Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

В процессе накопления информации в любой области знаний естественным образом возникает необходимость упорядочивания и классификации накопленного материала с целью оптимизации ее дальнейшего использования, а так же для облегчения процесса пополнения или извлечения устаревших данных. Так происходит везде, в том числе и в юридической науке. На начальном историческом этапе развития наиболее распространенные варианты поведения в сходных ситуациях, не противоречащие моральным устоям большинства людей, в результате многократного повторения и стали прообразом первых правовых норм, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Нормы права, сформированные в различных областях жизни, и стали в своей совокупности зарождением юридической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА………………………….

1.1 Понятие и основные признаки правовых норм…………………………............

1.2 Классификация норм права………………………………………………………

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА, ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ………………..

2.1 Структура нормы права…………………………………………………………..

Понятие и виды элементов норм права………………………………………….
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ…………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ОТП.docx

— 65.66 Кб (Скачать файл)

3) неперсонифицированность — нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;

4) государственно-волевой  характер — нормы права выражают  государственную волю, обусловленную  классовыми, религиозными, общечеловеческими  или другими интересами;

5) установление или санкционирование  государством — нормы права  издаются непосредственно государством  через уполномоченные государственные  органы либо санкционируются  им, т.е. выдается разрешение негосударственным  органам или организациям на  издание норм права;

6) институциональность — изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.);

7) возможность государственного  принуждения — правовые нормы  охраняются государством, в случае  их нарушения могут быть применены  меры государственного принуждения;

Этот процесс – государственное  принуждение - отличает правовую норму  от иных социальных норм, а также  от норм первобытного общества.

8) системность — правовая  норма имеет внутреннюю структуру  и состоит из гипотезы, диспозиции  и санкции;

Признак системности обусловливает  возможность разумной систематизации права, когда для правильного  применения правовых норм становится необходимым построение комплекса  правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная  норма, законы, ее конкретизирующие и  детализирующие (если такие есть), постановления  правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.

9) официальный государственный  регулятор — правовые нормы  в отличие от других социальных  норм непосредственно зависят  от государства, выражают его  волю, официально определяют критерии  законного и незаконного и  влекут юридические последствия.

10) неоднократность (или  многократность) ее действия. Это  означает, что правовая норма  создается для постоянного применения, использования, если иное не  оговаривается в самой норме.  Так, закон о выборах депутатов  парламента рассчитывается не  на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов,  которые последуют и в будущем,  гражданский кодекс - на все имущественные  и иные, связанные с ними отношения,  которые будут иметь место  и т. п.

Обобщая рассмотренные признаки, особенности, качества правовых норм, можно сказать, что норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определённую разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

 

В научной юридической  литературе выделяются и некоторые  другие черты правовых норм, так  или иначе конкретизирующие отмеченные выше, и предлагаются более детальные  их определения.4. Тем не менее, рассмотренные признаки норм права являются общепризнанными.

 

    1. Классификация норм права

 

 

Классификация юридических норм на различные виды осуществляется в зависимости от разных критериев. Она производится, как правило, на основе учёта наиболее существенных характерных особенностей норм. В теории права признаётся, что в качестве оснований классификации целесообразно выбирать признаки, свойственные норме права в целом, а не отдельным её элементам, поскольку одно и то же свойство у разных элементов может быть выражено неодинаково. Таковыми являются различные аспекты содержания и формы правовой нормы, функции, которые на неё возлагаются, а также метод правового регулирования и др.5

 

Существует достаточно много  оснований для классификации  норм права.

В первую очередь их можно  классифицировать в зависимости  от видов общественных отношений, которые  они регулируют, т.е. по предмету правового  регулирования. Как известно, предмет  регулирования является основным критерием  образования отраслей права, поэтому  по данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права – нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые и др.

 

Поскольку в зависимости  от их функциональных особенностей отрасли  права подразделяются на материальные и процессуальные, то можно выделить также нормы материального и процессуального права. Первые непосредственно закрепляют права и обязанности субъектов права, а вторые регулируют порядок разрешения различных дел, т.е. порядок реализации норм материального права.

 

В зависимости от целевого назначения нормы права делятся  на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы права представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции Республики Беларусь, закрепляющий права и обязанности граждан. Охранительные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. Они еще называются нормами процессуального права. Примером могут служить Уголовно-процессуальный или Гражданский процессуальный кодексы.

 

По характеру предписываемых правил поведения нормы права  могут быть обязывающими, уполномочивающими и запрещающими.

Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Примером обязывающей нормы может служить норма, содержащаяся в части 2 статьи 234 ГК Республики Беларусь, в которой предписывается обязанность лиц, обнаруживших клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, передать их в государственную собственность.

Управомочивающие нормы предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, в которых предоставляется соответствующее право. Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в статье 282 ГК Республики Беларусь, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный  иск. Следует иметь ввиду, что нередко норма права, являясь управомочивающей для одних субъектов, может быть обязывающей для других.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определённых действий. Примером запрещающей нормы является норма, изложенная в статье 95 УК Республики Беларусь, которая запрещает присвоение найденного чужого имущества в крупных размерах  устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния.

В соответствии с этим критерием  классификации некоторые авторы выделяют поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются  меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества6. Так, в трудовом, гражданском и других отраслях права имеются нормы, устанавливающие меры поощрения за добросовестный труд.

 

По способу установления правил поведения нормы права делятся на категорические (императивные) и диспозитивные.

Категорические нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор, т. е. содержат властное предписание, от которых не допускается отступление. Например, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни(ст.177 КЗоТ РБ)

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам выбор установленных правил поведения. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, которое содержится в ней.

Некоторые авторы выделяют также  рекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений о рассмотрении определённых вопросов, которым, в случае их рассмотрения, придаётся юридическое значение7.

 

По юридической силе нормы  права делятся на нормы закона и подзаконных актов, причем по этому  признаку возможна дальнейшая, более  детальная классификация. В зависимости  от субъекта, издавшего нормы, следует  различать законодательные и подзаконные акты.

 

По времени действия нормы  права подразделяются на постоянные и временные. Первые действуют до их отмены, вторые – только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.

 

По кругу лиц, на которых  распространяется действие норм права, они классифицируются на общие и специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым – действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).

 

По техническим приемам  нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части, диспозиция которых включает меняющийся элемент (например, Правила техники безопасности, ГОСТы, Правила дорожного движения и т. п.). Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.

 

По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных норм права и выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряде случаев такие нормы регулируют те общественные отношения, которые не были урегулированы конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права. В отличие от норм-принципов общие нормы – это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, в ч. 1 ст. 288 ГК Республики Беларусь дано понятие обязательства и основания его возникновения, являясь общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств.

 

Классификация юридических  норм в зависимости от их различных  видовых признаков, как отмечалось, имеет важное теоретическое и  практическое значение. Следует, однако, отметить известную условность различных  подходов к группировке норм. Не случайно в литературе возникает  немало теоретических споров по поводу отрицания одних подходов и классификаций  и обоснования других. Как резонно  замечает Л.И. Спиридонов, условность любого основания объединения норм выражается, в частности, в том, что нельзя весьма чистыми признаками, по которым производится группировка.

 

Однако при всех условностях  группировки правовых норм на виды юридическая наука преследует единую цель – всестороннее познание и  совершенствование этого исходного  элемента, первичной клеточки права, усилие его регулирующего потенциала.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА  НОРМЫ ПРАВА, ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ.

 

2.1 Структура нормы  права

 

Юридический анализ нормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности, предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнение целей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму ясное и чёткое представление о её логической структуре. Принцип законности требует понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в тех или иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь знание структуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечивает чёткое, рациональное, логически завершённое построение статей нормативно - правовых актов.

Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

 

 Проблема структуры нормы права являются предметом дисскусий между правоведами. Одни считают, что в структуру нормы права входят три элемента, другие – придерживаются двучленной схемы. С. С. Алексеев предложил провести грань между логическими нормами и нормами-предписаниями. Таким образом, логическая норма содержит три элемента, а норма-предписание – два: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию8. А. Г. Братко при анализе запретов выделяет не три, а четыре элемента, так как гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции (т. е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции. В итоге получается структура запрещающей нормы. Высказано и мнение о том, что решение данной проблемы меняется в зависимости от точки приложения ее «к анализируемому нормативному материалу. Так, нормы уголовного права с точки зрения тех граждан, которым они адресованы как предписания, имеют гипотезу... диспозицию... и санкцию. С точки зрения суда, рассматривающего уголовное дело гипотезой – описание признаков преступления, диспозицией – указание на вид и меру наказания»9.

 

Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую, логическую и социологическую.

 

Юридическая структура традиционно  определяется как такое строение нормы права, которое состоит  из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

Информация о работе Норма права