Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций, является механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет собой государство, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма государства нет никогда не будет.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции.

Содержание

1. Понятие механизма государства 3
2. Принципы организации и деятельности механизма
государства 7
3. Структура механизма государства 14
4. Характеристика государственных органов 19
4.1. Представительные органы государственной
власти. 19
4.2. Исполнительные органы государственной
власти. 21
4.3. Судебные органы государственной власти. 23
4.4. Местные органы государственной власти и
местного самоуправления. 24
Используемая литература. 25

Вложенные файлы: 1 файл

механизм государства.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

1. По положению в иерархической структуре государственного аппарата выделяют высшие и местные органы государства. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию данного государства. В унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

2. По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

3. По времени функционирования, и длительности действия выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____    

1Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2000

4. Характеристика государственных органов

4.1. Представительные органы государственной  власти

К числу представительных государственных  органов относятся законодательные  учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются  путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку  именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение органов  законодательной власти в механизме  государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

При демократическом государственном  строе высшем представительным и  законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Канаде, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот орган называется по-другому (например, Сейм – в Польше, Конгресс – в Соединённых Штатах Америки, Федеральное Собрание – в Российской Федерации).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют  различные комитеты и комиссии, которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение и другие.

Наряду с непосредственным законотворчеством  парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Представительным и законодательным  органом России является Федеральное  собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; назначение выборов Президента; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; объявление амнистии и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.

Система представительных и законодательных  органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

4.2. Исполнительные органы государственной  власти

Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. На основе конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначение членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и правом «вето».

В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. Полномочия президента заключаются в следующем: принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; ратифицирует международные договоры и соглашения; является главнокомандующим вооружёнными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право: распустить парламент, прервать сессию или отложить её созыв; отказать в одобрении проекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента.

Наиболее широкими правами властными  полномочиями обладает глава в президентских  республиках. Так в США президент  имеет право назначать и смещать  министров, а также всех высших гражданских  и военных чиновников. В парламентских  республиках президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально её осуществляет глава правительства.

По конституции РФ Президент  России как глава государства  не относится непосредственно к  какой-либо одной из трёх основных ветвей власти.

Правительство –  это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. который непосредственно осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером.

По вопросам своей компетенции  правительство принимает решения  и издаёт правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы  правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, а в федеративных государствах – общефедеральное правительство и правительства членов федерации.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит  из Председателя Правительства и  заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами президента. 

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечить безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

4.3. Судебные органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

Вся система судов возглавляется  верховными судебными органами, которые  во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону « О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации  охватывает три разновидности органов  судебной власти: Конституционный Суд  России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд  и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционирование арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

4.4. Местные органы государственной  власти и местного самоуправления

Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Местные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.

 

 

 

 

 

Используемая  литература

  1. Конституция РФ. М.: Изд-во «Экзамен», 2001
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 2013.
  3. Конституция РБ. М.: Изд-во «Экзамен», 2001
  4. Право и политика современной России. М.: Былина, 2006.
  5. Марченко. Теория государства и права. М., 2005.
  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., Изд-во «Спарк» 2000.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – Курс лекций. М., Изд-во «Юристъ». 2001.
  8. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие. М., 2000.
  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998.
  10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., Изд-во «Юрайт» 2001.
  11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под редакцией Стрекозова В.Г. М., 2000.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под редакцией Редько Т.Н.,  М., 2008.
  13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., Изд-во «Новый Юрист». 2008.
  14. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., Изд-во «Юристъ». 2006.
  15. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Изд-во «Юристъ». 2004.
  16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник М., Изд-во «Норма». 2008.
  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2007.
  1. Слободчиков Н.А. Теория государства и права в определениях и схемах. Учебное пособие. М., 2005.
  1. Большой юридический словарь. CD-ROM Юридическая литература. Изд-во «Новый учебный год» М., 2001.
  1. Словарь терминов на 80000 слов. CD-ROM Юридическая литература. Изд-во «Новый учебный год» М., 2001.

 

 




Информация о работе Механизм государства