Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Содержание

Введение
1. Механизм государства и государственный аппарат
2. Государственный аппарат
3. Государственная служба
4. Органы государства
5. Принцип разделение властей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос орган разделение власти.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

легальный (т.е. на основе закона и в соответствии с законом) порядок образования и действия;

законность  и конституционность;

оптимальность построения и структуры государственного аппарата;

эффективность деятельности;

профессионализм работы государственных служащих, соблюдение ими этических стандартов;

приоритет прав человека, т.е. признание и соблюдение этих прав является смыслом и содержанием деятельности государственного аппарата и одновременно служит критерием оценки работы государственных органов;

разграничение компетенции и сфер ведения между  различными органами;

равный доступ граждан к государственной службе;

открытость  государственной службы, т.е. доступность  об-щественному контролю;

принцип разделения властей.

Все названные  принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы  в функционировании государственного аппарата и связаны друг с другом. После перехода бывших социалистических государств в постсоциалистическое состояние важное значение приобрел принцип разделения властей.

Названные принципы отражают действие наиболее общих для  всего государства закономерностей, действуют во всей сфере государственно-правовой жизни, в том числе имеют определяющее значение для организации и деятельности государственного аппарата.

Вместе с  тем собственно организация и  деятельность аппарата и механизма  государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:

принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов  федерации (ст. ст. 71-73, 76 Конституции  РФ);

принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;

принцип профессионализма, который служит ориентиром в кадровом обеспечении корпуса государственных  служащих, чиновников;

принцип бюрократизма противостоит тенденции бюрократизации государственного аппарата и содержит требование обезличенности государственной  работы в сочетании с господством  оптимальных юридических процедур;

принцип безусловной  ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий.

3. Государственная  служба

Успешное функционирование государственного аппарата и его  органов обусловливается отлаженностью и профессионализмом деятельности лиц (чиновников), занимающих должности в аппарате и его звеньях. Сама эта деятельность характеризуется сквозь призму категорий «государственная служба» и «государственный служащий».

Во-первых, государственная служба связана с обеспечением полномочий государственных органов, это властно-организационная деятельность. Государственный служащий - непосредственный носитель государственно-властных полномочий, работник государственного органа.

Во-вторых, государственная служба - это область общественного разделения труда, связанная с деятельностью слоя людей в сфере управления. Государственный служащий - профессионально подготовленное лицо, которое непосредственно занимается управленческим трудом.

В-третьих, государственная служба - это решение главных задач и осуществление функций государства и его органов. Государственный служащий в соответствии с должностью делает практическую работу по решению задач и осуществлению функций.

В-четвертых, государственная  служба - это деятельность, осуществляемая в режиме юридических ограничений в соответствии с принципом «разрешено только ...». Государственный служащий - это деятель, имеющий специальный правовой статус, действующий исключительно в пределах полномочий.

В-пятых, государственная служба - это возмездная деятельность, оплачиваемая за счет бюджета. Государственный служащий получает за свой труд денежное содержание и иное возмещение.

Государственная служба - властно-организационная деятельность профессионально подготовленных лиц (государственных служащих), занимающих в установленном порядке должности в государственных органах, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов по решению задач и осуществлению функций государства. [9]

Государственный служащий РФ это лицо, занимающее должность в государственном органе, обладающее специальным правовым статусом, осуществляющее в установленном порядке деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, получающее за этот труд денежное содержание из средств государственного бюджета.

Государственная служба классифицируется на виды по различным  основаниям.

В соответствии с ветвями власти - на службу в  органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

По предметному критерию - на политическую деятельность, гражданскую государственную службу в аппарате исполнительной власти, на военизированную государственную службу и муниципальную службу.

В зависимости  от правового положения и характера  труда ст. 9 ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает четырехзвенную систему категорий должностей государственной службы и, соответственно, государственных служащих: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты. [10]

Это имеет важное значение в связи с отраслевым статусом граждан, относящихся к  категории должностных лиц (п.2 ст. 15 Конституции РФ, Примечание к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Примечание к ст. 285 УК РФ). Статус должностного лица в соответствии с положениями отраслевого законодательства не совпадает со статусом государственного служащего. Так, государственные служащие категории «обеспечивающие специалисты» могут не обладать статусом должностного лица, а по ряду позиций должностные лица не являются государственными служащими.

Учитывая такие  особенности, следует отметить, что  должностное лицо - это гражданин (постоянно или временно либо в  соответствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции исполнения властных полномочий либо выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы минимальной возможностью приводить в действие принудительный механизм правообеспечения.

4. Органы государства

Механизм государства  состоит из различных элементов, имеющих специфическое устройство и выполняющих соответствующие функции. Основным элементом данного механизма является орган государства.

