Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

         Изменяются не только количественные характеристики мировой казахской диаспоры, но и ее качественный состав.  Это подтверждается сохранившейся тенденцией  дальнейших перемещений этнических казахов по развитым странам мира, что характеризует их высокую подвижность (мобильность) и привычность к «кочевой» жизни. В то же время  в условиях глобализаций, судя по наблюдениям автора, возвращение оралманов на  историческую родину еще не означает, что они  останутся здесь навсегда,  поскольку есть   случаи (хотя редкие) возвращение отдельных  этнических казахов в страну, откуда они прибыли в Казахстан, а иногда и  эмиграции в другие страны мира. Поэтому механизм  интеграции оралманов в Казахстане нуждается в особом внимании со стороны государства и должна опираться на научно обоснованные выводы и рекомендации, что и является целью нашего исследования.

        Возвращение в республику казахов в значительных масштабах характерно именно для современного этапа, поэтому решение  проблемы интеграции оралманов в казахстанское общество не терпит отлагательств. Согласно данным переписи 1999г., на  территории  Республики  Казахстан проживало  всего 7,9 млн. казахов  или 53,4 %  всего населения [26], а на 1 января 2005 года численность казахов составила 8725 тыс. человек или 57,8 %, [27], на 11 июня  2006 года составила 9000, 034 тыс. человек, что составляет 58,8 %  [28]. С каждым годом растет количество казахов,  мечтающих вернуться на свою историческую родину.  Миллионы казахов все еще остаются рассеянными в соседних странах Центральной Азии, а также в Китае, Монголии, Афганистане, Пакистане, России и Турции.

        При определении понятия «оралман» и  места реального оралмана в системе миграции следует обратить внимание на еще одно немаловажное обстоятельство. На примере казахской диаспоры можно наблюдать сохранение этнической идентичности при постоянном месте жительстве  в иноэтнической  среде, а не ассимиляцию с другими народами, хотя этническая самоидентификация  казаха становится более проблематичной особенно для  молодого поколения  казахской диаспоры в дальнем зарубежье.

        Приток этнических казахов вызван в основном следующими обстоятельствами: желанием  сохранить свою национальную идентичность из-за боязни ассимиляции с коренными  или другими этносами; следствиями военных конфликтов; желанием вернуться на историческую родину; а также рядом причин: экономического, социального, психологического, военного,  характера,  воссоединение с родными и близкими родственниками, желанием  большей самореализации как личности,  политические  мотивы,   религиозные  взгляды  и т.д.

      С прибытием этнических казахов прогнозируется увеличение численности населения, который является одним из стратегических направлений  политики казахстанского государства, что отражено в программе развития «Казахстан: 2030». В качестве результата возврата этнических казахов на историческую родину рассматриваются «увеличение численности и естественного прироста населения, оздоровление демографической ситуации в стране» [29]. В данной стратегической концепции отмечается, что иммиграция этнических казахов из-за рубежа будет способствовать как росту населения, так и  увеличению доли коренного населения в общей численности населения.

        Таковы  общие тенденции казахских диаспор за рубежом и динамика численности этнических казахов в Республике Казахстан.

       Теперь перейдем к анализу непосредственно понятийно-категориального аппарата предмета данного диссертационного исследования. В мировой и отечественной научной литературе, а также в законодательно-нормативных актах различных стран миграционные процессы описываются более или менее устоявшейся системой терминов, понятий и категорий, а именно: миграция, иммиграция, эмиграция, репатриация,  мигранты, беженцы, иммигранты, репатрианты, эмигранты, квота иммиграции. В связи с приобретением суверенитета Республики Казахстан  в научный оборот и законодательно-нормативный лексикон вошел ряд новых фундаментальных понятий как  «диаспора», «казахская диаспора», «оралман»,  «квота иммиграции оралманов», «центр временного размещения оралманов», «льготы (компенсации и другие виды адресной помощи) оралманам», «уполномоченный орган по вопросам миграции населения - УО».  В рамках данного диссертационного исследования стержневым понятием (в будущем фундаментальной категорией) выступает безусловно понятие  «оралман». При этом мы рассматриваем понятие «оралман» в неразрывной связке с другим,  вводимым нами впервые в научный оборот, новым, не менее фундаментальным,  понятием «диаспориант» (представитель казахской диаспоры  зарубежом).  Проблемой  той или иной этнической диаспоры, а следовательно, и диаспориантов занимается  как ранее отмечалось такая относительно новая область научного исследования как «Диаспорология». По нашему глубокому убеждению, всем сектором проблем иммигрантов-оралманов  должна заниматься  такая  совершенно новая, предлагаемая нами, специализированная научная область или дисциплина как «Оралманология» или «Оралмантану» (производные от них -«Оралмановедение», «Оралманистика», «Оралманография» - география оралманов, «Оралманомика» – экономика оралманов,  «Оралманоправо» и т.д.).      

