Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа
Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Определение и структура механизма правового регулирования…...6
Глава 2.Эффективность правового регулирования………………………..….15
Глава 3. Методы правового регулирования…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Определение и структура механизма правового регулирования…...6
Глава 2.Эффективность правового регулирования………………………..….15
Глава 3. Методы правового
регулирования…………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Самое главное, то, что механизм
правового регулирования
Для того чтобы общество
было организованным и упорядоченным,
необходимо осуществлять определенное
согласование разнообразных интересов
как отдельного человека, так и
сообщества людей. Это осуществляется
посредством социального
Мы живем в стране,
где право является особым и главным
государственным регулятором общественных
отношений. Опираясь на право, действуя
в соответствии с правом, и не
противореча ему, в условиях цивилизации
достигается такая
Наличие правового регулирования
просто необходимо для обеспечения
и гарантирования в нормативном
порядке свободы в обществе. Правовое
регулирование – это явление,
необходимость которого возникает
из ряда предпосылок, например таких
как, утверждение справедливости, создание
оптимальных условий для преимущественного
действия в обществе экономических
и духовных факторов. Отсутствие же
эффективного механизма правового
регулирования порождает
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Глава 1. Определение и структура механизма
правового регулирования
Правовое регулирование
– это осуществляемая с помощью
системы юридических средств
и приемов деятельность субъектов
права в целях упорядочения общественных
отношений и их прогрессивного развития.
Регулируя поведение, право тем
самым регулирует и те отношения,
в которых находятся субъекты,
обладающие правами и обязанностями.
Правовое регулирование всегда вводит
фактические отношения в
В узком смысле правовое регулирование представляет собой воздействие норм права, других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Правовое регулирование в широком смысле – это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в т.ч. правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативные правовые акты, решения судебных органов).
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество
было организованным и упорядоченным,
необходимо осуществлять определенное
согласование разнообразных интересов
как отдельного человека так и
сообщества людей. Это осуществляется
посредством социального
Вместе с тем проблема правовых средств выступает, прежде всего, как
общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами С.С.
Алексеев понимает институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров.1
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют
отношения людей по обмену ценностями
(как материальными, так и нематериальными).
Здесь наиболее ярко проявляется
возможность и необходимость
правового регулирования
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы, и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах».2
Правовые явления как субстанциональные явления многообразны. В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени институционализации правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает в различном виде в зависимости от уровня, на котором рассматривается юридический инструментарий.
С.С. Алексеев выделяет три таких уровня:
«Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений»4
По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются:
Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов. Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела в работах профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений. В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:
Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
Каждый основной элемент
механизма правового
1. На первой стадии
формулируется общее правило
поведения (модель), которое направлено
на удовлетворение тех или
иных интересов, находящихся в
сфере права и требующих их
справедливого упорядочения. Здесь
не только определяется круг
интересов и соответственно
2. На второй стадии
происходит определение
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.