Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:49, курсовая работа
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Введение
1. Механизм государства и государственный аппарат
2. Государственный аппарат
3. Государственная служба
4. Органы государства
5. Принцип разделение властей
Заключение
Список использованных источников
Существуют страны, где создается однопалатный парламент, -- в Сенегале, Алжире, Анголе и др.
В федеративных государствах верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
Функции, выполняемые парламентом, разнообразны, но главная из них законодательная, принятие законов по определенной законодательной процедуре. Эта функция является самой важной и объемной, так как закон в демократически устроенном государстве обладает верховенством и определяет деятельность других ветвей власти -- исполнительной и судебной.
Парламент также осуществляет представительные функции, которые вытекают из его природы как выборного органа народа, призванного выражать общественные интересы.
Парламенту
принадлежит учредительная
Парламент обладает
исключительными бюджетными правами,
только ему принадлежит право
принятия закона о государственном
бюджете. Парламент осуществляет ратификацию
важнейших международных
Важнейшую часть парламентской деятельности составляет контрольная функция, которая выражается в контроле за работой правительства в форме запросов, объявления вотума недоверия, контроля за делегированным законодательством и др.
В некоторых странах парламенту принадлежат судебные полномочия. Например, в Великобритании Судебный комитет палаты лордов выступает высшей судебной инстанцией по гражданским делам. Кроме того, парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями, например решает вопрос об импичменте президенту страны.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции, объединяющие депутатов, принадлежащих к одной партии, избирательному объединению или блоку партий. Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комиссии и комитеты, создаваемые из членов палаты. В настоящее время в Федеральном Собрании РФ в Государственной Думе действуют 27 комитетов, а в Совете Федерации -- 11 комитетов.
Законодательная власть может осуществляться и внепарламентским способом, например путем принятия законов монар-хом (в Катаре, Омане, Саудовской Аравии) или путем референдума.
Следующая ветвь - исполнительная. Главное назначение исполнительной власти -- выполнение законов, реализация их в процессе управления государством. Исполнительная власть представлена разветвленной системой государственных органов, весьма многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.
Органы исполнительной
власти основаны на строгом вертикальном
подчинении: вышестоящие органы вправе
давать нижестоящим органам
В парламентарных
республиках и парламентарных монархиях
исполнительная власть сосредоточена
в правительстве и в
Принято выделять три уровня территориальной организации исполнительной власти: 1) общегосударственная исполнительная власть; 2) исполнительная власть субъекта федерации; 3) исполнительная власть органов местного самоуправления. Кроме того, различают органы исполнительной власти общей компетенции (правительство, президент, губернатор) и отраслевой (министерства, ведомства).
Исполнительной власти присущи следующие особенности:
1. Относительная
самостоятельность и
Универсальность, которая выражается в том, что исполнительная власть функционирует постоянно и на всей территории государства.
Подзаконность: все акты исполнительной власти не могут противоречить законам. Кроме того, возможна проверка в судебном порядке законности действий и актов органов исполнительной власти.
Структурированность, которая проявляется в том, что исполнительная власть действует от имени государства (кроме случаев делегирования государственных полномочий иным органам и организациям), а главным структурным элементом выступает орган государства и его структурные элементы (подразделения).
Организующий характер, т.е. организация сложной системы управления в различных сферах жизни общества, обеспечение определенного правопорядка, охрана его и защита прав и свобод личности.
Право на применение принуждения для выполнения возложенных на исполнительную власть задач, но в формах и пределах, установленных законом.
Право принятия общеобязательных для исполнения нормативных и правоприменительных актов. Например, Правительство РФ вправе принимать постановления и распоряжения, которые издаются по вопросам его компетенции. Эти акты могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, а также могут быть признаны неконституционными Конституци-онным Судом РФ.
Последняя ветвь представлена судебной властью. Судебная власть занимает особое место среди других ветвей государственной власти, так как на нее возложено осуществле-ние правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.
Судебная власть обладает специфической юридической природой, которая проявляется в следующих ее признаках:
а) самостоятельность и независимость, т.е. обладание всей полнотой собственной компетенции, достаточной для осуществления возложенных задач; подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и действующим законам;
б) наделение только ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и др.;
в) осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме, которая обеспечивает невмешательство извне в процесс отправления правосудия, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан;
г) особый правовой статус судей: их несменяемость, судейский иммунитет (неприкосновенность), который является способом защиты профессиональной деятельности судей, специальные нравственные требования к поведению судей;
д) осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства;
е) обладает правом законодательной инициативы, которое принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;
ж) занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям власти, поскольку судебная власть контролирует конституционность (Конституционный Суд РФ) и законность актов, принятых законодательной и исполнительной властью, а также обеспечивает единообразное применение закона;
з) судебная практика служит источником права: судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняют пробелы в действующем законодательстве, их толкования содержат элемент нормативности, а в целом судебная практика оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, систему законодательства и учитывается правотворческими органами при его обновлении.
Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность судебной власти в системе разделения властей, она тесно взаимодействует с другими ветвями власти: с законодательной, поскольку при осуществлении правосудия руководствуется законами, а с исполнительной властью -- при реализации судебных решений. Все они обеспечивают единство функционирования государственной власти, не заменяют и не вытесняют друг друга.
Высокая роль судебной власти в обществе служит показателем самоограничения государства, предоставляющего возможность гражданам использовать суд для защиты своих прав и свобод, в том числе от произвола государства. Эта роль -- показатель демократического развития общества.
Заключение
Подводя итоги, выделим несколько точек зрения на ключевые моменты:
1. Понятие механизм
государства по своему
2. Понятие механизм
государства заменяется
3. Понятие государственный
аппарат включает в себя не
только систему
4. Понятие т
механизм государства може
Они основываются на соотношении понятий механизм государства и государственный аппарат. Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для
выполнения своих функций создает
систему государственных
В широком смысле
государственный аппарат
Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
2) наличие властных
полномочий, в том числе применения
в необходимых случаях
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.
Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Как правило, государственный
орган создается под
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интере-сы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.
Список использованных источников
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для ВУЗов /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: Интерстиль, 2008.
Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / Л.А. Морозова. - М.: Эксмо, 2009.
Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. - Белгород : БелГУ, 2007.
Григорьева И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. - Тамбов : Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. -- М. : Маркет ДС, 2007.
Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. теория государства и права: Учебное пособие. - М.: ЕАОИ, 2007.
Шевчук Д.А. Теория государства и права : Конспект лекций. - Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник / Алексеев С.С. -- М.: Велби, Проспект, 2008.
Бошно С.В. Теория государства и права: Учебное пособие / С.В. Бошно -- М.:Эксмо, 2007.
Ильин И.А. Теория права и государства: Курс лекций. -- М.: Зерцало, 2007.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие / Т.В. Кашанина-- М.: Высшая школа, 2008