        Исходя из целей и задач данной диссертационной работы  систему  понятий и категорий выстраиваем  в следующей  логической цепи:

       Миграция – переселение, перемещение населения;  как внутри страны, так и между странами.

      Иммиграция – въезд иностранцев или лиц без гражданства  в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.

       Иммигрант – иностранцы или лица без  гражданства,  прибывшие  в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.

     Репатриация - добровольное и вынужденное  возвращение  граждан  Республику Казахстан на свою родину.

     Репатриант (репатрианты) -  бывший гражданин Республики Казахстан добровольно и вынужденно  возвратившийся на свою  родину.

   Оралман (оралманы) – это иностранец или лицо без гражданства казахской национальности, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан  за ее пределами  и прибывший  в Казахстан с целью постоянного проживания.

    Беженец (беженцы) -  иностранец,  который в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по политическим убеждениям, признаку расы,  вероисповедания,  гражданства,  национальности, принадлежности к определенной  социальной группе, вынужден находиться  вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться  защитой своей страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений, или  лицо без гражданства, находящийся  вне страны своего прежнего обычного местожительства, который  не может  или не желает  вернуться  в нее вследствие  этих опасений [30].

     Данный вид феномена «беженец» мы называем «политическим беженцем», так как  в его основе лежат в общем и целом   политические факторы. Следует различать от него другой вид феномена беженца, которого можно назвать   «экономическим беженцем» в основе которого лежат собственно природные и социально-экономические факторы (стихийные бедствия, засуха, бедность, голод, нищета). Следует также выделить особый вид феномена беженца, который можно назвать «беженец от правосудия» (т.е. «правосудный беженец» или еще точнее «беглец от правосудия» за совершенные уголовные преступления, преследуемые законодательным правом).

      Такая классификация беженца важна потому, что  среди не только иммигрантов  вообще, репатриантов в частности, и собственно оралманов в особенности в принципе могут быть вышеназванные различные  типы беженцев, а следовательно,  как и общественная,  так  и государственно-правовая их оценка и  подходы к решению  их проблем  могут быть также  в принципе относительно различными.

      В свою очередь, от базового понятия  «иммигрант»  мы выводим   (одновременно вводим в научный оборот) ряд производных понятий,  а именно:   «иммигрант-репатриант», «иммигрант-оралман», «репатриант-оралман», «иммигрант-беженец», «иммигрант-беглец». «оралман-беженец», «оралман-беглец». Хотя отметим, что с введением понятия  «репатриант-оралман» может возникнуть сложности. Дело в том, что согласно закона  РК «О миграции населения» репатриантом считается  бывший гражданин  Республики Казахстан, а  следовательно,  выехавший за его пределы после приобретения ею суверенитета и добровольно или вынужденно возвращающийся на свою родину, тогда как статус оралмана  распространяется на лица казахской национальности, проживавшие зарубежом до момента приобретения суверенитета Республикой Казахстан. В отдельных исключительных случаях,  статус оралмана может быть распространен  к определенной части репатриантов, о чем более подробно опишем в следующих главах, чем и объясняется необходимость (хотя бы предположительной форме) введения понятия  «репатриант-оралман».  В целом из  приведенного выше понятийного ряда  для становящейся области научного исследования, которую мы назвали «Оралманологией» – «Оралмантану» фундаментальной категорией  может служить  лишь понятие  «оралман», тогда как  остальные понятия могут в одном случае иметь статус базового, а в другом – производного понятия.

         Таким образом, понятийно-категориальный аппарат  данного диссертационного исследования наглядно можно представить следующим образом:  (рисунок 2).

         Теперь  мы должны более четко очертить  предметное  поле нашего исследования. Для этого мы  методом факторного  анализа выявим систему причин (мотивации), вызывающих феномен оралмана. Исходя из этого методологического подхода, все существующие причинно-следственные связи феномена оралманов можно  свести к  четырем основным «оралманообразующим»  причинам (мотивам), где можно и «напасть» на предметную специфику данного диссертационного исследования.

