Механиз правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Определение и структура механизма правового регулирования…...6
Глава 2.Эффективность правового регулирования………………………..….15
Глава 3. Методы правового регулирования…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава  1. Определение  и структура механизма правового регулирования…...6

Глава  2.Эффективность правового регулирования………………………..….15

Глава  3. Методы правового регулирования…………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27 

Введение

 

Особенность правового регулирования  как отдельного вида социального  регулирования заключается в  том, что воздействие на поведение  людей и общественные отношения  осуществляется исключительно при  помощи специальных правовых средств  и методов. Отсюда использование  любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Правовое регулирование  в российском обществе  - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и «упорядочивает» общественные отношения, благодаря чему можно  жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового  регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают  решение использовать предоставленные  им права, вступив в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым  и оправданным  существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов  как отдельного человека, так и  сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия  на поведение людей. В системе  социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому  регулированию. Регулированием можно  назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Мы  живем в стране, где право является особым и главным  государственным  регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации  достигается такая организованность общества, при которой реализуется  демократия, экономическая свобода  личности.

Наличие правового регулирования  просто необходимо для обеспечения  и  гарантирования в нормативном  порядке  свободы в обществе. Правовое регулирование  – это явление, необходимость  которого возникает  из ряда предпосылок, например таких  как, утверждение  справедливости, создание оптимальных  условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового  регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни  и жизни людей.

Определяя актуальность данной темы, следует  выделить, что именно механизм правового  регулирования  является двигателем права, справедливости и законности.

Цели  и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса  о механизме правового  регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
  • исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
  • для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Определение  и структура механизма

правового регулирования

 

Правовое регулирование  – это осуществляемая с помощью  системы юридических средств  и приемов деятельность субъектов  права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем  самым регулирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями. Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства.

В узком смысле правовое регулирование представляет собой  воздействие норм права, других специально-юридических  средств на поведение людей и  на общественные отношения в целях  их упорядочения и прогрессивного развития.

Правовое регулирование  в широком смысле – это разностороннее воздействие на общественные отношения  всех правовых явлений, в т.ч. правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативные правовые акты, решения судебных органов).

Правовое регулирование  – осуществляемое при помощи системы  правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов  как отдельного человека так и  сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия  на поведение людей. Регулирование  может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

Вместе с тем проблема правовых средств выступает, прежде всего, как

общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми  средствами С.С.

Алексеев понимает институциональные  явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит  роль ее активных центров.1

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового  регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным  признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется  возможность и необходимость  правового регулирования имущественных  отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и  все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества  в денежном эквиваленте), обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения.

Вторую группу образуют отношения  по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы, и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения  по обеспечению правопорядка, которые  призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов  управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух указанных сферах».2

Правовые явления как  субстанциональные явления многообразны. В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени институционализации правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает в различном виде в зависимости  от уровня, на котором рассматривается юридический инструментарий.

С.С. Алексеев выделяет три  таких уровня:

  • во-первых, уровень первичных правовых средств – элементов механизма правового регулирования в целом и его важнейших подразделений; это прежде всего, юридические нормы, а также субъективные юридические права и юридические обязанности; тут правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения жизненной проблемы;
  • во-вторых, уровень сложившихся правовых форм, нормативно выраженных обычно в виде институтов – отдельных образований, юридических режимов или комплексов взаимосвязанных правовых образований и режимов, представляющих собой юридически действенные формы решения жизненных проблем (например, договор как способ организации работ и оплаты их результатов);
  • в – третьих, операционный уровень – конкретные юридические средства, находящиеся непосредственно в оперативном распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием  на выращивание и продажу сельскохозяйственной продукции, договор, который в данном случае является способом организации, взаимоотношений между гражданами, проживающими в городах или поселках городского типа, и сельскохозяйственными предприятиями.3

«Механизм правового регулирования  – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений»4

По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются:

  1. установление правового статуса лица;
  2. придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов;
  3. установление моделей правоотношений;
  4. установление мер правовой охраны и юридической ответственности.

Определенный вклад в  разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов. Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела  в работах профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений. В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:

  1. юридические нормы;
  2. правовые отношения;
  3. акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права;5

Можно выделить следующие  основные элементы механизма правового  регулирования:

  1. норма права;
  2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
  3. правоотношение;
  4. акты реализации прав и обязанностей;
  5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового  регулирования могут выступать  акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и  др.

Каждый основной элемент  механизма правового регулирования  предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех  или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому  пять стадий механизма правового  регулирования весьма жестко связаны  с его элементами.

1. На первой стадии  формулируется общее правило  поведения (модель), которое направлено  на удовлетворение тех или  иных интересов, находящихся в  сфере права и требующих их  справедливого упорядочения. Здесь  не только определяется круг  интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление  будет правомерным, но и прогнозируются  препятствия этому процессу, а  также возможные правовые средства  их преодоления (юридические факты,  субъективные права и юридические  обязанности, акты применения  и т.п.). Названная стадия отражается  в таком элементе механизма  правового регулирования, как  нормы права.

2. На второй стадии  происходит определение специальных  условий, при наступлении которых  "включается" действие общих  программ и которые позволяют  перейти от общих правил к  более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого  необходима целая система юридических  фактов (фактический состав), где  один из них должен быть обязательно  решающим. Им выступает правоприменительный  акт, требующийся в самый "последний  момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим  тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются  три других юридических факта. Акт  применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность  и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Информация о работе Механиз правового регулирования