Нормативно-правовой акт как основной источник права в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно–властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших немало правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти

Содержание

Введение
Нормативно-правовой акт как основной источник права в РФ.
Статья 302 п. 1 Гражданского кодекса РФ.
Австралийский юрист М. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает».
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. работа по Теории гос. и права.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

  Подзаконные акты министерств и ведомств очень многочисленны и многообразны (приказы, инструкции, постановления, письма, уставы и т.д. ). Спецификой их является то, что их действие распространяется на ограниченную специальную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и другие). Ведомственные подзаконные акты могут издаваться всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры. К ним относятся министерства, государственные комитеты и Федеральные службы (ФСБ, МПС, ФПС), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (инспекции и т.п. ). В подзаконных актах данных органов обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, инструкции Министерства Финансов, Министерства труда, Министерства транспорта и т.д.

  К подзаконным актам относятся и нормативные акты органов государственной представительной власти субъектов Федерации. Они не имеют единого наименования и могут называться законами, решениями и др. пока круг вопросов, по которым могут издаваться подзаконные акты законодательных органов субъектов Федерации довольно узок. Это, прежде всего, вопросы введения и отмены налогов, утверждение бюджета, приватизация имущества. Причём акты такого рода требуют положительного заключения администрации субъекта Федерации. Подзаконные акты субъектов Федерации должны быть доведены до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия и не позднее даты вступления их в силу. Действие данных актов распространяется только на территорию соответствующего субъекта.

  В теории права выделяют ещё один вид подзаконных актов - это акты внутриорганизационных или локальные. Они принимаются различными организациями, учреждениями для регламентации их внутренних вопросов, и действие их распространяется только на членов этих организаций. Они регулируют общественные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий, учреждений, государственных органов, воинских частей (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые и др.). Примером внутриорганизационного подзаконного акта может быть Приказ директора Детской школы искусств «О распределении нагрузки преподавателей». В настоящее время корпоративные (внутриорганизационные) акты стали играть большую роль, так как вмешательство государства в дела предприятий значительно уменьшилось.

  Таким образом, все подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Эффективное регулирование общественных отношений возможно лишь тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Статья 302 п. 1 Гражданского кодекса РФ

  Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

  В статье перечислены  условия, при которых собственник  не вправе истребовать свое  имущество из чужого незаконного владения. Такое ограничение связано с необходимостью обеспечить преимущественную защиту интересов другого участника торгового оборота – добросовестного приобретателя.

  Важно правильно определить, кто является добросовестным  приобретателем. Добросовестное приобретение  в смысле статьи 302 ГК РФ возможно  только тогда, когда имущество  приобретается не непосредственно  у собственника, а у лица, которое  не имело права отчуждать это  имущество. Следовательно, в подобном  споре всегда участвуют как  минимум три лица: 1) собственник; 2) лицо, которое не имело права  отчуждать вещь, но сделало это; 3) добросовестный приобретатель.  Собственник (1) может предъявить виндикационный иск к добросовестному приобретателю. Для того чтобы собственнику в иске было отказано, добросовестный приобретатель должен доказать:

  А) что он не знал  и не должен был знать о  приобретении имущества у третьего  лица, которое не вправе было  его отчуждать;

  Б) что он приобрел  вещь возмездно.

  Применение этих оснований  в отношении недвижимости может  вызвать определенные трудности.  Так, потерять недвижимость в  силу ее естественных свойств  невозможно. Однако похищение недвижимости  по документам, которые были подделаны,  а недвижимость от лица собственника  продана; продажа ее законным  представителем несовершеннолетнего  вопреки интересам последнего; продажа  недвижимости наследниками без  учета прав на наследство других  наследников; продажа руководителем  юридического лица недвижимого  имущества, принадлежащего юридическому  лицу, с превышением полномочий  – все это случаи выбытия  имущества из владения собственника  либо лица, которому собственник  передал недвижимость во владение, помимо их воли. Следовательно,  в этих случаях недвижимость  может быть возвращена собственнику  даже от добросовестного приобретателя. Наличие в действиях собственника воли на передачу имущества другому лицу исключает возможность его истребования от добросовестного приобретателя. В случаях, когда имущество не может быть истребовано, оно поступает в собственность добросовестного приобретателя. Вместе с тем собственник вправе предъявить иск о взыскании убытков с того лица, которому он передал свое имущество во владение.

 

 

«Правовой текст  значит больше для того, кто больше знает»

  Право объективно возникает на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений между людьми и их объединениями, участвующими в производстве, обмене и потреблении материальных благ, для регулирования брачно-семейных и трудовых отношений, управления обществом. Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев, так называемых мононорм, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти. Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, их неразрывное единство. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д.

  Право представляет собой действенный регулятор общественных отношений, средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах.

  Во-первых, оно предоставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений - субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и др.).

  Во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера - регулятивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.).

  В-третьих, запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества - негативные обязанности (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного движения и т.д.).

  Наконец, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм - юридические санкции. В любом случае регулятивный характер права проявляется в установлении, обеспечении и охране существующих в неразрывном единстве прав и обязанностей отдельных лиц, их объединений, государственных органов, хозяйственных подразделений.

  Нормы права принимаются либо санкционируются государством, они не могут возникнуть и существовать без законодательного решения государственной власти. Другие же социальные нормы создаются обществом в целом (обычаи, мораль) либо какой-то его частью (корпоративные, религиозные нормы) без участия властных государственных структур. Право - единая система норм, обязательных для каждого, находящегося на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей, ибо не являются властными, категорическими императивами для всех. Кроме того, юридические нормы формально определены, т.е. формулируются в официальных письменных документах (законы, указы, судебные прецеденты и др.), отличающихся наибольшей степенью четкости, определенности и конкретности по сравнению, например, с моралью, которая состоит в первую очередь из общих принципов поведения.

  Наконец, характерная черта права проявляется в том, что его предписания обеспечиваются принудительной силой государства, применением юридических санкций в случае их нарушения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, разрешения споров и наказания правонарушителей, восстановления нарушенного порядка. Другие же социальные нормы охраняются от нарушений другими средствами. Так, мораль обеспечивается общественным мнением, реакцией коллектива, а также внутренними стимулами - честь, стыд, совесть.

  Принципы права - это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования.

  В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

  Общеправовые принципы - это, во-первых, фундаментальные социальные, этико-правовые начала правового регулирования. К ним относятся: демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства ведущей роли закона среди всех источников права и др. Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений. Например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, недопустимости злоупотребления правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.

  Вот некоторые общеправовые  принципы:

  1. социальная свобода;
  2. справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.;
  3. юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов;
  4. гуманизм, означающий, что Конституция РФ и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство;
  5. демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
  6. единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, это означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность;
  7. федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах;
  8. ответственность за вину; 
  9. законность - система требований общества и государства;
  10. сочетание убеждения и принуждения есть универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.   

  Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

а) содержит юридические  нормы;

б) представляет собой официальный  письменный акт-документ;

в) является результатом  особой деятельности государства, которую  именуют правотворческой.

  Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но, так или иначе, с участием государства и выражением его воли.

  С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:

а) компетентными органами государства;

б) в порядке делегированного  законодательства;

в) в порядке референдума.

  Нормативно-правовые  акты следует отличать от другой  разновидности правовых актов  - индивидуальных юридических, а  главное - от актов применения  права. Их объединяет общая  юридическая природа, и те и  другие содержат государственно-властные  предписания, но у актов применения  эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.

  Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, - хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

Заключение

  В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

  И в то время, когда государство регулирует общественные отношения, правовые нормы - это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон.

Информация о работе Нормативно-правовой акт как основной источник права в РФ