        Итак, в первую группу «оралманообразующих»  причин (мотивов) можно  отнести  причинный ряд   собственно этнонационального  характера, которого  можно назвать «фактором ностальгии по родине», буквально тоска по родине   т.е. по ее этнонациональному  менталитету, взятому в широком смысле слова. Во вторую группу  причинной  обусловленности  феномена оралманов можно  отнести  причины (мотивы) институционально-политического характера (политический и правовой статус бывших оралманов,  их вероисповедание, военные события и безопасность и др.), т.е. так называемый «фактор гражданства». В третью группу причинной обусловленности   феномена    оралманов  можно отнести причины собственно социально  -  экономического     характера     (условия       хозяйствования       и  предпринимательской деятельности, уровень доходов и благосостояния, доступность к образованию, здравоохранению и система социальной защиты и т.д.), т.е. «фактор социально-экономического положения». В четвертую группу причинной  обусловленности  феномена оралманов можно отнести  мотивацию     самореализации оралманов на родине, т.е.  «фактор патриотизма».

         

                           Рисунок 2 - Понятийно-категориальный аппарат

        Из перечисленных четырех основных аспектов (факторов) феномена оралманов в данной диссертационной работе будет рассматриваться, главным образом, третий аспект, т.е.  собственно социально-экономический статус оралманов и  проблемы их экономической интеграции в казахстанское общество.

          Таким  образом, выяснение сущности понятия  «Оралман» в системе  миграционных  процессов, позволяет говорить об  усилении этих процессов в  независимом Казахстане. Массовое  возвращение на историческую  родину этнических казахов привело  к появлению понятия  «оралман» и потребовало от государства определить систему целей, задач и механизмов по регулированию иммиграции в целом и в ее рамках  совершенствования механизма  как общей, так и экономической интеграции оралманов в казахстанское общество. Проведенный выше  анализ  позволяет  сделать нам некоторые обобщения и выводы.

Оралманы – это этнические казахи, бывшие диаспорианты, по различным обстоятельствам постоянно проживавшие за пределами Республики Казахстан на момент приобретению им  независимости и иммигрировавшие  из других государств с целью возвращения на историческую родину для постоянного проживания. Оралманы имеют гражданско-правовой статус, который определен законодательством Республики Казахстан. Оралманы являются основным объектом современной демографической политики и занимают центральное место в миграционной политике Казахстана, выступают главным объектом  государственного регулирования в современной миграционной политике страны.  Понятие «оралман» заключается в том, что они сохранили этническую идентичность, бытовые традиции, язык и множество национальных ценностей,  несмотря на то, что расселены по всему миру. Казахская диаспора реально составляет большой потенциал народонаселения, который позволит увеличить численность граждан республики и значительно повысить численность населения коренной национальности.  Отсюда на наш взгляд, феномен оралманов  должна стать центральным звеном не только в демографической политике, но и всей национальной, а в ее рамках и социально-экономической политики казахстанского государства на современном этапе, а также  в обозримой и далекой перспективе.

Рассмотрение и  решение существующих организационно-экономических и социально-экономических проблем  оралманов, совершенствования механизма их экономической интеграции  в казахстанское общество предполагает предварительный специальный анализ  институционально-правовых основ закрепления иммигрантов-оралманов в нашей стране к чему  и логически переходим.

 

 1.2 Институциональные  основы экономической  интеграции 

    оралманов

    Миграционная политика в целом, а в ее рамках политика относительно оралманов является составной частью государственной внешней и  внутренней  политики  Казахстана. В перспективе  же она должна стать целостной одной из приоритетных областей национальной политики РК. Миграционная политика Республики Казахстан основана на Конституции Республики Казахстан; общепризнанные принципы и нормы международного права;  международные договора;  законы  и  иные нормативно-правовые акты Республики Казахстан, собственно государственной политики, общественного согласия и четкого (индивидуального) интереса. Основные положения этих документов позже в изветной мере нашли отражение в Концепции миграционной политики РК, которая учитывает отечественный и зарубежный опыт регулирования миграционных процессов [31].      Субъектами  и инструментами миграционной политики являются центральные и местные исполнительные органы государства, а их партнерами по реализации миграционной политики призваны стать НПО и общественные объединения.  В рамках данного параграфа институционально-правовые основы регулирования иммиграции оралманов в рамках общих миграционных процессов, подробно рассмотрим, прежде всего, с позиции эволюции формирования самих этих основ в виде  конкретных институтов и их деятельности.

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество