Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций, является механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет собой государство, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма государства нет никогда не будет.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции.

Содержание

1. Понятие механизма государства 3
2. Принципы организации и деятельности механизма
государства 7
3. Структура механизма государства 14
4. Характеристика государственных органов 19
4.1. Представительные органы государственной
власти. 19
4.2. Исполнительные органы государственной
власти. 21
4.3. Судебные органы государственной власти. 23
4.4. Местные органы государственной власти и
местного самоуправления. 24
Используемая литература. 25

Вложенные файлы: 1 файл

механизм государства.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 5. Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. В переводе с латыни homo – это человек, humanus – человеческий, человечный. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (к примеру, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Принцип гуманизма один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплён в конституциях многих современных государств. Так в ст.2 Конституции сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

6. В федеративных государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и чёткое взаимодействие между общефедеральными органами и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Из этого принципа вытекает следующий принцип, который тесно связан с данным.

7. Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываясь перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

8. Сочетание единоначалия  и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие чёткой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определённой политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.1 

9. Принцип законности правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

10. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержании данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Таким образом, речь не идёт об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

 _____    

1Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2000

11. Принцип разделения властей. Это самый главный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека, произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих, её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.

1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов и правовое поведение граждан должны носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному органу.

2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц совершающих противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьям, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьёзные – уголовные – наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура  механизма государства

Механизм государства имеет свою структуру, то есть строение. Он состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Структурно – функциональный анализ механизма государства означает изучение роли и места в нём  образующих элементов – государственных  органов и их системных образований, как они закреплены в нормативно-правовых актах (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Орган государства  – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.1

Органы государственной  власти занимают центральное место  в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из следующих признаков.

1) Все органы государства  образуются в законодательном порядке, на основе нормативно-правовых актов, в которых чётко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата.

2) Орган государства  является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализировано в системе других

 _____    

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000

органов. Орган государства  может иметь сложную структуру: управление, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т.д. Они являются не самостоятельными государственными органами, а только структурными их подразделениями.

3) Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав  и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Данные принципы государственных органов рассматривает автор учебника «Теория государства и права» - Хропанюк В.Н. Авторы же Матузов Н.И. и Малько А.В. кроме этих трёх принципов рассматривают следующие

1) Государственный орган наделён определённой экономической и организационной обособленностью. Он состоит на содержании государства, получает материальные и финансовые средства (здания, средства связи и прочее оборудование, деньги) от государства, из бюджета государства, доходы которого формируются за счёт налогов.

2) Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

3) Физическим воплощением государственного органа являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив. То есть государственный орган представляет собой объединение людей, каждый из которых называется государственным служащим.

Кроме того, Черданцев  А.Ф. выделяет ещё один признак.

Государственный орган действует от имени государства. Он наделён властными полномочиями. Это выражается в том, что государственный орган принимает решения общего (нормативные акты) или индивидуального характера (например, решение, приговор суда), обязательные для тех, кому они адресованы. Властные полномочия могут быть выражены в контрольно-надзорной деятельности и в применении физических принудительных мер.

Органы государственной  власти, в зависимости от различных  критериев, можно классифицировать на виды. Разные авторы дают разную классификацию  государственным органам. Некоторые  выделяют меньшее число критериев, некоторые большее, но практически у всех упоминаются следующие виды и критерия деления.

1. По источнику (способу) формирования государственные органы подразделяются на первичные и вторичные. Первичный орган – это орган, формируемый непосредственно самим народом, путём выборов. Это выборные органы. Вторичные органы – органы, формируемые первичными, выборными органами.

2. По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. Но всё же некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура, вооружённые силы), поскольку они строятся на принципе строгой централизации, и всегда относятся к федеральным органам.

3. В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и другие. Во втором – соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой, сферой. К первым относятся, прежде всего, представительные органы, правительство, главы администраций и т.д. Ко вторым – министерства, ведомства, прокуратура, суды и другие органы.

4. По порядку реализации власти органы различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Вообще, по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

5. По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Однако Комаров С.А. и Черданцев А.Ф. выделяют, кроме этих основных, ещё три вида государственных органов: контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Законодательные органы – органы, принимающие законы как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу.

Исполнительные  органы призваны исполнять, реализовывать законы.

Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, то есть разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между различными субъектами.

Контрольные органы осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов.1

Распорядительные  органы, исполняя законы, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера.1

Правоохранительные  органы охраняют нормативные акты от нарушения со стороны других лиц.

Кроме этого Лазарев  В.В. и Липень С.В. выделяют ещё несколько  критериев и видов государственных  органов.

_____

1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001.

Информация о работе Механизм государства