Механизм государства: понятие, признаки, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы было познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения механизма государства, определение понятия, описание его главных признаков, выведение структуры и ее основных частей.
Задачи, которые я поставила перед началом работы, были следующие:
1) Дать определение понятиям «Механизм государства», «Государственный аппарат», «Государственный орган» и т.д.
2) Рассмотреть структуру и признаки механизма государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………....4
1.Понятие и признаки механизма государства…………………………………………………..6
2.Структура механизма государства……………………………………………………………..9
3.Соотношение понятий механизм государства и аппарат государства……………………..21
Заключение…………………………………………………………………………………….…26
Список литературы…………………………………………………………………………........28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВАЯ ВЕРСИЯ для публ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Байтин М.И. в своей статье «Механизм  современного Российского государства» структуру государственного механизма  разделяет следующим образом:

  1. Президент РФ.

По Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно Конституции РФ, Президент  РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 13

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ.

  1. Органы представительной и законодательной власти.

Представительным и законодательным  постоянно действующим органом  Российской Федерации является Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание РФ, состоящее  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых – издание федеральных законов.

Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется  право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента.

  1. Органы исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной  собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

е) осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные  на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка.

Судебная власть – одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. 14

Поговорим о Конституционном, Верховном и Арбитражном судах подробнее.

Конституционный Суд  РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

И наконец, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В наше время, проводимая в стране судебная реформа призвана, прежде всего, решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура имеет статус важнейшего независимого органа правоохраны и обеспечения законности в стране. Она осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов и иные функции, в том числе уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 15

Также среди  государственных органов можно выделить такие органы, которые стоят на страже законности и правопорядка. К ним относятся Министерство внутренних дел РФ, включая милицию, внутренние войска и другие его структуры, Федеральная служба безопасности РФ, Государственный таможенный Комитет РФ, Департамент налоговой полиции РФ, а также соответствующие подконтрольные им органы в субъектах Федерации. Соответственно их принято именовать правоохранительными органами.

  1. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Как установлено федеральным Законом «Об обороне», Вооруженные Силы РФ – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

На основе всего сказанного, можно  сделать вывод, что механизм государства, как и всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно.

 

 

 

3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И АППАРАТ ГОСУДАРСТВА

 

 

Начиная изучение данного вопроса, я рассмотрела большое количество материала - статьи, книги, Интернет, что позволило мне вывести основные, чаще всего встречающиеся положения, касающиеся соотношений таких понятий как «механизм государства» и «аппарат государства».

Следует отметить, что понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административного права.

Впервые попытка разграничить понятие  «механизм государства» и  «государственный аппарат» была предпринята Ю.М. Козловым. Он исходил из того, что общественные организации играют немаловажную роль в управлении государством и поэтому они являются частью механизма государства, что же касается государственного аппарата, то эта категория значительно уже, ибо включает только государственные образования, а профсоюзы – это организации общественные.

Основные сложности в определении данных понятий связаны с отсутствием единого обозначения термина «государство».

Многие авторы подходят к рассуждению о государстве, уделяя особое внимание основным признакам и особенностям, которые отличают государственную организацию от догосударственной (совокупность этих признаки называют политико-юридической характеристикой государства).

Например, М.Н.Марченко к этим признакам относит:

1) наличие выделенного из общества  аппарата власти;

2) наличие, наряду с аппаратом  власти и управления, аппарата  принуждения в виде армии, полиции,  разведки, а также в виде всякого  рода принудительных учреждений;

3) разделение населения по территориальным  единицам (территориальная организация);

4)  государственный суверенитет;

5) наличие государственной казны; 

6) наличие аппарата взимания  налогов. Основными признаками  можно считать  также  наличие государственной символики, праздников, памятных дат и т.п.16

Современное понимание термина «государство», не является однозначно определяемым. Оно зависит как от того в каком  контексте рассматривается (философский, научный, исторический и  прочие  аспекты) то или иное государство, так и от самого рассматриваемого  государства. 

«Механизм государства» с «традиционной» точки зрения рассматривается как система государственных организаций (органов, учреждений), которые реализуют функции государства.

Данный вопрос волновал и кандидата юридических наук И.А. Коваленко, который выделял пять точек зрения на изучаемое явление:

1.     Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» не тождественны. Под государственным аппаратом понимается единая, стройная система органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственных функций и обладающих для этого материальными средствами. В то время как первичной единицей механизма государства является государственный орган, а его основную (материальную) часть составляют государственные предприятия и государственные учреждения. В механизм государства, помимо государственных органов, должны быть включены государственные учреждения и иные организации, осуществляющие «практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции государства.

2.     Понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». В механизм государства входит государственный аппарат (система государственных органов), а так же государственные предприятия и учреждения.

3.     Понятие «механизм государства» может быть тождественно понятию «государственный аппарат» только в том случае, если понятие «государственный аппарат» понимается в широком смысле слова как  система всех организаций, составляющих вместе с органами государства единое целое.

4.     Понятие «государственный аппарат может включать в себя не только систему государственных органов, но и совокупность государственных чиновников, работающих в этих органах.

5.     Приверженцы пятой точки зрения (Лазарев В.В. и др.)  предлагают рассматривать понятие «механизм государства» двояко, в статике и динамике. Причем, механизм государства в статике, т.е. «совокупность органов, осуществляющих управление обществом» предлагается именовать «государственным механизмом», а механизм государства в динамике,  т.е. «… совокупность… средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости, предлагается называть «механизмом функционирования государства».17 С таким пониманием рассматриваемого явления фактически совпадают позиции Э.П. Григониса и В.В. Гибова.18

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции  определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать  механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей.

Информация о работе Механизм государства: понятие, признаки, структура