Механиз правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Определение и структура механизма правового регулирования…...6
Глава 2.Эффективность правового регулирования………………………..….15
Глава 3. Методы правового регулирования…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять  нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования  отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический  состав, где функцию решающего  юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Третья стадия - установление  конкретной юридической связи  с весьма определенным разделением  субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвертая стадия - реализация  субъективных прав и юридических  обязанностей, при которой правовое  регулирование достигает своих  целей - позволяет интересу субъекта  удовлетвориться. Акты реализации  субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи  которого права и обязанности  претворяются в жизнь, т.е. осуществляются  в поведении конкретных субъектов.  Эти акты могут выражаться  в трех формах: соблюдении, исполнении  и использовании. Названная стадия  механизма правового регулирования  отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и  обязанностей.

5. Пятая стадия является  факультативной. Она вступает в  действие тогда, когда субъекты  в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.6

Элементами механизма  правового регулирования являются отправные, реально функционирующие  фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права  на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие  элементы механизма правового регулирования:

    • норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
    • юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
    • правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
    • акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
    • охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма  правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и  насколько оптимально подобраны  средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению7.

 

 

 

 

Глава 2. Эффективность правового регулирования

 

Всякая правовая норма  принимается для достижения социально  полезного результата. Иногда эта  цель достигается полностью, иногда достигается лишь отчасти, а иногда устанавливается непредвиденный негативный результат. В связи с этим возникает  проблема определения эффективности  правовых норм и предупреждения возможных  негативных последствий их реализации.

В юридической литературе преобладает мнение о том, что  эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим  результатом ее действия и той  социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.

Целями механизма правового  регулирования являются следующие:

  • Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое  положение, с помощью юридических  и информационно – психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

  • Во – вторых, не менее значительной, целью является совершенствование правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования.

За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения

интересов.

Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных  управленческих методов в одном  механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение  уровня правовой культуры субъектов  права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка.8

Совершенствование правотворчества  нужно создавать с помощью  соответствующих юридических и  информационно-психологических средств  такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую  гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового  регулирования.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.

Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует

своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования  и правоприменения необходимо.

Если нормативная регламентация  призвана обеспечить стабильность и  необходимое единообразие в регулировании  общественных отношений, ввести их в  твердые рамки законности то, правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном  механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От  правильного выбора правовых средств  зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права  в целом. Недооценка, неверный выбор  юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового  регулирования, приводит к сбоям  в реализации права и снижении правового эффекта».9

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально  ориентированных регулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения соблюдает  законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся социальная среда может стимулировать или  блокировать действие предписаний. Поэтому особую значимость для эффективности  нормы имеет качество работы правотворческих  органов, создающих норму и планирующих  ее результативность. Социальная эффективность  напрямую зависит от точности выявления  и учета факторов, отражающих потребность  в правовой регламентации. Для этого  необходимо изучить закономерности развития регулируемого отношения, обобщить передовой опыт их нормирования, учесть сложившуюся на сегодняшний  день социально-экономическую ситуацию и на этой основе определить четкие и реалистичные цели регулятивного  воздействия.

Следует иметь в виду, что для достижения любой социально  значимой цели необходим комплекс как  правовых, так и неправовых (моральных, религиозных, политических и т. д.) средств, среди которых норма права порой имеет второстепенное значение, лишь косвенно влияя на желаемый результат. Кроме того, эффективность правовой нормы реально проявляется лишь в результате ее действия, которое происходит в составе сложного юридического механизма. В этот механизм включаются и обеспечивают его результативность не только другие юридические предписания, но и комплексы иных юридических средств (ведь право оказывает системное, согласованное регулятивное воздействие). При этом используемые средства, образующие своеобразную правовую среду, должны быть достаточны для достижения реальных и четко поставленных целей. В противном случае либо цели не будут достигнуты, либо издержки превысят пользу от реализации нормы. Необходимо установить не только оптимальный комплекс средств, способов и методов такого воздействия, но и обеспечить его должное технико-юридическое оформление и связь с иными нормативными предписаниями, а также выбрать надлежащий уровень и форму юридического документа.

К тому же применяемые средства должны быть адаптированы к своеобразию  регулируемых отношений и особенностям адресата (уровень правосознания, образования, культуры и т. д.). Результативность действия норм во многом зависит и  от характера деятельности правоприменителя, от уровня его профессионализма и относительной независимости при выполнении своего служебного долга.

Причем эффективность  различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания  управомочиваюших норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами, реализуясь в правомерном поведении субъектов.

 

 

 

Глава 3. Методы правового регулирования

 

Под методом правового  регулирования, применяемым в отрасли  права, понимается набор способов и  приемов  регулирования отношений  между  субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая  отрасль права  имеет свой специфический  метод  правового регулирования, который  определяется спецификой общественных отношений и характеризуется  следующими специфическими чертами:

  1. характером положения участников  правоотношения;
  2. особенностью содержания правоотношений;
  3. особенностью состава юридических  фактов;
  4. спецификой  ответственности.

Информация о работе Механиз правового регулирования