Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 13:19, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
А так же и потому, что современный государственный механизм в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов и учреждений государственного механизма в управлении государством, конкретизации и разделении их полномочий.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………...…3
Глава I. Понятие механизма государства и его признаки…………...…………………………………………………………...5
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства………...…..5
1.2. Признаки механизма государства……………………………………...……6
Глава II. Структура механизма государства……...……...........10
2.1. Органы законодательной власти……………………………...……………12
2.2. Органы исполнительной власти………………………………...………….13
2.3. Судебная власть…………………………………………………………......15
Заключение……………………………...…………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Реф. механизм государства.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Структура механизма государства включает в себя:

1) Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.д.);

2) Государственные организации – это такие подразделения государственного механизма (его «вещественные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, органы охраны  правопорядка, пенитенциарные органы и другие.);

3) Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, телеграфы, научно-исследовательские институты, ВУЗы, школы, театры и другие);

4) Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые так же не обладают властными полномочиями (за исключением их администрации), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и прочих.);

5) Государственные служащие (чиновники) – лица, специально занимающиеся управлением.

Как уже было сказано выше, все структурные части государственного механизма создаются на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную власть.

2.1. Органы законодательной власти

Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым термином «парламент» (от французского  parler – говорить). В Канаде, Индии, Италии, Англии термин «парламент» является именем собственным законодательного органа, в других странах он называется иначе, например, Федеральное собрание  в России, Австрии; Конгресс в США; Генеральные кортесы в Испании, Генеральные штаты в Нидерландах; Кнессет в Израиле и так далее. Расцвет парламентаризма приходится на первые этапы развития буржуазного государства. Именно в это время утвердился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотума) доверия и недоверия и т.д. Все это получило выражение в обобщенном принципе парламентаризма. В демократических странах парламент выражает интересы различных  политических сил, является местом поиска компромиссов.

Парламенты в большинстве стран мира имеют двухпалатную структуру и состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит противовесом нижней, «фильтром» на пути принятия важнейших государственных решений. Членов нижней палаты, как правило, именуют депутатами, а верхней палаты – сенаторами.

Общее число членов парламента в различных государствах разное. Самый многочисленный парламент в мире – Всекитайское собрание народных представителей – насчитывает 3000 членов. Обычно палаты парламента состоят из нескольких сотен членов. В США – 100 сенаторов, 435 членов палаты представителей5; в Италии – 315 сенаторов и 630 депутатов6; в России – 172 (на данный момент) члена Совета федерации и 450 депутатов Государственной думы7.

Связь парламентариев с избирателями определяется содержанием и характером мандата (документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, например, депутатский мандат), установленного в том или ином государстве, – императивного или свободного. При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные пожелания избирателей. Императивный мандат означает, что депутат считается юридически ответственным перед теми, кто его избрал и, если избиратели полагают, что депутат плохо выполняет их поручения, они могут досрочно отозвать его.

В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.

2.2. Органы исполнительной власти

Самой крупной структурной частью любого государственного механизма являются органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти. Численность ее служащих (чиновников) во много раз превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.

Она предназначена для исполнения законов, принятых законодательной   ветвью власти, ей предоставлено право активных действий, а так же право принятия подзаконных нормативных актов. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные государственные органы и должностные лица.   

  Собирательное название органов исполнительной власти – правительство, оно также в различных государствах имеет различное название (наиболее распространенные – кабинет министров или совет министров). Например, в Финляндии – Государственный совет, а в Швейцарии – Федеральный совет.

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент, премьер-министр – глава правительства, в зависимости от типа и формы государственного правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом или коллегией выборщиков, как в США; или парламентом, или иными органами. Члены правительства назначаются монархом, президентом или избираются парламентом. Существуют также государства, где в формировании правительства участвуют и президент (монарх), и парламент.

Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной, самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти относительна, а не абсолютна. В силу своего статуса глава государства как раз и призван обеспечить согласованное функционирование этих органов в интересах решения общегосударственных задач. Глава государства обеспечивает необходимую координацию деятельности органов различных ветвей власти.

В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Эти органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и другие) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях нередко функционируют и избранные населением региона.

Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и  судебных органов с многочисленным кадровым составом, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру.

2.3. Судебная власть

Органы правосудия образуют сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных судов. Особое место в этой системе занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством государства. А в странах, в которых судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.

Судебная власть принадлежит суду, а не судебным учреждениям, которые во многих странах включают в себя помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров.

Основными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, но в действительности закон устанавливает предельный возраст пребывания судьи в должности. В Англии – 72 года, высших судов – 75 лет; в Японии – 65 лет; в России – 70 лет; в других государствах возрастной ценз варьируется в пределах 65 –70 лет.

К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется большое количество других требований, в том числе и возрастные. Например, в России судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции – 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»8. «Судьи независимы и подчиняются только закону»9.

Рассмотрение дел в судебном заседании осуществляется на основе ряда принципов, признанных в законодательстве многих стран мира, а так же международных актах, относящихся к защите прав человека. Такими принципами являются:

1) Независимость суда и подчинение его только закону.

2) Свобода допуска к правосудию. Этот принцип означает, что любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов, причем какие-либо ограничения тут  не допускаются.

3) Коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично.

4) Возможность обжалования судебного решения в другой суд.

5) Ответственность государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба, нанесенного потерпевшему).

6) Язык судопроизводства.

Результатом судебного процесса является судебное решение, в котором государственная власть находит наиболее полное выражение.  

Заключение

 
            Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (государственный аппарат), учреждений и должностных лиц, которые в совокупности образуют государственный механизм. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией.

Органы государства так же обладают характерными признаками, которые позволяют отличать их от других органов. Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство, а так же и процесс усложнения общественных отношений.  
            Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и других.              Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «запрещено все, что не разрешено законом». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Нормативные акты:

 

 

1.1  Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2009.

1.2 Основной закон Федеративной  Республики Германии // Федеративная  Республика Германия. Конституция  и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991

 

    1. Учебная и научная литература:

 

2.1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.

2.2 Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003

Информация о работе Механизм государства