Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
Министерство финансов РК занимается проблемами финансового обеспечения миграционной политики, и в том числе оралманов. В ведении Министерства внутренних дел РК находится оформление документов по предоставлению гражданства РК иммигрантам, в том числе оралманам и их регистрацией по постоянному месту жительства. Министерство обороны РК предоставляет отсрочки либо освобождает от воинской службы оралманов на объективных (законных) основаниях. Министерство образования и науки РК регулирует вопросы образования, в том числе устанавливает квоты приема оралманов при поступлении на учебные заведения.
В целом миграционные процессы в мире целенаправленно изучаются, исследуются и отчасти регулируются Международной организацией по миграции (МОМ), Миссии которой имеются в ряде стран СНГ, в частности в России и Казахстане. Определенную роль в этом нашей республике сыграло создание в 1995 году Ассамблеи народов Казахстана, инициированное Главой государства [41]. Сегодня этот общественно-государственный институт прочно занял свою нишу в политической системе страны и оказывает существенное влияние на регулирование не только миграции, но и демографической ситуации в целом, развитие культуры и социально-экономических достижений. Новые задачи, стоящие перед этим важным общественным институтом были высказаны Президентом страны на юбилейном заседании Ассамблеи в октябре 2006 года.
Таков круг основных институтов, отвечающих за регулирование как миграционных процессов в целом, так и процессов, связанных с феноменом оралманов (рисунок 3).
Примечание - Составлено автором
Рисунок 3 - Основные институты, регулирующие миграционные процессы, в том числе феномена оралманов
Общий анализ их деятельности в рамках предмета нашего исследования позволит сделать несколько выводов:
а) не все эти
институты наладили тесную
б) отношения вышеуказанных казахстанских институтов между собой по вопросам оралманов также не систематизированы, порой роль некоторых министерств и ведомств по вопросам оралманов все еще не определены (например, Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство индустрии и торговли, Министерство туризма и спорта и т.д.);
в) все еще остается слабой законодательно-нормативная основа интеграции иммигрантов-оралманов.
Рассмотрение круга проблем и обоснование мер по совершенствованию институциональных основ развития механизма экономической интеграции оралманов будут осуществлены нами в третьей главе.
Основными направлениями по интеграции оралманов на новом месте в деятельности названных министерств и других государственных структур по реализации миграционной политики, определенными для переходного этапа, в соответствии с их функциями, являются: создание оралманам необходимых условий и оказание помощи в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод; разработка и осуществление мероприятий по социальной поддержке, создание системы, позволяющей возвращать и реинвестировать затраченные на обустройство бюджетные средства, содействие в трудоустройстве и переподготовке безработных, поощрение предпринимательской инициативы, обеспечение реального доступа к системе социальной зашиты.
Наиболее эффективное увязывание программ помощи оралманам с программами социально-экономического развития на уровне регионов подразумевает следующие действия:
1.Учет интересов местного населения. Нельзя допускать возникновения недовольства среди местного населения при оказании помощи оралманам, развитии инфраструктуры в районах их компактного расселения. При этом важно учитывать этническую, культурную, языковую и конфессиональную дистанции между прибывшими мигрантами и местным населением; приемлемый для местных исполнительных органов и оралманов выбор места жительства, информирование населения о проблемах адаптации и интеграции оралманов с широким использованием средств массовой информации.
2. Предупреждение потоков вынужденной и неорганизованной иммиграции оралманов и предотвращение негативных последствий, вызываемых
ею. Важнейшим направлением предупреждения стихийной миграции из других государств является всесторонний учет потоков миграции, совершенствование законодательной базы и изучение социально-экономического положения соотечественников за рубежом при установлении Республикой Казахстан двусторонних отношений с иностранными государствами. Органы государственного управления призваны содействовать скорейшему заключению и практической реализации двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих процессы переселения граждан и защиту их прав. Центральные и местные исполнительные органы Казахстана взяли на себя обязанность оказывать услуги в получении этническими казахами, проживающими в странах СНГ и дальнего зарубежья, объективной информации об условиях переезда, получения статуса оралмана и проживания в Республике Казахстан, хотя в этом вопросе есть ряд проблем, решение которых способствует облегчению процесса переезда и адаптации оралманов на историческую родину, о чем более подробно пойдет речь в третьей главе.
В упомянутой Концепции и Программе миграционной политики РК отражены и аспекты решения новых для Казахстана проблем, связанных с наплывом иммигрантов, в первую очередь, незаконных. Они требуют скоординированных усилий государственных органов в пределах своей компетенции каждого из них. Незаконные иммигранты, прибывающие в Казахстан и находящиеся на его территории, как ни парадоксально, более мобильны и подготовлены к действиям по достижению своих целей, что отчасти, объясняется на наш взгляд, тем, что они находят реальную помощь со стороны своих диаспор и общин.
По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), только в Астане каждый пятый мигрант находится незаконно. Как правило, эти люди заняты на самых тяжелых работах и проживают в дачных массивах. Но эта ситуация касается сегодня не только тех, кто незаконно находится на территории республики. В таких же условиях живут и работают многие выходцы из провинции республики и отчасти семьи оралманов. Казахстанский исследователь Татибеков Б.Л. приводит такой на первый взгляд нестандартный пример Душанбек Шаршенов вернулся на родину из Кыргызстана. В декабре 2004 года подал документы в комиссию при столичном управлении миграционной полиции. Статус оралмана получил он сам только в сентябре 2005 года. Но получить статус оралмана остальным членам семьи оказалось сложнее. Дело в том, что комиссия отказала его супруге, потому как она... киргизка, а снохе – потому как она... метиска, у нее в родне были узбеки и немцы. Между тем, согласно статье 27 закона «О миграции» родственниками «на равных основаниях» признаются все перечисленные члены семьи и согласно статьи 28 им предоставляются такие же права и льготы, который имеет оралман. Они обратились в администрацию Президента и Генпрокуратуру. Через некоторое время в миграционном управлении согласились признать ее и детей оралманами со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее содержание вышеуказанных статей противоречит самому определению «оралман», (оралманы) данному в статье 1 закона «О миграции»: «оралманы – иностранцы или лица без гражданства казахской национальности (выделено нами), постоянно проживающие на момент приобретения суверенитета Республики Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания». Однако сегодня эта статья закона поставила многих особенно из выходцев из стран СНГ в весьма затруднительное положение, поскольку чаще всего в Казахстан стали ехать семьи, у которых смешанный брак. Это одна из причин, по которой в стране сейчас находится большое число нелегальных иммигрантов, в том числе переселившихся сверх квоты оралманов. Количество подпольных мигрантов из разных стран в нашей республике почти не поддается объективному подсчету. Вышеуказанное противоречие в законе «о миграции»
По нашему мнению можно решить двояким путем: либо внесением изменении и дополнений в само определение «оралман» (статья 1) с выделением оралмана как такового, т.е. оралмана собственно казахской национальности (условно «чистый оралман») и «лиц приравненных оралману», т.е. родственников оралмана (в этой же статье закона). А в статье 27 уже расписаны кто именно составляет родственников оралмана; либо дополнением статьи 29 следующим образом :положение пункта 1 этой статьи: «Государство создает льготные условия для переселения в Республику Казахстан и обеспечивает оралманам» следует дополнить так: «на равных основаниях оралманам и приравненным к ним родственникам».
А вообще, с учетом того, что за рубежом все еще остается большое количество этнических казахов, желающих вернуться на историческую родину, на наш взгляд, есть необходимость разработки и принятия особого закона РК «Об оралманах» прямого действия с целью снятия имеющихся противоречий и разрешению множества проблем институционального, организационного, технологического, управленческого, экономического и социально-психологического характера.