Орган государства - это составная часть механизма  государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. [11]

Орган государства  как главный элемент механизма  обладает следующими признаками, которые  отличают его от негосударственных органов:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном  законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);

б) наделен властными  полномочиями определенного объема и содержания;

в) имеет право  издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);

г) вправе применять  принуждение в случаях и в  пределах, установленных в законодательстве;

д) действует  от имени государства;

е) наделен правами юридического лица, т.е. обладает определенным имуществом, может отвечать этим имуществом по своим обязательствам; вправе от своего имени вступать в имущественные отношения; быть истцом и ответчиком в суде;

ж) состоит из государственных служащих, имеющих  особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

Существуют  различные критерии для классификации  органов государства. Универсальной  считается классификация по принципу разделения властей, т.е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.

По способу  создания органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные  органы создаются по установленной  процедуре и получают свои полномочия от избирателей (выборные, представительные органы) или возникают в по-рядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами и наделяются необходимыми полномочиями (исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например органы местного самоуправления не входят в государственную систему.

По широте компетенции  выделяют органы общей и специальной компетенции. Первые полномочны решать широкий круг вопросов (правительство), органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, обороны, образования, юстиции и т.д.).

По способу  решения вопросов органы государства  могут быть коллегиальными (парламент, правительство) и единоначальными (президент, уполномоченный по правам человека).

Можно также  выделить органы, которые действуют  в обычных и чрезвычайных условиях. Последние чаще всего действуют временно. В федеративных государствах различают общефедеральные органы и органы субъектов федерации.

5. Принцип разделение  властей

государство аппарат  служба власть

Разделение  властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Однако наибольшая заслуга в теоретиче-ской разработке принципа разделения властей принадлежит Дж. Локку (1632--1704) и Ш. Монтескье (1689--1755).

По теории Дж. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями. Такое разделение необходимо для предотвращения злоупотребления властью. Локк различал три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней он понимал сферу внешней политики, судебную же он не называл в качестве самостоятельной ветви, а включал ее в состав исполнительной. При этом законодательная власть объявлялась верховной.

В учении Ш. Монтескье  теория разделения властей получила законченный и аргументированный  вид. Ученый полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный. Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: законодательная власть создает законы, исполнительная реализует законы, принятые законодательной властью, судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Законодательная власть играет доминирующую роль, в то время как две другие лишь реализуют законы, и их деятельность имеет подзаконный характер. Ш. Монтескье определил также некоторые гарантии, предохраняющие от узурпации власти и ее концентрации в одних руках. Разделение и взаимное сдерживание властей служит, по мнению Монтескье, главным условием политической свободы в обществе.

Считается, что  наиболее последовательное воплощение принцип разделения властей нашел в Конституции США 1787 г. При этом Конституция исходит из трех основных посылок:

сувереном является народ;

ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа;

власть едина, разделяются лишь властные полномочия; единство власти обусловлено единством суверенитета.

Система сдержек  и противовесов основывается на следующих  началах:

а) все ветви  власти имеют различные источники  формирования: законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например президент, избирается народом косвенным путем -- посредством выборщиков, судебная, в частности Верховный суд, формируется совместно президентом и верхней палатой парламента -- сенатом;

б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (президент избирается на четыре года, члены палаты представителей (конгрессмены) -- на два года, сенаторы -- на шесть лет, судьи Верховного суда занимают свои посты пожизненно);

в) каждая ветвь  власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право вето президента, импичмент в отношении президента и т.д.).

Учение о  разделении властей многие годы совершенствовалось, уточнялось, адаптировалось к новым условиям.

В России принцип  разделения властей получил конституционное  закрепление (ст. 10 Конституции РФ).

Далее подробно рассмотрим все три ветви власти.

Законодательная власть осуществляется в любом государстве  представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке.

В разных странах  законодательный представительный орган имеет разные названия: Федеральное  Собрание, Законодательное, Народное или  Национальное Собрание, Конгресс, Сейм и т.д. Но все эти органы принято обозначать одним термином «парламент». Структура, состав, компетенция парламента регулируются чаще всего конституцией конкретного государства и другими актами конституционного законодательства.

В большинстве  стран парламент состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата формируется, как правило, путем прямых выборов, и депутаты избираются на определенный срок. В Российской Федерации -- сроком на 4 года, в США палата представителей формируется сроком на 2 года. Существует принцип несовместимости избрания депутатом законодательного органа и работа на государственной службе. Это обеспечивает независимость депутатской деятельности и профессионализм в законотворчестве.

Верхняя палата в разных странах формируется  различным путем: в Великобритании места в Палате лордов переходят по наследству, в других странах верхняя палата создается путем назначения (Италия, Индия, Канада, Таиланд), в ряде стран она избирается (США, Бразилия).

Информация о работе Механизм государства