это основные направления его  деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определённом историческом этапе его развития.

В-третьих, осуществление  функций государства невозможно без наличия хорошо отлаженного  механизма государства, а это, в  свою очередь, делает задачу совершенствования системы органов государства одной из важнейших политических задач на современном этапе.

Важная предпосылка  формирования правового государства  в Российской Федерации - создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе страны, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают Россию к правовому государству, но даже отдаляют от него. Эта борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.

Информация о работе Механизм государства