Важным концептуальным положением, отраженным в характеризуемых документах, является требование обеспечение цивилизованной интеграции Казахстана в международный рынок труда, стимулирование возвращения квалифицированных специалистов из числа эмигрантов. Республика Казахстан в рамках ограничений, накладываемых на нее международными договорами, обязуется осуществлять регулирование внешней миграции с целью зашиты своих экономических интересов, включая внутренний рынок труда.
Не менее важной задачей является стимулирование возвращения в Казахстан соотечественников – этнических казахов и их членов семьи, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь ученых, других категорий высококвалифицированных специалистов, предпринимателей - потенциальных инвесторов. При привлечении иностранной рабочей силы РК стремиться руководствоваться своими геополитическими и экономическими интересами, осуществляя первоочередной прием трудящихся мигрантов, являющихся носителями высокой квалификации, ценных и недостаточно представленных на внутреннем рынке.
Следующее важное концептуальное положение миграционной политики - поддержка и развитие конструктивных взаимоотношений с соотечественниками проживающими за рубежом. В перспективе в разных государствах, прежде всего на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, будут существовать достаточно многочисленные диаспоры, связанные с Казахстаном этническими корнями. Центральные и местные исполнительные органы будут проводить политику приоритетного развития взаимовыгодных политических, экономических, культурных связей с указанными государствами и осуществлять комплекс мер по: содействию родственному общению, упрощению процедур пересечения границы и пребывания на территории Казахстана; обеспечению преференций для соотечественников, проживающих в иностранных государствах, перед иными иностранцами в части приоритетного доступа к осуществлению трудовой деятельности и инвестиционных проектов, учебе, получению гражданства и вида на жительство в Республике Казахстан; развитию приграничного сотрудничества, в том числе осуществлению совместных экономических и культурных проектов.
Программные документы четко определяют концептуальные задачи миграционной политики страны в сфере внешней и внутренней политики. В области внешней политики это: выработка и осуществление на межгосударственном уровне двустороннего и многостороннего формата механизмов решения проблем оралманов, беженцев, вынужденных переселенцев; сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств в предотвращении конфликтов и мирном разрешении этнических и региональных проблем; заключение межгосударственных договоров Республикой Казахстан по регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами происхождения мигрантов; гармонизация национальных законодательств по вопросам миграции; присоединение Казахстана к двусторонним и многосторонним соглашениям о правах трудящихся-мигрантов, содействие реализации прав соотечественников на полноправное политическое, социально-экономическое и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и иных связей с Казахстаном; взаимодействие с миграционными службами зарубежных стран, международными негосударственными и гуманитарными организациями в интересах решения миграционных проблем.
В области внутренней политики и социально-экономической сфере это: создание условий для обустройства, развития государственной адресной социальной помощи и поддержки оралманов; согласование приоритетов демографической и миграционной политики с основными направлениями социально-экономических реформ Республики Казахстан; разработка и реализация миграционных программ с учетом приоритетов миграционной политики; включение комплекса мер по обустройству оралманов в состав региональных программ социально-экономического развития; мониторинг социально-экономической ситуации в регионах республики, на рынках труда, жилья и культурно-бытовой сферы; взаимодействие с общественными организациями, оказывающими помощь оралманам; разработка нормативных правовых актов, предусматривающих вопросы контроля за въездом и выездом иностранцев и лиц без гражданства, а также их пребыванием на территории Республики Казахстан.
В сфере законодательства это
- принятие законов Республики
Казахстан и иных
нормативных правовых актов,
касающихся
миграционной политики. В
информационной сфере - формирование и распространение
идей духовного единства, дружбы народов, общественного
и межнационального согласия; распространение знаний об
истории и культуре народов Казахстана; учет национальных
обычаев и традиций мигрантов; содействие
средствам массовой информации в объективном освещении правового и социально-экономического
положения мигрантов; формирование позитивного
общественного мнения; способствующего эффективному
решению миграционных проблем; объективное
информирование населения Республики
Казахстан о специфике психологии мигрантов,
мотивации и проблемах мигрантов, сложностях
их адаптации.
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество