Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:49, курсовая работа
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Введение
1. Механизм государства и государственный аппарат
2. Государственный аппарат
3. Государственная служба
4. Органы государства
5. Принцип разделение властей
Заключение
Список использованных источников
легальный (т.е. на основе закона и в соответствии с законом) порядок образования и действия;
законность и конституционность;
оптимальность построения и структуры государственного аппарата;
эффективность деятельности;
профессионализм работы государственных служащих, соблюдение ими этических стандартов;
приоритет прав человека, т.е. признание и соблюдение этих прав является смыслом и содержанием деятельности государственного аппарата и одновременно служит критерием оценки работы государственных органов;
разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;
равный доступ граждан к государственной службе;
открытость государственной службы, т.е. доступность об-щественному контролю;
принцип разделения властей.
Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы в функционировании государственного аппарата и связаны друг с другом. После перехода бывших социалистических государств в постсоциалистическое состояние важное значение приобрел принцип разделения властей.
Названные принципы
отражают действие наиболее общих для
всего государства закономернос
Вместе с тем собственно организация и деятельность аппарата и механизма государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:
принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов федерации (ст. ст. 71-73, 76 Конституции РФ);
принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;
принцип профессионализма,
который служит ориентиром в кадровом
обеспечении корпуса
принцип бюрократизма
противостоит тенденции бюрократизации
государственного аппарата и содержит
требование обезличенности государственной
работы в сочетании с господством
оптимальных юридических
принцип безусловной ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий.
3. Государственная служба
Успешное функционирование государственного аппарата и его органов обусловливается отлаженностью и профессионализмом деятельности лиц (чиновников), занимающих должности в аппарате и его звеньях. Сама эта деятельность характеризуется сквозь призму категорий «государственная служба» и «государственный служащий».
Во-первых, государственная служба связана с обеспечением полномочий государственных органов, это властно-организационная деятельность. Государственный служащий - непосредственный носитель государственно-властных полномочий, работник государственного органа.
Во-вторых, государственная служба - это область общественного разделения труда, связанная с деятельностью слоя людей в сфере управления. Государственный служащий - профессионально подготовленное лицо, которое непосредственно занимается управленческим трудом.
В-третьих, государственная служба - это решение главных задач и осуществление функций государства и его органов. Государственный служащий в соответствии с должностью делает практическую работу по решению задач и осуществлению функций.
В-четвертых, государственная служба - это деятельность, осуществляемая в режиме юридических ограничений в соответствии с принципом «разрешено только ...». Государственный служащий - это деятель, имеющий специальный правовой статус, действующий исключительно в пределах полномочий.
В-пятых, государственная служба - это возмездная деятельность, оплачиваемая за счет бюджета. Государственный служащий получает за свой труд денежное содержание и иное возмещение.
Государственная
служба - властно-организационная
Государственный служащий РФ это лицо, занимающее должность в государственном органе, обладающее специальным правовым статусом, осуществляющее в установленном порядке деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, получающее за этот труд денежное содержание из средств государственного бюджета.
Государственная служба классифицируется на виды по различным основаниям.
В соответствии с ветвями власти - на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
По предметному критерию - на политическую деятельность, гражданскую государственную службу в аппарате исполнительной власти, на военизированную государственную службу и муниципальную службу.
В зависимости
от правового положения и
Это имеет важное значение в связи с отраслевым статусом граждан, относящихся к категории должностных лиц (п.2 ст. 15 Конституции РФ, Примечание к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Примечание к ст. 285 УК РФ). Статус должностного лица в соответствии с положениями отраслевого законодательства не совпадает со статусом государственного служащего. Так, государственные служащие категории «обеспечивающие специалисты» могут не обладать статусом должностного лица, а по ряду позиций должностные лица не являются государственными служащими.
Учитывая такие
особенности, следует отметить, что
должностное лицо - это гражданин
(постоянно или временно либо в
соответствии со специальными правомочиями),
осуществляющий функции исполнения властных
полномочий либо выполняющий организационно-
4. Органы государства
Механизм государства
состоит из различных элементов,
имеющих специфическое
Орган государства
- это составная часть механизма
государства, имеющая в соответствии
с законом собственную
Орган государства как главный элемент механизма обладает следующими признаками, которые отличают его от негосударственных органов:
а) представляет
собой автономную часть государства,
которая учреждается в
б) наделен властными полномочиями определенного объема и содержания;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять
принуждение в случаях и в
пределах, установленных в
д) действует от имени государства;
е) наделен правами юридического лица, т.е. обладает определенным имуществом, может отвечать этим имуществом по своим обязательствам; вправе от своего имени вступать в имущественные отношения; быть истцом и ответчиком в суде;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Существуют различные критерии для классификации органов государства. Универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т.е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.
По способу создания органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (выборные, представительные органы) или возникают в по-рядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами и наделяются необходимыми полномочиями (исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например органы местного самоуправления не входят в государственную систему.
По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Первые полномочны решать широкий круг вопросов (правительство), органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, обороны, образования, юстиции и т.д.).
По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (парламент, правительство) и единоначальными (президент, уполномоченный по правам человека).
Можно также выделить органы, которые действуют в обычных и чрезвычайных условиях. Последние чаще всего действуют временно. В федеративных государствах различают общефедеральные органы и органы субъектов федерации.
5. Принцип разделение властей
государство аппарат служба власть
Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Однако наибольшая заслуга в теоретиче-ской разработке принципа разделения властей принадлежит Дж. Локку (1632--1704) и Ш. Монтескье (1689--1755).
По теории Дж. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями. Такое разделение необходимо для предотвращения злоупотребления властью. Локк различал три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней он понимал сферу внешней политики, судебную же он не называл в качестве самостоятельной ветви, а включал ее в состав исполнительной. При этом законодательная власть объявлялась верховной.
В учении Ш. Монтескье
теория разделения властей получила
законченный и
Считается, что наиболее последовательное воплощение принцип разделения властей нашел в Конституции США 1787 г. При этом Конституция исходит из трех основных посылок:
сувереном является народ;
ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа;
власть едина, разделяются лишь властные полномочия; единство власти обусловлено единством суверенитета.
Система сдержек и противовесов основывается на следующих началах:
а) все ветви власти имеют различные источники формирования: законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например президент, избирается народом косвенным путем -- посредством выборщиков, судебная, в частности Верховный суд, формируется совместно президентом и верхней палатой парламента -- сенатом;
б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (президент избирается на четыре года, члены палаты представителей (конгрессмены) -- на два года, сенаторы -- на шесть лет, судьи Верховного суда занимают свои посты пожизненно);
в) каждая ветвь власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право вето президента, импичмент в отношении президента и т.д.).
Учение о разделении властей многие годы совершенствовалось, уточнялось, адаптировалось к новым условиям.
В России принцип
разделения властей получил
Далее подробно рассмотрим все три ветви власти.
Законодательная власть осуществляется в любом государстве представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке.
В разных странах
законодательный
В большинстве стран парламент состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата формируется, как правило, путем прямых выборов, и депутаты избираются на определенный срок. В Российской Федерации -- сроком на 4 года, в США палата представителей формируется сроком на 2 года. Существует принцип несовместимости избрания депутатом законодательного органа и работа на государственной службе. Это обеспечивает независимость депутатской деятельности и профессионализм в законотворчестве.
Верхняя палата в разных странах формируется различным путем: в Великобритании места в Палате лордов переходят по наследству, в других странах верхняя палата создается путем назначения (Италия, Индия, Канада, Таиланд), в ряде стран она избирается (США, Бразилия).