Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
рассмотреть понятие и признаки норм права;
исследовать структуру норм права;
проанализировать соотношение правовой нормы и статьи нормативно-правового акта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм...6
2. Понятие и признаки нормы права………………………………………..9
2.1. Определения нормы права………………………………………….........9
2.2. Признаки (свойства) нормы права…………………………....……......11
3. Структуры нормы права……………………………………………...….16
3.1. Виды гипотез…………………….......………………………….……….16
3.2. Виды диспозиций…………………….......………………….…………..19
3.3. Виды санкций………......………………………………….…………….20
4. Классификация норм права……………………..............……………….29
5. Соотношение правовой нормы и статьи нормативно-правового акта..33
Заключение……………………………………………………….………46
Список использованной литературы…………..............………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

курс .н.п..doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

3.2. Виды диспозиций

 Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим  основаниям:

1) по способу описания на:

  • простые - содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии)
  • описательные - содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы)
  • бланкетные - содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону

2) по своей юридической направленности  выделяются:

  • предоставительно-обязывающие - содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора
  • обязывающие - указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа
  • управомочивающие - указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя
  • рекомендательные - указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан
  • запрещающие - указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии

 

3.3. Виды санкций

Санкция (последствия)  - элемент нормы права, предусматривающий  определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как:

  • негативными,  неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.
  • позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Общие признаки поощрений и наказаний  как санкций юридических норм:

1) они являются правовыми средствами  воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4) выступают одновременно в качестве  наиболее сильных обеспечивающих  факторов реализации других правовых  средств (льгот, субъективных  прав, запретов, юридических обязанностей);

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо  кроме объективной стороны еще  и определенное субъективное  состояние лица, выразившееся либо  в заслуге и подлежащее поощрению,  либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.

Между категориями "поощрение" и "наказание" существуют следующие  принципиальные различия:

1) если поощрение как заслуженная  мера призвана подкрепить положительное  поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная "заслуженная мера", выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны  с элементами взаимополезности  с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности;

3) если поощрение - мера одобрения,  то наказание - мера осуждения,  вызывающие у лица соответственно  положительные или отрицательные  эмоции;

4) у них по-разному проявляется  связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;

5) если в наказании заложены  силы, подтягивающие, так сказать,  поведение личности до нормы,  то в поощрении - стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений  и наказаний ведущая роль отводится  поощрениям, которые, создавая больше  альтернатив поведения, представляют  собой более гибкое воздействие,  чем наказание.

Так же выделяют абсолютно-определенные санкции – точно указанный размер штрафа, альтернативные – когда могут использоваться разные виды санкций (это выражается частицей «или» – лишение свободы или штраф и т.п.),относительно определенные – указывают вид наказания и его размеры, определяя нижний и (или) верхний предел (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет)

Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с  российским избирательным законодательством  граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь является часть  фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

Каждый из названных элементов  имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна

Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции — это только первый структурный пласт нормы права. Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы. Когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения - ответ на этот вопрос дает гипотеза. А что, собственно, требует норма права, что надо делать или, наоборот, нельзя делать - ответ следует искать в диспозиции. И, наконец, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать предписание нормы, - на это отвечает санкция.

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Системность является существенным качеством права – правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других – как элементы гипотез или санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности – санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил. С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией – обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона

В теории права различают  логическую и фактическую структуру  правовой нормы. Обязательным элементом  логической структуры нормы права  являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".

Вопрос о фактической  структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев и другие) считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы (М. С. Строгович, П. Е. Недбайло и их сторонники) полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.

Такое деление нормы  на гипотезу, диспозицию и санкцию  называется логической нормой, элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: «если..., то..., а в противном случае...». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.6 И мнение указанных авторов получило наиболее широкое распространение.  Но не все правоведы согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Так например многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и   в связи с этим признавали наличие норм не обеспеченных санкциями.7

Черданцев в своей работе защищает двучленное строение юридической  нормы. Он считает: «...что каждой норме  права, для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, совсем не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию. ...В первой части нормы устанавливаются факты, обстоятельства, при наличии которых данная норма действует, а во второй - юридические последствия, наступающие при наличии определенных гипотезой обстоятельств... В силу сложившейся традиции вторая часть регулятивных норм называется диспозицией».8

В современной юридической  литературе до сих пор нет единства мнений о структуре правовой нормы. Мнение правоведов разделилось на сторонников трехчленной структуры.

Двучленное строение юридической  нормы называется норма - предписание, которая состоит из гипотезы и  диспозиции (или санкции). Норма-предписание  состоит из целой части и полностью  содержится в статье нормативного акта. Ее можно прочитать по условной формуле «если – то».

Сторонник трехчленной  структуры Голлунский, позже отметил, что такая структура юридической  нормы (структура логической нормы) характерна не для всех отраслей права. «Можно считать вполне соответствующей  типовую схему юридической нормы как условного предложения «если-то». Автор отмечает, что трехчленная структура главным образом оспаривается только в вопросе о том, составляет ли санкция обязательный элемент каждой юридической нормы, или нет...».9 Алексеев считает, что: «...в результате обособления охранительных мер, санкции оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных предписаний».10

Пиголкин А.С. имеет иное мнение по этому поводу: «Обеспечение и защита норм права указанными в  нормативных актах мерами воздействия на правонарушителей является важнейшим моментом, отличающим правовые нормы от иных  социальных норм, действующих в обществе. Без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилось бы среди других видов социальных норм. Не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечению срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону».11 Томашевский утверждает, что: «не существует таких норм права, которые состоят из трех элементов. В этом наглядно убеждает правильный анализ по элементам любой нормы, к которой бы отрасли права они не относились бы. Например: «по истечению срока исковой давности, право на иск погашается». В данном примере нет санкции».12

Информация о работе Нормы права